Общая психология Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Половозрастные особенности переживания стресса у студентов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретико-методологические подходы к изучению переживания стресса в психологии. 6

1.1. Понятие,
структура, виды стресса. 6

1.2. Половозрастной
характер переживания стресса. 10

1.3. Факторы,
вызывающие стресс-нагрузку у студентов. 12

1.4. Особенности
переживания стресса. 16

Выводы.. 24

Заключение. 25

Библиографический
список   27

  

Введение:

 

Актуальность
проблемы исследования. Теоретический анализ проблемы
половозрастных особенностей переживания стресса у студентов предполагает точное
представление об актуальности данной проблемы в психологической науке.

Нужно отметить, что
актуальность данной проблемы, прежде всего, проистекает из-за того, что студенты
как особая социальная группа сталкивается в своей жизни с различными трудными
ситуациями, которые наряду с их личностными особенностями определяют специфику
переживания им стресса.

Анализируя историю
исследований по заявленной нами темы, нужно заметить, что проблемой изучения
стресса занимались как зарубежные, так и отечественные ученые, среди которых,
прежде всего, можно назвать такие имена, как Г. Селье, Д. Брайт, Р. Лазарус,
Л.А. Китаев-Смык, Л.В. Куликов, А.Б. Леонова и др. Особое внимание для отечественных
исследователей имеет вопрос об особенностях преодоления трудных жизненных
ситуаций – здесь можно упомянуть исследования Н.В. Калининой, В.Л. Марищука,
Г.С. Никифорова и др.

При этом надо заметить,
что в настоящее время в психологической науке до сих пор имеет место дефицит
знаний по проблеме половозрастных особенностей переживания стресса у студентов,
несмотря на то, что отдельные ее аспекты получили свою детальную разработку в
научных исследованиях. Так, например, отечественными учеными проводилось изучение
связи специфики того, как студенты переживают стресс, с особенностями
образовательной среды, в которой осуществляется их обучение. В частности, И.А.
Зимняя полагает, что студенчество как особая социальная группа характеризуется
своими специфическими трудными жизненными ситуациями, требующими от молодежи
своего разрешения.

Тем самым можно говорить
о том, что проблема половозрастных особенностей переживания стресса у студентов
является актуальной, что требует ее более детальной теоретической разработки в
рамках психологической науки.

Данная контрольная работа
посвящена теоретическому изучению половозрастных особенностей переживания
стресса у студентов.

Необходимо отметить, что
анализ научной информации в контрольной работе осуществляется с помощью теоретических
методов работы с научными источниками, в которых представлены позиции
отечественных и зарубежных ученых по проблеме стресса и особенностей его
переживания у студентов.

Объект исследования
– переживание стресса.

Предмет исследования
– половозрастные особенности.

Цель
исследования – изучение половозрастных особенностей
переживания стресса у студентов.

Гипотеза
исследования: мы предполагаем,
что существует разнообразие теоретических представлений в психологической науке
о переживании стресса.

Задачи
исследования:

1. Изучить понятие,
структуру и виды стресса.

2. Рассмотреть
повозрастной характер переживания стресса.

3. Раскрыть факторы,
вызывающие стресс-нагрузку у студентов.

4. Проанализировать
особенности переживания стресса.

Структура
контрольной работы. Контрольная работа состоит из введения, одной
главы, четырех параграфов, выводов, заключения и библиографического списка.

Во введении
обосновывается актуальность заявленной в работе проблемы, формулируются цель и
задачи контрольной работы.

В
первой главе изучаются теоретико-методологические подходы к изучению
переживания стресса в психологии.

В
первом параграфе приводится информация относительно понятия, структуры и видов
стресса.

Во
втором параграфе рассматриваются половые и возрастные аспекты переживания
стресса.

В
третьем параграфе раскрываются факторы, которые вызывают стрессовую нагрузку у
студентов.

В
четвертом параграфе анализируются особенности переживания стресса.

В
выводах формулируются общие положения проведенного теоретического изучения проблемы.

В
заключении подводятся окончательные итоги теоретического исследования.

Общий
объем основного текста работы без списка литературы
составил 22 страницы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование половозрастных
особенностей переживания стресса у студентов предполагало анализ теоретических
аспектов заявленной проблемы.

В рамках теоретического
анализа были рассмотрены и проанализированы теоретико-методологические подходы
к изучению переживания стресса в психологии.

В начале была приведена
информация относительно понятия, структуры и видов стресса.

Далее были рассмотрены
половые и возрастные аспекты переживания стресса.

После были раскрыты и
описаны факторы, которые вызывают стрессовую нагрузку у студентов.

И, наконец, были
проанализированы особенности переживания стресса.

В результате проведенного
исследования было выявлено, что психологический стресс – это состояние
организма, которое является результатом того, что организм взаимодействует со
средой; это состояние повышенного эмоционального напряжения на фоне недостаточности
нормальной адаптивной реакции.

Мужчины и женщины
по-разному реагируют на стресс в соответствии с доминирующим в обществе
гендерным стереотипом ролевой функции.

Благодаря организованному
формированию личности у студентов формируется жизнеспособность, которая может
рассматриваться как интегральный показатель, которые отражает способность
личности преодолевать трудные жизненные ситуации.

Также было выявлено, что
особенности переживания стресса есть следствие личности человека и конкретной
трудной жизненной ситуации, которая является для него актуальной в настоящее
время.

Личность – это
абстрактное понятие, объединяющее в себе различные стороны человеческой
психики, такие, например, как эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная,
когнитивная сферы, психические процессы
и т.д.

Трудная жизненная ситуация приводит к нарушению
деятельности человека, его сложившихся отношений с окружающими людьми,
порождающую отрицательные эмоции и переживания, а также вызывающую дискомфорт,
что при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для
развития личности.

Таким
образом, поставленные цель и задачи в контрольной работе были выполнены в
полном объеме, а выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение. И значит
можно утверждать, что действительно существует разнообразие теоретических
представлений в психологической науке о переживании стресса.

В
качестве перспективы изучения заявленной проблемы половозрастных особенностей
переживания стресса у студентов можно указать на организацию и проведение собственного
эмпирического исследования, в рамках которого возможно разрешение ряда частных
аспектов данной проблематики.

При
этом по результатам эмпирического исследования будет возможна разработка
практических рекомендаций, имеющих прикладной характер в плане улучшения
стрессоустойчивости у студентов в различных трудных жизненных ситуациях,
которые характерны для данного возрастного периода.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к
изучению переживания стресса в психологии 1.1. Понятие, структура, виды
стресса Проблема стресса
первоначально получила свою разработку в физиологической науке, где сам стресс
понимался как общая неспецифическая реакция организма на негативное
воздействие, в результате чего развивается и функционирует так называемый общий
адаптационный синдром. В качестве воздействующего фактора могут быть голод,
холод, усталость и т.д. В свою очередь под неспецифическим ответом организма
подразумевается нехарактерная для него реакция на какие-либо внутренние или
внешние факторы. При этом само состояние стресса неотъемлемым образом включено
в процесс адаптации организма и стресс характеризуется определенными стадиями,
которые изначально выделил Г. Селье и его последователи [4; 11; 25].

Стресс является многоаспектным
явлением, что обусловило наличие различных типологий его проявлений. Так,
например, выделяют физиологический и психический стресс. При этом в силу того,
что человек социален по своей природе и выполняет различные социальные функции,
то именно психический стресс является наиболее важным в плане регуляции
психического состояния и деятельности человека [2; 7; 16; 25].

Также нужно обратить
внимание на неоднозначность самого понятия стресса, которое может применяться к
различным обстоятельствам жизни, имеющим нестандартный и чрезвычайный характер.
Часто стресс по своему смысловому значению является противоположным душевному
спокойствию человека. Кроме того, если условия оптимальны, то стресс может
вызывать и реакции положительного плана – например, в случае вдохновения,
приятного возбуждения, творческого подъема и т.д. И в таких ситуациях стресс
мобилизует организм, а не вызывает в нем ускоренную адаптацию к негативным
жизненным условиям [24].

Также ученые отмечают,
что существуют индивидуальные проявления стресса в зависимости от конкретной
личности человека, поскольку такие проявления зависят не только от реакции
приспособления организма, но и от наличия у человека опыта действия в похожих
ситуациях. Как отмечает Г. Селье, стрессу подвержены все люди, но в разной
степени. При этом стрессовыми факторами могут быть любые стимулы, которые
способны вызывать у человека высокое напряжение и дискомфорт [10; 25].

В настоящее время
существуют следующие основные трактовки стресса в рамках современных концепций:

1). Стресс – это процесса
и результат негативного влияния среды (стрессора по Г. Селье) на организм.

2). Стресс – это комплекс
субъективных реакций, которые выражают внутреннее эмоциональное напряжение
человека.

3). Стресс – это комплекс
неспецифических черт, которые характеризуют реакции организма в рамках
экстремальных ситуаций.

Существует два основных
стрессовых проявлений:

1). Дистресс –
проявляется в чувствах мучения, безысходности, печали, паники (может вызываться
различными негативными жизненными ситуациями – смерть, потеря ребенка, развод и
т.д.).

2). Эвстресс –
проявляется в чувствах радости, восхищения, карьерного подъема (может
вызываться позитивными жизненными событиями –рождение ребенка, большой выигрыш
и т.д.) [25].

Независимо от того, какой
стимул вызывает стресс, организм реагирует похожими реакциями – например,
инфаркт миокарда вследствие стрессового потрясения может быть вызван как
большим выигрышем, так и новостью о смертельной болезни у человека.

Стрессовая ситуация
сопровождается проявлением у человека различных поведенческих реакций:

— реакция напряжения –
человек замкнут, подавлен и тревожен;

— реакция страха –
человек испытывает страх, стремится к самосохранению, проявляет аффект и
панику;

— реакция торможения – у
человека ухудшается память, реакции замедляются;

— реакция отсутствия
контроля – человек агрессивен, проявляет гнев, кричит, скандалит;

— реакция прогрессивного
типа – у человека повышены мышечный и мозговой тонус, все рабочие усилия
успешны;

— реакция суетливости –
человек мечется, не замечает главного и приоритетного.

Поведение у человека
меняется вследствие того, какую стадию стресса он переживает и в какой степени
сильно стрессовое напряжение, которое влияет на когнитивные процессы [4; 14;
21].

Стресс по Г. Селье
включает в себя три основные стадии:

— стадия беспокойства – в
организме мобилизуются нейроэндокринные механизмы, которые дают организму
энергию для бегства и борьбы;

— стадия резистентности –
увеличивается устойчивость организма стрессору, улучшается общее самочувствие и
состояние здоровья;

— стадия истощения – на
этой стадии адаптационный процесс нарушается, вследствие чего происходит срыв
адаптации, развивается болезнь и возможна смерть организма.

Психофизиологический
подход к стрессу, которые разрабатывали Л.А. Китаев-Смык, Ф.П. Космолинский,
полагает, что в основе реакции организма на стресс лежат нервные импульсы,
которые могут снижать выживаемость организма и провоцировать смерть.

В свою очередь, Л.А.
Китаев-Смык выделил четыре основных стрессовых синдрома, которые соответствуют
определенным стрессогенным этапам:

— поведенческий синдром –
человек удивляется, недоумевает, впадает в состояние ступора;

— вегетативный синдром –
вегетативные реакции организма тормозятся;

— когнитивный синдром –
мыслительные способности человека меняются, индивид адаптируется, либо сдает
свои позиции;

— социальный синдром –
процессы общения у человека деформируются и нарушаются вследствие стресса [11;
14; 18].

Также для своего
рассмотрения представляет интерес концепция эмоционального стресса, которую
предложил В.Л. Марищук. Данный ученые выделяет боевой, учебный и семейный виды
стресса.

Боевой стресс характерен
для агрессивных людей, которые часто испытывают внутреннее напряжение, изливая
его на их социальное окружение в форме мата, скандалов, драки и т.д. Такая
агрессивная личность склонна к деградации и моральному умиранию на фоне
глубокой неудовлетворенности своей неспособностью устанавливать и развивать
свое межличностные контакты с другими людьми [16].

Учебный стресс обычно
характерен для людей молодого и среднего возраста, которые постоянно повышают
свой умственный уровень. При этом умственная нагрузка на фоне хронического
недосыпания, неумения вести тайм-менеджмент, заниженной самооценкой и т.д.
ведет к критическому ситуативному поведению, которое проявляется в приступах
истерики, апатии, депрессивном синдроме.

Семейный стресс часто
может быть причиной совершения человеком суицида на фоне ощущения непонимания в
семье, унижений, заброженности, расставания, смерти близкого человека и т.д.
[14; 19; 23].

Таким образом, можно
сформулировать следующие основные выводы:

— психологический стресс –
это состояние организма, которое является результатом того, что организм
взаимодействует со средой; это состояние повышенного эмоционального напряжения
на фоне недостаточности нормальной адаптивной реакции;

— существует два основных
стрессовых проявлений – дистресс и эвстресс;

— стресс по включает в
себя три основные стадии (по Г. Селье) – стадия беспокойства, стадия
резистентности, стадия истощения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы