Контрольная работа на тему Поэмы А. Ахматовой: художественное содержание, жанровая специфика, система образов («Реквием», «Поэма без героя»).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Поэмы А.А. Ахматовой: художественное содержание, жанровая
специфика, система образов. 4
Заключение. 10
Список использованной литературы.. 11
Введение:
Актуальность
темы. А.А. Ахматова в конце своей жизни написала две
невероятно ценные. На наш взгляд, поэмы – «Реквием» и «Поэму без героя». Их
можно назвать итогом творческого пути.
В частности, поэма «Реквием» выражается
авторской гражданской и жизненной позицией А.А. Ахматовой относительно режима
власти. «Поэма без героя» в том числе писалась поэтом много лет. Она посвящена
памяти ее друзей, которые погибли в Ленинграде.
Объект
работы – поэмы А.А. Ахматовой «Реквием» и «Поэма без героя».
Предмет
работы – жанр, содержание и образность в поэмах «Реквием» и
«Поэма без героя».
Цель:
рассмотреть структурно-смысловое содержание поэм А.А. Ахматовой «Реквием» и
«Поэма без героя».
Теоретическая
основа работы: использованы научные труды следующих
исследователей: И.Р. Ёкубовой [2], А.С. Ивинской [4], Н.И. Крайневой и О.Д. Филатовой [5], А.М. Меньщиковой [6], Е.С. Пугаевой [7], С.А. Хомякова [8], В. Шубинского [9].
Структура
работы состоит из введения, основной части, заключения и
списка использованной литературы.
Заключение:
А.А. Ахматова является великой
русской поэтессой, у которой имелся огромный талант, который позволил получить
огромную признательность и известность. Ее творчество имеет особую
пронзительную силу переживаний, чувств. Она затрагивала многие трагические
темы, что обусловлено самой ее жизнью, которая пришлась на период трагических
событий в стране: А.А. Ахматова являлась свидетельницей двух революций и двух
мировых войн. Она пережила репрессии и смерти самых близких ей людей, в том
числе и поэтов.
Стихотворения для А.А. Ахматовой – это
возможность рассказать правду. А она, как мы увидели из произведенного анализа,
действительно понимала всю тонкость человеческой души. В них – лирическая
глубина, высокая нравственность, размышления о судьбах и трагедиях.
Таким образом, мы говорим о том, что А.А.
Ахматова – это поэт Серебряного века, она пережила время трагических событий,
которые стали основой ее творческого пути. Ее поэмы – тревожные и атмосферные,
многогранные и жизненные.
Фрагмент текста работы:
ПОЭМЫ А.А. АХМАТОВОЙ:
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА, СИСТЕМА ОБРАЗОВ А.С. Ивинская описывала, что поэма
«Реквием» написала в жанре исповеди, а значит, что его мотивы восходят к
ритуально-бытовой и автобиографической основе. Эту отсылку подтверждала в своих
исследованиях Г. Ибатуллина [2].
Отсюда, «Реквием» отличается своим поэтизмом.
Кроме
того, А.С. Ивинская полагала, что исповедальный характер «Реквиема»
прослеживается уж в самом заглавии. Музыкальный жанр реквиема близок словесному
жанру исповеди тем, что он демонстрирует синтез совестного и музыкального с
доминирующим религиозным началом.
По
мнению И. Р. Ёкубовой, «Реквием» входит в число произведений, которые не были
доведены до читателя, поскольку в нем описаны репрессии 1930-х годов: «Может,
не все факты в ней достоверны, но зато ее строки не сухие, подобно бумаге, а
наполнены чувствами, переживаниями, которыми поделился с ними автор. И, читая
«Реквием» Ахматовой, можно прочувствовать то время, пережить вместе с героиней
ее горе и понять горе народное» [1, с. 45].
А.А.
Ахматова написала «Реквием» о народном горе, и эта тема возникла как
собирательный образ из самого народа, как отмечала И.Р. Ёкубова, «со слов тех
несчастных женщин, которых она понимала как никто другой» [1, с. 45]. Приведем в подтверждение
строки из произведения:
…Для них соткала я
широкий покров
Из бедных, у них же
подслушанных слов…
Мы
можем полагать, что в поэме автор является субъективным носителем коллективной
трагедии и исторической памяти. Вместе с тем, что А.А. Ахматова изобразила комплекс
личных поступков, эмоций и состояний с точки зрения общественного опыта, который
выходит за пределы данного опыта. Получается, что автор расширяет временные и
пространственные границы, постепенно перемещаясь к экзистенциальному направлению,
где нравственные и природные законы сокрушаются, доходя до человеческого
одиночества, безумия, унижения, вины, раскаяния, смертности [3, с. 92].
В
поэме «Реквием» очень много образов. К примеру, А.А. Ахматова рассказывает о
том, как она вымаливала прощение для своего сына, который попадал под арест два
раза:
…Кидалась в ноги палачу
Ты сын и ужас мой…
О том, что это строки о ее сыне, можно
проследить по параллелям из жизни и показанному образу в следующем: в первый
арест А.А. Ахматовой удалось вызволить сына из-под ареста, во второй же раз он
был приговорен к расстрелу (в итоге приговор заменен на лагеря). Ранее был
расстрелян был и первый муж А.А. Ахматовой Н.С. Гумилев.
…Уводили тебя на рассвете
За тобой как на выносе
шла…
…На губах твоих холод
иконки,
Смертный пот на челе – Не
забыть!…
Образность «Реквиема» показывает нам, что
это модернистское произведение. Здесь нет гиперболизированного содержания, все
описанное – в действительности происходило, горе народа действительно было
таковым. А.А. Ахматова использует эпитеты, которые необходимы для того, чтобы
еще больше усиливать чувство отвращения перед режимом террора, который
несоизмеримо ужасен: «смертельная тоска», «безвинная» Русь, «тяжелые» шаги
солдат, «окаменелое» страдание. Так, А.А. Ахматовой в эпитетах создан образ
«красной ослепшей» стены власти, у которой народ молится, просит о
справедливости.
Очень пронзительны метафоры А.А. Ахматовой,
к примеру: «перед этим горем гнутся горы», «…и своей слезою горячей новогодний
лед прожигать». Они также работают на создание цельного образа реквиема по тем,
кто был невиновен, но убит, обруган или отправлен на каторгу. Образ
автора-рассказчика в поэме «Реквием» представляет собой образ очень несчастной
и очень одинокой женщины.