Контрольная работа на тему Понятие мировозрение,, его роль в жизни человека и общества.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Сущность и структура мировоззрения 5
2. Основные типы мировоззрений и их роль 11
Заключение 17
Список использованных источников 19
Введение:
По мере развития человека и общества росла потребность в приоткрытии тайны окружающего мира, его устройства, принципов и законов. Ответы на эти и другие философские вопросы дает мировоззрение, которое формируется в культуре.
Самым важным в жизни человека является то, как он воспринимает этот мир. В зависимости от того, как мы к нему относимся, формируется очень многое в нашем поведении и в отношении, и в индивидуальном осознавании жизни. Любой человек обладает своеобразным мышлением и имеет право на личное мнение. У него имеются в распоряжении личные взгляды на жизнь, на жизненные обстоятельства и свое понимание добра и зла. Через призму своих убеждений индивид смотрит на мир и формирует понимание окружающего, а также ищет своё место в нём.
Мировоззрение представляет собой систему оценки взглядов человека на различные вещи и жизненные обстоятельства, на базе которых формируются их принципы, отношение к миру и к самим себе. Человеческое мировоззрение базируется на условиях бытия и моральных устоях окружающего общества. Это знание формируется у каждой личности и социальных групп, у которых совпадают взгляды на жизнь. В жизни мировоззрение напоминает маяк. С его помощью человек ориентируется в мире и обществе, решает, как реагировать на внешние раздражители, осознает, что для него значимо, а что второстепенно и, наконец, чего желать.
Устойчивые принципы предоставляют личности покой и уверенность в его выборе и поступках. Смена массово-общественных событий и внутренних ценностей ведёт к мировоззренческому кризису. Наилучший способ справится с последствиями крушения идеалов — это попробовать выработать у себя новые, приемлемые законам морали.
Мировоззрение выступает сердцевиной культуры (научной, литературной, живописной и т.п.).
Мировоззрение – это самая ключевая проблема, которой занимается философия. Эта наука исследует, анализирует, изучает отношение человека к тому, что его окружает. Не просто связку «мир», не просто человека в отрыве от него, от культуры, от цивилизации. Философия исследует взаимосвязь, взаимоотношение, взаимопроникновение среды и человека.
Без развитого комплексного подхода к жизни невозможно представить себе полноценную личность, поэтому нельзя переоценить роль мировоззрения в жизни человека. Понимание этого факта благоприятно скажется на развитии индивидуума.
Как утверждает философия, играет и должно играть огромную роль в жизни человека мировоззрение в современном мире, потому что все это в целом помогает человеку формировать мнение. Настоящее, свое собственное, неподдельное, оригинальное, не подверженное какому-то стандартному шаблонному поведению, пропитанному заготовленными ярлыками, предрассудками, стандартными установками.
Применяемое в привычном для современного человека понимании понятие впервые употребил представитель классической немецкой философии Фридрих Шеллинг в конце XVIII века. Он предположил, что имеется такая интересная вещь под наименованием «взгляд на мир» и что данным воззрением обладает каждый человек.
Но в дальнейшем мировоззрение приняло много изменений в своей структуре. Человечество продолжает развиваться, соответственно философия совершенствуется.
Целью данной работы является анализ понятия мировоззрения, его роли в жизни человека и общества.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность и структуру мировоззрения.
2. Рассмотреть основные типы мировоззрений и их роль.
Заключение:
В целом можно сказать мировоззрение представляет собой непосредственный поиск начала жизненного человеческого самоутверждения. Индивидуум постигает действительность, свою уникальность, различие и общность со всем прочим миром. Мировоззрение обусловливает представление человека о самом себе и своем окружении, это совокупность понятий о своем отношении с миром, о месте в данном мире и о своем предназначении. Это интегральное психологическое, духовное и интеллектуальное образование, потому что человек не только получает знания об определенных мировых законах, а и оценивает их, «пропускает» через себя. Это набор множества интеллектуальных и духовных образований: принципов, знаний, мотивации, желаний, интуиции, ценностей, взглядов, убеждений, идеалов, жизненных норм, стереотипов, надежды, веры целей и прочего.
Мировоззрение непосредственно включает в себя следующие компоненты: мироощущение; мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения); миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения); мироотношение (вырабатывается на основе мироощущения и миропонимания); менталитет. Итогом продуктивного взаимодействия указанных компонентов выступает формирование главных компонентов мировоззрения: целостный комплекс четких убеждений, действий, поступков личности, которые выступают базисом самовыражения.
Сегодня выделяют пять главных типов мировоззрения: обыденное (житейское), научное, мифологическое, религиозное и философское.
На обыденное мировоззрение оказывает влияние непосредственный жизненный опыт человека, его практическая деятельность. Также оно может включать в себя опыт предыдущих поколений в виде традиционных представлений о мире. Житейское мировоззрение слабо связано с достижениями культуры и науки и опирается преимущественно на здравый смысл.
Научное мировоззрение, напротив, напрямую зависит от достижений человеческого познания и включает в себя научную картину мира, систематизированные знания.
Мифологическое мировоззрение характерно для начальных этапов развития человеческого общества. Ему соответствуют такие представления о мире, как: антропоморфность – одушевление природы и предметов, приписывание им человеческих свойств; объяснение событий в виде легенд и сказок; невосприимчивость к противоречиям, неспособность отличить вымысел от реальности, субъективное от объективного; вера в магию, духов.
Религиозное мировоззрение связано с верой в сверхъестественное – Бога или божеств – с обрядами и духовными ценностями, соответствующими конкретной религии или верованию.
Философское мировоззрение развивается на уровне теоретического сознания, свободного от верований. Оно стремится описать универсальные принципы реальности максимально объективно, используя для этого разум и знания.
Мировоззрение играет важную роль в жизни людей. Оно способствует формированию целостного взгляда на процессы, происходящие в обществе и внутри себя, выработке и систематизации различных методов познания окружающего мира. Мировоззрение позволяет человеку интегрироваться в социум, а также находить ориентиры для своего развития, формировать ценности. Процесс формирования мировоззрения длителен и сложен, и порой поиск себя продолжается на протяжении всей жизни.
Таким образом, необходимо отметить, что мировоззрение человека – это целая вселенная. Трансформация человеческого ума и духа превращает личность в индивидуальность.
Исходя из всего вышесказанного, цели данной работы можно считать достигнутыми, а задачи выполненными.
Фрагмент текста работы:
1. Сущность и структура мировоззрения
В современных обстоятельствах принято различать самосознание индивида и самосознание человеческой общности, к примеру конкретного народа. Формами проявления самосознания народа выступают мифы, сказки, анекдоты, песни и прочее. Наиболее примитивный уровень самосознания – первичное представление о себе. Порой оно представлен оценкой человека иными людьми. Следующий уровень самосознания определяется глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. В свою очередь, наиболее сложная из форм человеческого самосознания именуется мировоззрением.
Мировоззрение представляет собой сложное явление духовного мира человека, и сознание выступает его непосредственным фундаментом. Также мировоззрение представляет собой систему либо совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.
В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, непосредственной частью которого выступает, и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято именовать сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, на протяжении всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.
В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется личностями и социальными группами в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов.
В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи [2].
Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.
Всякое проявление мировоззрения в человеческом понимании имеет свои определённые элементы либо атрибуты, которые формируют единую организованную структуру. Для мировоззренческих идей также наличествует своя определённая последовательность элементов, вырабатывающих единую цепь понимания мира и жизни. Самыми существенными из них выступают следующие элементы:
1. Знания. Главным и наиболее значимым элементом выступают человеческие знания о мире, его особенностях и видах проявления жизни в нём. Знания служат каркасом, к которому присоединяются другие не менее важные понятия, а также создают единую и общую для всех систему понимания мира. Данная система формируется в ходе образовательного процесса.
2. Ценности. Ценностные ориентиры закладываются в человеке в процессе его активной социализации. В первую очередь это отображается в положительном либо отрицательном отношении к происходящим вокруг индивидуума событиям. Зачастую ценностные ориентиры имеют схожесть для широких групп людей и целых социумов, существующих в одинаковых условиях.
3. Убеждения. Убеждения либо принципы формируются у человека в ходе его жизнедеятельности, у различных людей они могут значительно отличаться. При этом убеждения обладают высокой степенью гибкости и изменчивости, что делает их нестойкой структурой для определения мировоззрения. Убеждения могут появляться лишь в определённый период жизни [5].
4. Идеалы. Под идеалами принято понимать такие модели поведения в обществе, которые являются примером для подражания и формируют в личности определённые качества. У каждого человека могут быть свои идеалы, но в то же время идеал может быть общим для большой группы людей, в таком случае речь идёт о создании массовой идеологии.
5. Верования. Каждый человек вправе выбирать и следовать своей правде, в связи с этим верования включают в группу основополагающих элементов мировоззренческой теории. У каждого человека есть свои вещи, в которые он искренне верит, а также имеются события и факты, вызывающие у него острое недоверие. Из этого складывается общая картина мира.
6. Чувства. Чувства тесно связаны с категорией эмоционального состояния человека и формируют в конечном итоге общую картину мира. Под чувствами принято понимать присущие каждому человеку проявления собственных переживаний по отношению к внешнему миру. Все чувства делятся на две большие группы позитивных и негативных проявлений.
7. Эмоции. Эмоции в отличие от чувств носят скрытый характер и не отражают общее состояние человека. Они характеризуют его внутренний настрой, но также они способны отразиться на внешнем состоянии в виде чувств или совершённых поступков. Эмоциональный фон очень важен при формировании сознания и мышления.
8. Жизненные нормы. Жизненными нормами или принципами принято обозначать те алгоритмы и схемы действий, которые помогают адекватно оценить обстановку и принять решение в конкретной ситуации. Жизненные нормы закладываются в человеческом сознании на протяжении многих лет и являются наиболее устойчивой частью восприятия мира [7].
Ещё одной интересной категорией в определении мировоззренческого мышления человека являются формы или функции мировоззрения. Среди возможных функций и форм в особую группу стоит выделить ощущение, восприятие и понимание окружающего мира. Они в наиболее полной мере раскрывают значимость функций сознания и мышления человека:
9. Мироощущение. Наиболее часто человек сталкивается с наиболее простой функцией мировоззрения, которая называется ощущением мира. С помощью представленной формы человек имеет возможность правильно оценить своё место в мире и жизни, а также почувствовать проявления жизнедеятельности во всех сферах жизнедеятельности.
10. Мировосприятие. Под восприятием мира принято понимать сложный процесс формирования и накопления знаний о структуре мира и собственном предназначении в жизни. В процессе повседневной жизнедеятельности человек непрерывно сталкивается с событиями и явлениями, которые, определенным образом отражаются на его общей картине мировосприятия. В конечном итоге это способствует глубокой оценке и осмыслению своего предназначения.
11. Миропонимание. Ещё одной не менее важной функцией является понимание окружающего мира, жизненных ориентиров и ценностей. Данный процесс происходит непрерывно и зависит от последовательного включения в процесс первых двух форм. Правильность понимания зависит от точности восприятия и внутреннего ощущения своего места и предназначения [10].
Мировоззрение играет довольно значимую роль в жизни всякого человека. Функционально его можно представить в качестве формы духовного познания, которая интегрирует человека в данный мир, наделяет его жизненными ориентирами.
Порой мировоззрение вырабатывается стихийно: человек рождается, постигает некоторые представления и убеждения от своих родителей, окружения, социальных связей и прочего.
Именно формирование своего видения позволяет человеку стать самим собой, познать свое «Я» – это можно рассматривать в качестве стержневой функции мировоззрения.
Понятие мировоззрения содержит три уровня:
Первый – обыденный вид мышления, подчеркивающий жизненный опыт, здравый смысл, инстинкт и предчувствия. В него входит наибольшая часть общества.
Обыденное мировоззрение – данным уровнем мировоззрения вступает непосредственное отражение будничной жизни, осознание личных особенностей существования каждого индивида в отдельности и уникальности людей в целом. Это уроки общества и самой жизни, именно поэтому они настолько убедительны и ясны. Иные слагаемые и уровни мировоззрение человека не так сильно опираются на бытовой опыт.
Общественная природа индивида выражается тут наиболее ярко, и передает в себе опыт поколений, традиции народа. Именно на данном уровне имеет место народная медицина, обряды и обычаи, фольклор, что говорит о множестве ценностях, сформулированных и зафиксированных в национальных особенностях определенного этноса.
Мировоззрение преимущественно базируется на особенности обыденного подтипа – здравый смысл. Именно он отражен и обобщен в народных поговорках и пословицах, но необходимо различать предрассудки и мудрость.
Второй уровень – более конкретный. Он включает знания человека состоящих из опыта в различных профессиях, науке, политике и искусства.
Третий – наивысший. Он более философский. Он изучает развитие разума личности на духовном уровне, анализ ее поступков и поиск источника её же проблем. До такого уровня дотягиваются в основном выдающиеся люди и представители философской науки.
Основная функция (ценность) мировоззрения заключается в том, что оно делает для нас мир понятным, удобным и безопасным. Это важно для психического здоровья, которое зависит от степени удовлетворенности жизнью, ее стабильности [3].
В компоненте современного мировоззрения обычно в литературе выделяют четыре элемента.