Контрольная работа на тему Покажите необходимость взаимодействия логопеда, воспитателя и медицинских работников и родителей в работе по коррекции нарушений речи детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами и родителями при реализации основных направлений коррекционной деятельности 4
2. Анализ процесса взаимодействия логопеда и других субъектов образовательного процесса с детьми, имеющими нарушениями речи 10
Заключение 17
Список литературы 18
Введение:
Современная ситуация в системе образования характеризуется существенными преобразованиями в плане подходов к организации обучения и воспитания всех обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В основных положениях федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья указано, что в российской системе образования формируется особая культура поддержки и помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательном процессе (психолого-педагогическое сопровождение). Большое значение данная тенденция имеет и в организации образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения речи.
Организация коррекционно-логопедической деятельности в обучении и воспитании данной категории детей направлена на решение ряда задач:
— раннее выявление и начало коррекционной деятельности по устранению нарушений в развитии речи;
— осуществление диагностики речевого развития детей во взаимодействии с ПМПК;
— разработку и выполнение индивидуальной программы коррекции речевой патологии с опорой на его структуру, уровень тяжести, клинической обусловленности, а также индивидуально-личностных характеристик воспитанника;
— распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушения в речевом развитии.
Решение данных задач происходит во взаимодействии специалистов ДОУ и родителей, обеспечивая принцип комплексности в работе ДОУ.
Заключение:
Таким образом, соблюдение принципа комплексности является одним из необходимых условий эффективности коррекционной деятельности по преодолению нарушений речевого развития дошкольников. Комплексный подход предполагает, что работа над становлением речевой функции и всех сторон речи происходит не только в непосредственной работе с логопедом, но и во всех формах и видах деятельности ребенка в саду и дома. За счет этого достигается непрерывность коррекционного воздействия, постоянный контроль за речь со стороны взрослых, который постепенно преобразуется в контроль со стороны ребенка.
Следует отметить, что кроме речевой деятельности, у дошкольников с речевыми патологиями часто отмечаются вторичные нарушения в развитии остальных психических функций, сложности в освоении образовательной программы, общении. Также зачастую нарушения речевого развития обусловлены медицинскими патологиями в здоровье ребенка. Соответственно, помимо непосредственно развития речи необходимо участие воспитателей, которые контролируют речь ребенка, а также проводят свои занятия по развитию речи и другим направлениями, помогают ребенку освоить навыки общения и взаимодействия в игре, психолога, который содействует в адекватном формировании психических функций, медицинского работника, который следит за здоровьем воспитанника и др.
Только при осуществлении подобного комплексного взаимодействия может быть достигнуть полноценное, гармоничное развитие личности ребенка с нарушением речи.
Фрагмент текста работы:
1. Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами и родителями при реализации основных направлений коррекционной деятельности
Можно выделить ряд основных направлений деятельности, которые реализует учитель-логопед, осуществляя коррекционно-развивающую деятельность с детьми, имеющими нарушения речи. В рамках каждого направления происходит взаимодействие с теми или иными участниками образовательного процесса.
Мониторинговое (диагностическое) направление предполагает обеспечение условий для непрерывного диагностико-прогностического анализа коррекционной деятельности, позволяющее решить задачи оптимального отбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.
Коррекционно-развивающее направление предполагает обеспечение условий для эффективного преодоления недостатков речевого развития воспитанников и позволяющих ребенку, у которого диагностированы нарушения в развитии речевой деятельности, достичь уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Профилактическое направление предполагает обеспечение условий для увеличения уровня профессионализма педагогов и родителей в вопросах развития речи детей с учётом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и потенциала развития [5].
Информационно-методическое направление предполагает обеспечение условий для овладения и внедрения инновационных технологий в направлении преодоления недостатков развития речи, дающих возможность увеличить эффективность коррекционной деятельности в общем.
Проанализируем более подробно содержание выделенных направлений деятельности.
Мониторинговое (диагностическое) направление направлено на решение следующих задач:
— раннее выявление детей с проблемами в развитии (в ДОО);
— первичное обследование речи детей дошкольного возраста;
— сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии;
— психолого-педагогическое наблюдение за детьми раннего возраста, имеющими нарушения речи;
— обследование детей с нарушениями речи;
— динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы;
— диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.
Необходимо сделать акцент на том, что одной из стадий диагностического направления деятельности учителя–логопеда выступает организационный компонент, предполагающий подготовку логопедического кабинета к новому учебному году (до 15 сентября). На данном этапе работы систематизируется и расширяется набор методических и диагностических материалов и пособий (по постановке и автоматизации нарушенных звуков); иллюстрированный и раздаточный материал для детей, которые посещают логопедические группы. Реализуется анализ данных диагностики. Исследуются медицинские карты детей для уточнения анамнестических данных в речевых картах (в сентябре и в течение года). Вырабатывается стратегия коррекционно-развивающей деятельности на год (создается годовой план работы) Формируется график и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда. Выполняется выбор метода организации образовательного процесса: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми [5].
Коррекционно-развивающее направление деятельности учителя-логопеда реализуется на основе имеющихся логопедических диагнозов, непосредственно с воспитанниками, зачисленными в логопедические группы, на протяжении всего учебного года. В логопедические группы зачисляются дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие: общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонетическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения – фонетические нарушения; нарушения речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).