Контрольная работа на тему Понятие о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ 4
ВИДЫ ВНИМАНИЯ 6
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
Введение:
Проблема внимания считается одной из самых сложных и важных проблем в научной психологии. От него зависит развитие всей системы психологических знаний, как фундаментальных, так и прикладных.
Актуальность проблемы внимания неоспорима: внимание сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Внимание необходимо для подбора информации, получаемой человеком, в соответствии с его реальными потребностями, а также для активации и торможения необходимых и в настоящее время ненужных психических процессов. Поэтому важно проанализировать современную литературу и рассмотреть такое понятие, как «внимание», проанализировать виды внимания и его основные свойства.
В системе психологических явлений внимание занимает особое положение. Оно интегрировано во все остальные психические процессы, выступает их необходимым моментом, и отделить его от них, изолировать и изучить в «чистом» виде невозможно.
Цель – изучить теоретические аспекты внимания.
Задачи:
• рассмотреть понятие «внимание» и его сущность;
• рассмотреть основные виды и свойства внимания.
Исследованием проблемы внимания занимались выдающиеся ученые: нейрофизиолог Н.А. Бернштейн, психологи Р.С. Вудвортс, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Е.Д. Хомская, психиатр Б.Д. Карвасарский и др.
Практическая значимость заключается в том, что на основании теоретической части работы, можно составить различные мероприятия или коррекционные программы, направленные на развитие внимания.
Заключение:
Анализ литературы по данной работе позволяет сделать нам ряд следующих выводов.
На сегодняшний день в понятие «внимания» вкладывается различное содержание и поэтому ему даются разные определения. Наиболее распространена точка зрения профессора Н.Ф. Добрынина: «Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте». Такого определения придерживаются большинство авторов работ по вниманию, и оно вошло во многие учебники по психологии.
Различают несколько классификаций видов внимания. Наиболее традиционной является классификация по признаку произвольности: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание. Так же существуют и другие классификации видов внимания: природное, социально обусловленное; сенсорное, двигательное, эмоциональное, интеллектуальное; внешненаправленное, внутринаправленное; непосредственное, опосредствованное.
Внимание характеризуется различными качественными проявлениями. Эти проявления внимания называются свойствами. Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся: объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, ко вторичным – колебание и переключение внимания.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что внимание выполняет много различных функций в жизни и деятельности человека. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Фрагмент текста работы:
ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ
Внимание – это интеллектуальные и сенсорные процессы психики, которые способствуют концентрации на изучении какого-либо явления или объекта. [2]
Среди психологов нет единого мнения по поводу внимания — некоторые считают, что независимого процесса внимания не существует, и это сторона другого психологического процесса. Другие, напротив, говорят, что внимание – это независимое психическое состояние человека со своими особенностями.
В научной психологии проблема внимания является одной из самых важных и сложных, поскольку от ее решения зависит развитие всех психологических знаний.
В жизни каждого человека внимание играет решающую роль в выборе содержания, запоминании и обучении. Традиционно проблема внимания рассматривается в отечественной психологии в рамках культурно-исторического, деятельностного подхода и психологии отношений.
Л.С. Выготский рассматривал внимание в двух формах – внимание природное и внимание как продукт культурного развития.
Природное внимание у человека от рождения – это врожденная способность реагировать на раздражители избирательно.
Законам культурного развития подчиняется опосредованное внимание. Более поздние исследования внимания рассматривали его как внутреннюю деятельность, которая содержала те же компоненты – деятельность, действие, операция, что и внешняя деятельность.
П. Я. Гальперин считал, что внимание – деятельность контроля, а С.Л. Рубинштейн рассматривал внимание как общее явление, характерное для всех видов деятельности.
По мнению С.Л. Рубинштейна, внимание является стороной всех познавательных процессов сознания, где они выступают как деятельность, которая направлена на объект.
Подобную позицию можно встретить и у Н.Ф. Добрынина, который считал, что внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Внимание характеризуется устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.
Феномен внимания в психологии объясняют шесть основных подходов, причем каждый подход в сложном комплексе психической деятельности выделяет какую-то одну сторону. Однако данные гипотезы всеобщего признания не получили.
Первый подход к пониманию внимания принадлежит Т. Рибо, который считал, что внимание имеет связь с эмоциями и ими вызывается. Интенсивность и продолжительность произвольного внимания связана с характеристиками эмоций. Эмоция – это реакция организма на вероятность удовлетворения той или иной потребности, поэтому внимание в первую очередь приковывается к этим объектам.
Авторами второго подхода являются И. Герберт и У. Гамильтон, считавшие, что интенсивные представления подавляют и вытесняют менее интенсивные в область подсознательного, а то, что в сознании остается, привлекает внимание.
Что касается третьего подхода, то суть его заключается в том, что внимание есть жизненный опыт индивида, т.е. является результатом апперцепции.
Четвертый подход принадлежит грузинскому ученому Д.Н. Узнадзе, утверждавшему, что внутренняя установка выражает состояние внимания.
Авторы пятого подхода делают упор на двигательный аспект процесса внимания.
Основу непроизвольного внимания составляет ориентировочный рефлекс, т.е. организм поворачивается к новому источнику раздражения и настраивает анализаторы на этот источник.