Контрольная работа на тему Полицейская реформа 1880 г. и образование Департамента полиции.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение. 3
1. Органы сыска во второй половине
XIX века. 4
2. Организационное построение и
структура органов Российской Империи, которые обеспечивали охрану
государственного и общественного устройства. 6
3. Верховная распорядительная
комиссия. 9
Заключение. 11
Список использованной литературы.. 13
Введение:
Введение Актуальность исследования к концу
правления императора Александра II Россия находилась в остром экономическом и
политическом кризисе. Власть оказалась почти неспособной эффективно управлять охваченной
террором страной. Императора личные дела постепенно начинали интересовать куда
больше государственных, в то время как в стране не было четкой программы выхода
из кризисной ситуации. В обществе установилось тревожная атмосфера, которая еще
сильнее накалилась в связи с убийством Александра II1 марта 1881 г. На престол
взошел новый император − Александр III, правление которого во многом должно
было определить дальнейшую судьбу Российской империи. Перед новым царем стояла
важнейшая задача выбора пути развития государства: продолжить курс своего отца,
в котором в конце 70-х – начале 80-х гг. XIX в. вновь возобладала установка на
проведение реформ, или же встать на более консервативные позиции. На выбор
Александра III существенным образом должна была повлиять борьба в
бюрократических «верхах», активно развернувшаяся в первые годы его правления.
Осмысление последних десятилетий существования
Российской империи крайне важно для того, чтобы понять причины ее крушения в
1917 г. – события, задавшего вектор развития России на долгие годы. В этом
контексте весьма актуальным выглядит обращение именно к первым годам
царствования Александра III– времени активного противостояния в среде высшей бюрократии,
исход которого значительным образом повлиял на формирование политического курса
государства в конце XIX–начале XX вв.
Цель исследования: изучить полицейскую
реформу 1880 г. и образование Департамента полиции.
Объект исследования: полицейская реформа. Предмет исследования: верховная
распорядительная комиссия.
Для достижения поставленной цели нужно
решить следующие задачи:
1. Изучить органы сыска во второй половине
XIX века;
2. Рассмотреть организационное построение
и структура органов Российской Империи, которые обеспечивали охрану
государственного и общественного устройства;
3. Проанализировать верховную
распорядительную комиссию
В методологию исследования легли принципы
историзма, научности и объективности познания.
Среди примененных методов
историко-критический, историко-сравнительный, а также такие общенаучные методы,
как описание, сопоставление, анализ, объяснение, сравнение, интерпретация
Заключение:
В конце 1870-х – начале 1880-х гг.
Российская империя испытывала политический кризис, связанный с активизацией
революционных настроений в стране. После ряда несчастливых попыток преодолеть кризис было принято решение об организации
Верховной распорядительной комиссии12 февраля 1881 г. Ее руководителем был поставлен
генерал М.Т. Лорис-Меликов, заработавший чрезмерные полномочия для борьбы с
террором. К лету террористическая деятельность пошла на убыль, и император
принял решение об отмене Верховной распорядительной комиссии, а М.Т.
Лорис-Меликов заработал пост министра внутренних дел, причем его полномочия
были даже обширнее, чем на предшествующей должности. М.Т. Лорис-Меликов полагал,
что для борьбы с кризисом мало одних полицейских методов – нужны и политические
реорганизации. Он разработал проект реформ, основная из которых была соединена с
притягиванием представителей земств и городов к законосовещательной
деятельности. Одна часть бюрократической среды поддержала министра внутренних
дел, вторая выступила против предложенной меры, в которой видели шаг к конституции.
Александр II принял на сторону министра внутренних дел, все-таки после его
гибели 1 марта 1881 г. и вступления на престол Александра III судьба проекта М.Т.
Лорис-Меликова очутилась неопределенной. Собственно вокруг данной реформы и
развернулась на первом этапе (1 марта 1881 г. –29 апреля 1881 г.) борьба в
бюрократических «верхах». Главным событием первых месяцев царствования
Александра III стал Совет министров 8 марта 1881 г., который был собран специально
для обсуждения проекта М.Т. Лорис-Меликова. В ходе совещания обнаружились
сторонники предложения, которых было больше, а также его противники, среди
которых, без сомнения, центральной персоной был обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев.
С 1880 года губернские жандармские
управления, которые ранее подчинялись штабу корпуса жандармов, перешли в
подчинение Департамента полиции МВД. Это ведомство стало центральным органом
политического надзора и сыска, оно управляло
и общей полицией.
С указанного времени
Министерство внутренних дел функционально выполняло роль ведущей и
вышестоящей организации для всех органов Российской империи, которые осуществляли
защиту государственного режима. Такое объединение функций защиты
государственной безопасности и охраны общественного порядка в рамках одного
ведомства было на то время вполне закономерным явлением.
Организация Верховной распорядительной
комиссии по охранению государственного порядка и общественного покоя во главе с
М. Лорис-Меликовым являло собой попытку самодержавия справиться с
террористической деятельностью организации «Народная воля». Начальник комиссии полагал,
что определению общественного покоя будет содействовать проведение либеральных
политических реформ. Все-таки как деятельность комиссии, так и замыслы её
начальника потерпели крах.
Терроризм в последней трети XIX в. не лишь
в России, но и во многих государствах – в Италии, Ирландии, США, на Балканах – делался
распространенным методом решения социально-политических проблем. Потому часть
образованного русского общества проявляло террористам моральную помощь.
С организацией указанных подразделений
эффективность политического сыска стала более высокой. Главное направление
деятельности охранных подразделений состоял
в противодействии антигосударственной активности
социал-демократических организаций. Значительное внимание уделялось и
деятельности партии эсеров. В ячейках этой партии у жандармерии были агенты,
осуществлявшие передачу информации о намерениях руководства эсеров по
осуществлению террористических актов. Первая российская революция намного
усложнила деятельность политического сыска. Сотрудникам охранных отделений
приходилось работать в условиях массового революционного движения рабочих
забастовок, которые в ряде случаев переходили в вооруженные восстания,
крестьянские волнения, активные движения оппозиционных партий,
совершение массовых террористических актов.
Появилась необходимость координировать работу тайной полиции в крупных
регионах и решать многие важные оперативные вопросы на месте, не дожидаясь
указаний Департамента полиции.
В 1906 году начали создаваться районные
охранные отделения – центры политического сыска для нескольких губерний. По
мнению современных аналитиков, на рубеже XIX – XX веков Россия имела
эффективную систему органов
защиты государственной безопасности.
Благодаря использованию многочисленных тайных агентур в стране и за
рубежом, добровольных помощников специализированные органы получали достоверную
информацию о намерениях террористических организаций. Они внедряли своих
агентов в потенциально опасные круги, действовали на опережение, изучали
возможных противников. Спецслужбы имели опыт подготовки доказательств для
крупных политических судебных
процессов, взаимодействия с
прессой (что помогало
в дискредитации возможных
противников). Насущные задачи помогала решать перлюстрация корреспонденции,
наружное наблюдение, совершенствовались методы вербовки агентуры, активно
проводились аресты, обыски, допросы. Именно это и помогло спецслужбам
преодолеть активную террористическую деятельность в годы первой российской
революции.
Фрагмент текста работы:
Вторая половина ХIХ века характеризуется
исследователями как время раскрепощения общественной жизни в России. В этот
период было отменено крепостное право, проведены глубокие буржуазные реформы,
введено земское самоуправление в сельской местности и в городах. В этот период
студенты получили большую свободу, либеральнее стало законодательство о печати.
Военная реформа положила начало массовой всесословной армии на основе
обязательной воинской повинности. Россия становилась капиталистической страной.
В
то же время наиболее радикальные и оппозиционные элементы в стране были
недовольны происходившими преобразованиями. Тем, что значительная часть земли
осталась за помещиками, сохранилась абсолютная монархия, по-прежнему велик был
полицейский произвол. Отсутствовала конституция. Выросшая численно и
образовавшая свою касту разночинская интеллигенция создала тайные революционные
кружки и организации, ставшие постоянным фактором общественной жизни.
Вдохновляли ее революционные идеи А. И. Герцена, Н. П. Огарева, Н. Г.
Чернышевского, А. Н. Добролюбова, позднее М. А. Бакунина, Л. П. Лаврова, П. Н.
Ткачева, Н. К. Михайловского. В 80-е годы начали создаваться первые
марксистские кружки и группы, ставившие своей целью свержение не только
самодержавия, но и капиталистического строя.
С
самого начала царствования Александра II политический сыск в России находился в
состоянии упадка. Органы Третьего отделения, как в центре, так и на местах
пребывали в большом кризисе [5]. Поэтому новый царь вынужден был принимать меры
по его укреплению. Это вызывалось острой необходимостью. Только за 1857—1861
годы в стране произошло 2165 крестьянских волнений.
Место управляющего Третьим отделением и
шефа корпуса жандармов занял В. А. Долгоруков. В этот период в Третьем
отделении служили 40 чиновников, не считая сверхштатных и секретных агентов.
Корпус жандармов насчитывал 4253 генералов, офицеров и нижних чинов. В 1867
году были созданы губернские жандармские управления. Главное внимание в 60-е
годы уделялось «наблюдениям за направлением умов в государстве», которое после
«заморозков» в период царствования Николая II быстро менялось в сторону
либерализации.
Во
время отмены крепостного права жандармы следили за настроениями крестьянства. В
записке шефу жандармов от 9 марта 1861 года штаб-офицер полковник Лобановский
писал о том, что «из разговоров некоторых помещичьих крестьян можно было
заметить, что новое положение, даруемое, не возбудило в них сочувствия, и они,
ожидая окончательного освобождения от власти помещиков, в особенности
недовольны временным обязательством к ним и полным повиновением в продолжении
переходного периода». По-прежнему жандармерия наблюдала за губернской
администрацией.
В
70-е годы началось массовое «хождение в народ» демократической интеллигенции,
охватившее 37 центральных губерний. Коснулось оно и ярославского края. Жандармы
в этот период вели наблюдение за местным помещиком А. И. Иванчиным-Писаревым,
открывшим вместе со своей женой Полиной Александровной «в целях
социально-революционной пропаганды» школу для обучения крестьянских детей, а
затем устроившим артельную столярную мастерскую. По данным жандармерии,
Иванчин-Писарев получал из-за границы революционные издания, которые
распространял в народе, «порицал религию», обучал крестьян «пению
возмутительных песен».
Несмотря
на усиление карательной политики, революционное движение в стране не было
подавлено окончательно. Это породило недовольство в правительстве. Было решено
провести реформу существующей системы органов государственной безопасности.
Указом 12 февраля 1880 года учреждена Верховная распорядительная комиссия.
Возглавил ее граф М. Т. Лорис-Меликов.
Комиссии
временно было подчинено Третье отделение с корпусом жандармов. Но это был
короткий переходный период. Указом от 6 августа 1880 года Третье отделение было
совершенно упразднено, а его дела переданы в Особый отдел Департамента полиции
Министерства внутренних дел. С 1880 года губернские жандармские управления (в
том числе и Ярославское), подчинявшиеся ранее штабу корпуса жандармов, перешли
в подчинение Департамента полиции. Это ведомство стало центральным органом
политического надзора и сыска. Помимо прочего оно заведовало и общей полицией.
Теперь Министерство внутренних дел функционально выполняло роль ведущей и
вышестоящей организации для ведомств защиты государства. Такое объединение
полиций государственной безопасности и охраны порядка в рамках одного ведомства
было вполне закономерным явлением (подобное не раз происходило в истории
русского государства).
Но перемены в системе государственной
безопасности происходили в период наибольшего напряжения ситуации в стране,
время для перемен — явно неблагоприятное. Прежде всего, их количество заметно
возросло, что говорит об увеличении объемов работы, в том числе наблюдательной.
Кроме того, появились групповые дела. В 1879 году завершено дело «По обвинению
фельдшера Дмитрия Ивановича Троцкого, студента Демидовского юридического лицея
Ивана Яковлевича Лихачева и других в принадлежности к революционной партии, в
распространении сочинений революционного содержания» (ранее групповые дела
появлялись в основном в столицах). Резко увеличилось количество вербальных
нападок на императора [8]. В 1880 году было
дело «По обвинению крестьянина Любимского уезда деревни Пищалино Якова
Никифорова в произнесении оскорбительных слов в отношении особы государя
императора». Для усиления борьбы с революционным движением были приняты закон и
«Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного
спокойствия» от 19 августа 1881 года.
На отношение населения ко всему
происходящему влияние оказывали регулярно проводившиеся в 60—80 годы
политические судебные процессы. Жандармы брали на заметку всякое выступление
против правительства. Отслеживали всех заявивших о себе вольнолюбивыми
высказываниями, не соответствовавшими требованиям официальной благонадежности.
Под эти категории попадали многие студенты, интеллигенты, иностранцы, носители чужой
идеологии или вероисповедания, а зачастую просто образованные и вдумчивые люди.