Контрольная работа на тему Понятие и основные концепции власти.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ И ЕЕ ВИДЫ.. 4
2.
ГЛАВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВЛАСТИ.. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 17
Введение:
На сегодняшний день понятие власти является одним из
центральных в политологии. Понимание данного феномена позволяет разобраться в
сущности политических процессов и самой политики. Определение власти и ее
природы имеет важнейшее значение не только для понимания политики, но и для
анализа и интерпретации различных политических событий. Каждый день во всем
мире происходит множество уникальных событий. Для того, чтобы сделать верный
прогноз или дать оценку определенным событиям, мы должны понимать, что во всей
системе общественно-политических отношений центральное место занимают властные
отношения, а, следовательно, нам необходимо изучить сам феномен власти и все,
что с ним связано. Еще в древние времена мыслителями из разных областей знаний
были предприняты попытки разобраться в сущности феномена власти, а в настоящее
время это приобретает несомненную актуальность.
На сегодняшний день разработано множество концепций власти
или хотя бы высказано суждений о ней. Конечно, большая их часть приходится на
ХХ и наступивший XXI век. У некоторых из них больше сходств, чем отличий,
другие же по всем основным параметрам принципиально несовместимы. И в целом
большинство этих концепций плохо согласуются между собой. Такой разнобой можно
объяснить не только тем, что существуют различные виды власти, но и сложным
характером феномена власти как такового.
Целью работы является анализ понятия власти
и ее основных концепций.
Для достижения поставленной
цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность власти и ее виды.
2. Изучить главные концепции власти.
Заключение:
Власть – это асимметричные
и конфликтные отношения, отражающие господства одних людей над другими. Большинство
исследователей соглашается с тем, что в основе понятия власти содержится идея выработки
каузальных последствий: власть – это способность воздействовать на объект.
Власть – необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной
системы. Вся политическая история человечества – это история борьбы за власть. Исторически
понятие «власть» связано с административным управлением древнегреческих полисов
(городов-государств).
Из множества определений власти наиболее часто употребляется
осовремененное определение немецкого социолога и политолога М. Вебера: «Власть означает
любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю
вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана».
Существуют поведенческий и социологический
подходы к определению природы власти. В рамках этих подходов выделяют различные
концепции власти, каждая из которых представляет собой определенный способ понимания
и трактовки власти:
1. Мифологическая концепция власти. Согласно этой концепции,
источник власти – реальное и естественное превосходство «сильных» над «слабыми».
«Слабые» («подчиненные») протестуют против власти сильных. Поэтому, чтобы оправдать
законность господства «сильных», создаются мифы о происхождении власти. Так, мифы
«о божественном характере власти» использовались в традиционных обществах Древнего
Востока, Античности, Средневековья.
2. Теологическая концепция власти. Согласно данной концепции,
вся государственная власть происходит от Бога, а монархи – исполнители божественной
воли.
3. Биологическая концепция власти, согласно которой власть –
механизм обуздания человеческой агрессивности, которая заложена в инстинктах человека
как биологического существа.
4. Бихевиористская концепция власти. Власть связана с особенностями
человеческого поведения, согласно которым одни люди командуют, а другие – подчиняются.
Политическая власть зависит от индивидуальных стремлений к власти. Стремление подчинять
своей воле других индивидов – доминирующий мотив политической активности человека.
5. Психологическая концепция власти. Мотивы и истоки власти находятся
в сфере бессознательного. Стремление к власти – это проявление психологической энергии.
Власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид
подчиняется силам, находящимся вне его сознания.
6. Структурно-функциональная концепция власти. Власть – это способ
самоорганизации общества, который основан на разделении функций управления и исполнения.
Власть – это отношения неравноправных субъектов, поведение которых зависит от выполняемых
ими ролей.
7. Конфликтологическая концепция власти. Власть – это отношения
господства и подчинения одних классов другим (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).
Господство обусловлено экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической
системе общества. Класс, обладающий собственностью, может подчинять своей воле экономически
зависимые классы.
8. Дуалистическая концепция власти. Происхождение власти дуально
(двойственно): с одной стороны, власть основывается на прямом принуждении, с другой
стороны, на убеждении подчиняющихся в справедливости своего подчинения.
Любая концепция власти связана с определенной ее
интерпретацией. Многообразие концепций власти, существующих в политической
науке, раскрывает многогранность и сложность данного явления.
Фрагмент текста работы:
1. СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ И ЕЕ ВИДЫ Понятие власти принадлежит к числу наиболее сложных для понимания,
определения и объяснения. Власть всегда была в поле внимания социальных философов.
Уже труды Платона и Аристотеля содержали немало интересных замечаний о власти, ее
свойствах и закономерностях. Там можно встретить и попытки определить само понятие
власти.
Платон рассматривает
власть как силу, которая базируется на неспецифическом знании – правлении. Политику
он определяет как специфическое знание власти над людьми в ее наиболее общем виде
[1].
Аристотель понимает
власть как черту присущую любой сложной системе. Все, что состоит из частей, имеет
властный элемент и элемент подчинения, это естественный закон. Власть у Аристотеля
– это активная форма, трансформирующая пассивную материю в реальные предметы.
Но античные мыслители
не стремились детально анализировать понятие власти, считая, что любой человек в
здравом уме понимает ключевые понятия типа власть, авторитет, правление, влияние.
Первая попытка более
детально определить власть, связана с именем Т. Гоббса, который заложил основы каузальной
концепции власти (власть как специфические причинные отношения), которая и до сих
пор превалирует в западных теоретико-политических построениях. «Власть человека,
— пишет Гоббс, – средства, с помощью которых в будущем возможно достижение некоторого
блага». Власть инициируется человеческой деятельностью и проявляет себя в каузальном
отношении. Причинная связь – это отношение между двумя переменными, в котором одна
переменная способствует изменениям в другой переменной. Причинная связь возникает
только между предметами и явлениями, которые соотносятся друг с другом, хотя они
могут быть удалены хронологически и пространственно. Гоббс рассматривает социальные
отношения в целом как механизм контактов и столкновений. Власть и причина различаются
по времени действия. Причина направлена в прошлое, к следствию, которое уже что-то
продуцировало. Таким образом, власть – это способность продуцировать действия в
будущем. Власть – это отношение между агентами, в которых один из агентов может
стать причиной действий другое. Стоит отметить, что власть – это асимметричные и
конфликтные отношения, отражающие господства одних людей над другими [10].
Большинство исследователей
соглашается с тем, что в основе понятия власти содержится идея выработки каузальных
последствий: власть – это способность воздействовать на объект. «Общим ядром в определении
понятия «власть» является идея о том, что А каким образом влияет на В».
Однако в таком виде
определения власти остается слишком аморфным. Очевидно, что не всякая способность
влиять и не любое воздействие является властью. Поэтому концепция власти должна
включать определенные критерии сущностного влияния, которые отличают власть от обычного
каузальной связи. Эти критерии не очевидны и связанные со многими дискуссионными
вопросами, как:
— власть действия (что-то сделать) или власть над (кем-то);
— осуществление власти (спонтанность, организованность);
— субъект власти (кто является субъектом власти: индивиды, группы, организации,
социальные структуры и системы);
— власть и конфликт, оппозиция, сопротивление, асимметрия;
— объект власти (что является объектом власти: интересы, преференции, поведение,
сознание, выбор деятельности) [9].
В современном философско-политическом дискурсе дискуссионной остается проблема
разграничения понятий власть и политическая власть. И это неудивительно, ведь большинство
современных исследований власти происходит именно в политической сфере. В социально-философской
литературе прилагательное политическая в сочетании с существительным власть используется
чаще, чем любой другой. Поэтому полностью понятна тенденция некоторых исследователей
рассматривать власть именно как политическую, в этом случае прилагательное политическая
становится избыточным.
Вторая тенденция рассматривает политическую власть как
субкатегорию власти как таковой, аргументируя свою позицию тем, что власть не исчерпывается
политикой и не все властные отношения происходят в политической сфере.