Контрольная работа на тему Политология и социология.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Пояснительная записка…………………………………………………………………………. 3 ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ……………………………………………………… 4 ТЕМА 2. ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СОЦИАЛЬНАЯ
СИСТЕМА …….. 7 ТЕМА 3. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ………… 12 ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И
СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ………………… 19 ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ
ПРОЦЕСС……………………… 22 ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ
РАЗРЕШЕНИЯ……………………….. 27 РЕКОМЕНДОВАННЫЙ СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 33 ТЕМА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ
ДИСЦИПЛИНА……………………… 34 ТЕМА 2. ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ, ПРОБЛЕМА
ВЛАСТИ…………….. 39 ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ
РЕЖИМЫ…………………………………………………………………. 44 ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА…………………… 49 ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ЭЛИТЫ…………………………………………………………………… 58 ТЕМА 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ
ЛИДЕРСТВО……………………. 61 РЕКОМЕНДОВАННЫЙ СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 68
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА План семинара
1. Объект и предмет социологии.
2. Категории, структура, функции социологии.
3. Роль и место социологии в системе
социально-гуманитарных наук. 1. ОТВЕТЬТЕ
НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1) Каковы причины возникновения социологии? Истоки социологии
можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов — в мудрых, с философским
подтекстом советах по различным житейским вопросам. Античная мысль дала новый
толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент
основ социологии. Впервые античные философы обратились к проблеме места
человека в обществе. Это были такие известные учёные и философы, как Платон,
Аристотель, Полибий.
Социология как
самостоятельная наука о закономерностях функционирования и развития социальных
систем возникла в середине XIX в. В социальной сфере это было время крайней
нестабильности. Шли восстания во Франции (лионских ткачей), в Германии
(силезских ткачей), революция в Англии (1848г.). Обострились социальные
проблемы: бездомность, нищета, преступность, безработица. В это времена люди
начинают нуждаться в обобщающей теории, которая способна прогнозировать, по
какому руслу движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести
свое место и роль в этом процессе.
В это же время быстро
формируется «средний слой» и буржуазная прослойка, которая всегда выступает за
порядок и стабильность; укрепляется институт общественного мнения, возрастает
число различных общественных движений, выступающих за социальные реформы, таким
образом, отчетливо проявились социальные проблемы общества, а вместе с этим
объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их устранение.
Толчком к
исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Началось большее
использование естественных ресурсов, и сфера производства стала расширяться.
Однако люди столкнулись с тем, что ресурсы эти ограничены, в результате чего
единственным способом увеличения производительности стало рациональное
использование рабочей силы. Если в начале XIX в. производители служили
дополнением к ресурсам и механизмам и только механизмы надо было изобретать и
совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой
могут управлять, лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди.
Наступил период усложнения всех сфер жизнедеятельности, и это людей подтолкнуло
на проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими
взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы
были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки,
изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также
взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.
Целесообразно
выделять два основных этапа в развитии социологической науки. Первый охватывает
XIX в. (со времени Конта) и начало XX в. (вплоть до 1920-х гг.), второй — весь
XX в. Первый этап получил название классического, второй — современного. Первый
этап связан с существованием теоретической социологии, а второй этап
характеризуется, наряду с продолжением этого процесса, появлением и развитием
эмпирической социологии. Современный этап развития социологии определяется
взаимодействием (в том числе и в форме противоборства, противостояния,
взаимного неприятия) теоретической и эмпирической социологии.
«Отцом социологии»
называют французского философа-позитивиста О. Конта. Он определил специфику и
задачи социологического исследования общественной жизни, дал первоначальную
разработку социологических категорий и законов. Конт был автором многочисленных
работ по социологии, таких как «Система позитивной политики» или Трактат о
социологии, устанавливающий «религию Человечества», затем «Курс позитивной
философии», в котором излагаются философские взгляды О.Конта, дается
классификация наук, излагаются основы социологии. Создавая свои работы, он
пытался таким образом определить место социологии в системе наук.
В XIX в. социология
начала развиваться параллельно и пересекаясь с социальной философией. Философы,
социологи и экономисты закладывали свой труд в фундаментальные основы
социологии. Это были: немецкие мыслители Карл Маркс (1818-1883), Фридрих
Энгельс (1820-1895), Макс Вебер (1864-1920), Георг Зиммель (1858-1918),
англичанин Герберт Спенсер (1820-1903), француз Эмиль Дюркгейм (1858-1917).
Поэтому социологию второй половины XIX — начала XX в. называют классическим
периодом ее развития.
2) Какие функции выполняет социология в обществе?
К
основным функциям социологии принято относить:
— познавательную;
— прогностическую;
— социального
проектирования;
— организационно-технологическую;
— управленческую;
— инструментальную.
Познавательная
функция присуща любой науке. Для социологии это – познание социального. В самом
широком смысле социальное можно определить как имманентное (внутренне присущее,
неотъемлемое) качество, отражающее процесс и результат человеческого
взаимодействия. Теоретический и эмпирический анализ социальных фактов является
познавательной функцией социологии. Она может выступать в дескриптивной
(описательной) и диагностической формах.
Следующая
функция – прогностическая – также тесно связана с познавательной функцией,
дающей материал о состоянии и тенденциях изменения социальной реальности.
Социальное
проектирование – это научно обоснованное конструирование системы параметров
будущего объекта или качественно нового состояния объекта существующего.
Организационно-технологическая
функция тесно связана с предыдущей и обеспечивает практические средства и
действия, необходимые для реализации социальных проектов. Ее продуктом являются
социальные технологии.
Под
управленческой функцией социологии следует понимать использование
социологических знаний, методик и способов анализа ситуации в управлении.