Контрольная работа на тему Политический режим: определение, типология. Особенности тоталитаризма, авторитаризма и демократии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ТИПОЛОГИЯ 4
2. ОСОБЕННОСТИ ТОТАЛИТАРИЗМА, АВТОРИТАРИЗМА И ДЕМОКРАТИИ 6
2.1 Особенности тоталитаризма 6
2.2 Особенности авторитаризма 8
2.3 Особенности демократии 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
Введение:
Политический режим представляет собой одно из наиболее сложных и значимых политико-правовых явлений современности. Именно политический режим определяет характер функционирования политической власти в государстве, организацию власти, взаимодействие государства, общества и личности, гарантированность реализации основополагающих прав человека.
За всю историю человечества сложилось три политических режима, демократический, авторитарный и тоталитарный. Каждый из этих режимов в тот или иной исторический период человечества имел большую распространённость, а также в одной и той же стране один режим мог сменять другой. Для каждого из режимов свойственны те или иные черты, для становления каждого режима нужны определённые условия, исторические особенности развития общества, и международная обстановка в мире.
Актуальность темы заключается в том, что происходящие в современном мире и в России экономические, социальные, политические процессы не могут не оказывать влияния на политическую сферу, что, в свою очередь, влечёт эволюцию такой важной характеристики политической системы, государственности в целом как политический режим. Политический режим, получивший сегодня столь широкое признание в науке и практике, вместе с тем продолжает оставаться одним из тех явлений, которые при ближайшем рассмотрении оказываются недостаточно понятыми.
Целью данной работы является изучение поставленных вопросов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть определение и типологию политических режимов;
— рассмотреть особенности тоталитаризма, авторитаризма и демократии.
Заключение:
Политический режим — это система средств и методов осуществления политической власти, характеристика состояния прав и свобод личности. Он определяет политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее истории.
Признаками тоталитаризма являются: одна массовая партия; монопольная идеология, признанная всеми; монополия на СМИ; контроль политической полиции террористического характера; система централизованного типа для управления и контролем над экономикой; полнейшая сконцентрированность власти в руках вождя, который опирается на властвующую партию; слияние государственного и партийного аппаратов; ориентир на создание идеального будущего и нового человека.
Авторитаризм считается политическим режимом негативной направленности и не имеет актуальности применения в современном обществе, но у него имеются и положительные стороны, которые могут помочь в решение некоторых социальных проблем. Он способен: облегчить период прохождения социально-политического кризиса общества; быстро создать стабильную обстановку в обществе, организовать порядок; найти источники финансирования важнейших проблем и задач общества; планомерно и эффективно провести радикальные социальные изменения, разработать новые реформы, политическую программу.
В современной политической науке преобладает понимание демократии как формы общественного устройства, основанной на признании народа в качестве источника и субъекта власти. В реальной практике народовластие нигде не было реализовано и, по существу, представляет собой идеал общественного устройства, вобравший в себя ценности свободы, равенства, прав человека и солидарности.
Исходя из всего вышесказанного, цели данной работы можно считать достигнутыми, а задачи выполненными.
Фрагмент текста работы:
1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ТИПОЛОГИЯ
Под политическим режимом понимает особая форма политического управления, совокупность приемов, средств, методик, с помощью которых осуществляется регулирование политических отношений в обществе, государстве, также его рассматривают в качестве способа функционирования политической системы.
Термин «режим» пришел из французского языка и переводится как «управление». На сегодняшний день политический режим характеризует методы реализации политической власти, степень участия граждан в системе управления обществом и государством, взаимоотношения различных государственных институтов и структур, правовые основы реализации политики, степень политической свободы и разработанности норм в данной сфере, открытость или закрытость политических элит, правовое сознание личности и так далее.
На сегодняшний день насчитывают порядка 140-160 различных политических режимов, многие из них крайне незначительно отличаются друг от друга, однако столь большое их количество определяет необходимость различного рода классификации.
На сегодняшний день в науке сложились основные традиции относительно определения политических режимов в рамках конкретного государства. Многие из них вытекают из норм конституционного права, другие из цитологических подходов к данному понятию. Изучением данного понятия занимается наука политология, а также ряд других наук.
Выделяют два основных подхода к определению идеологии политических режимов:
— институциональный;
— социологический [2].
Первый подход также называется формально-юридическим. В нём значительное внимание уделяется именно нормам права как важнейшим характеристикам функционирования общества и государства. Данный подход, в основном, был характерен для Франции, где он традиционно и зародился. Исходя из характеристики данного подхода, были выделены следующие виды политических режимов:
— абсолютная монархия;
— президентская республика;
— парламентская республика.
В дальнейшем эта типология стала одной из наиболее часто используемых в политологии, так как она характеризует не столько режим, сколько структуру власти в рамках конкретного государства или правительства.
Американский политолог Г. Лассуэл также признавал данную классификацию, рассматривая любой политический режим в качестве способа легализации власти. По его мнению, любые юридические нормы существуют в политологии и политике в целом лишь для того, чтобы обеспечить принудительную силу государства. Неконституционные формы правления он не признавал.
Социологический подход трактует особые способы происхождения власти, которые основываются на волеизъявлении народа и являются ее своеобразным продолжением, то есть народ является источником власти. В данном подходе намного проще соблюдать баланс во взаимоотношениях общества и государства.