Контрольная работа Экономические науки Бизнес планирование

Контрольная работа на тему Подходы к оценке эффективности предприятия сферы услуг (по выбору)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Методологические подходы к оценке эффективности предприятий сферы услуг 4

2. Оценка эффективности предприятия сферы услуг на примере гостиницы «Переславль» 6

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

  

Введение:

 

Деятельность сферы услуг характеризуется разнообразием, спецификой и разноаспектностью видов деятельности. Сфера услуг в рыночной экономике занимает определяющее положение и требует пристального внимания с точки зрения совершенствования методики эффективности ее деятельности.

Крупной отраслью услуг является гостиничное хозяйство. Его анализ позволяет установить те перемены, которые совершаются в сфере услуг. К гостиничному хозяйству обычно относят гостиницы, общежития для приезжих, мотели, кемпинги. В настоящее время ни одна гостиница не может рассчитывать на универсальность спроса. Большая сегментация и фрагментарность рынка гостиничных услуг требует ориентации на один или несколько целевых сегментов.

Гостиничный бизнес является важной отраслью экономики большинства стран мира. В последние годы среди многочисленных факторов, влияющих на функционирование сферы гостиничных услуг, наряду с развитием торговли, общественного питания, транспорта, промышленности, наибольшее значение приобретает туризм.

На сферу гостиничных услуг (включая услуги всех типов и видов средств размещения) приходится до 65 % занятых в туристской сфере и 68 % поступлений от туризма. Эти цифры наглядно свидетельствуют о том, что гостиничная индустрия является основой всей туристской сферы.

Индустрия гостеприимства, являющаяся одной из крупнейших отраслей мировой экономики, в настоящее время бурно развивается. Благодаря социальному, политическому и экономическому прогрессу за последние двадцать лет туризм стал доступен широким слоям населения. Одновременно с ростом общего числа туристов заметное развитие получила инфраструктура туризма и основной ее компонент – гостиничный сектор, стремящийся получить свою долю бизнеса. В современных условиях гостиницы вынуждены бороться за «место под солнцем», а при наличии возможности – стремиться к расширению своего бизнеса. В последнее время в связи с недавним экономическим спадом в развитых странах мира резко обострилась конкурентная борьба в индустрии гостеприимства.

Услуги гостиничных комплексов являются важной составной частью сферы услуг, которая представляет собой совокупность видов деятельности, направленных на обслуживание населения. Особенностью данных видов деятельности является то, что предлагаемый потребителям продукт подается в виде услуги.

Происходящие преобразования в условиях глобализации по-новому ставят вопросы оценки деятельности гостиничных комплексов. Высокий динамизм внешней среды объективно обуславливает потребность в сокращении неопределенности посредством планирования влияния различных факторов на эффективность гостиничной деятельности.

В последние годы формируются другие критерии и акценты в понимании эффективности работы предприятий сферы услуг. Становится очевидным, что недостаточно различать эффективность результативную (связанную с сопоставлением результатов и целей) и экономическую (ресурсно-затратную). Необходим анализ обоснованности целей деятельности предприятий, а также самих критериев эффективности, что поднимает эту проблему на более широкий уровень рассмотрения.

В рамках практической части данной работы нами была рассмотрена АО «Тургостиница «Переславль»» Ярославской области.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1. Методологические подходы к оценке эффективности предприятий сферы услуг

Основываясь на анализе отечественных и зарубежных тематических исследований, посвященных проблемам оценки эффективности в экономике в целом и в сфере услуг в частности, нами будет приведена обобщенная типология методологических подходов к оценке социально-экономической эффективности и ее компонентного состава применительно к сфере услуг.

Поскольку эффективность – сложное понятие, и существуют различные его концепции и интерпретации, предлагается рассматривать компоненты и показатели эффективности сквозь призму ортодоксальных теоретических концепций и основанных на них методологических подходах.

В данной работе проводится различие между тремя методологическими подходами, эволюционно сменявшими друг друга по мере развития экономической науки: ресурсно-ориентированным, ценностно-ориентированным, и подходом, ориентированном на долгосрочное устойчивое развитие социально-экономических систем.

Ресурсно-ориентированный подход к оценке эффективности в сфере услуг — это наиболее проработанный в научном плане и практически освоенный методологический подход, позволяющий получать приемлемые оценки продуктивности деятельности в сфере услуг, а также оценки степени достижения целей деятельности при минимальном использовании ресурсов или наилучшем использовании ресурсного потенциала организаций в сфере услуг. Теоретическим основанием данного подхода выступает концепция Парето-оптимальности в производстве (производственной эффективности): достижение такого состояния в экономике, когда отсутствует возможность увеличить производство хотя бы одного продукта, не сокращая производство других (экономика находится на границе ее производственных возможностей) .

Ресурсно-ориентированный подход соответствует традиционному пониманию эффективности в экономике как получению максимальных результатов на единицу затрат, связанных с производством, или обеспечению минимизации затрат на единицу результата. В рамках данного подхода понятие эффективности увязывается с экономичностью и производительностью.

Показатели экономичности и производительности исчисляются на всех уровнях управления (системном, отраслевом, институциональном), используются для перспективного (прогнозного) и ретроспективного анализа, для разных категорий временной продолжительности (краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного периодов), для решения управленческих задач разного масштаба (стратегических, операционных).

Традиционные показатели эффективности широко используются в статистическом наблюдении за экономикой в целом, а также в разрезе регионов, отраслей, на уровне отдельных организаций. Росстат для оценки эффективности экономики России использует набор макроэкономических показателей, концептуально основанных на ресурсно-ориентированном подходе. На уровне отдельного предприятия основным индикатором эффективности выступает рентабельность. В общем виде – это отношение прибыли (чистой прибыли, операционной прибыли (EBIT) и других показателей прибыли) к тому или иному ресурсу организации: например, выручке от продаж (ROS), активам (ROA), инвестициям (ROI), капиталу (ROE), себестоимости продукции (ROM), численности персонала (ROL) и пр.

Ценностно-ориентированный подход основан на ценностях развития общества, с акцентом на результаты, достигнутые для конечных пользователей (стейкхолдеров), включая услугополучателей, работодателей, органы публичной власти, местное сообщество и общество в целом. Теоретическим основанием данного подхода выступает концепция аллокативной эффективности, сформулированной в рамках экономической теории благосостояния.

Основная идея экономической теории благосостояния состоит в достижении Парето-оптимальности в размещении ресурсов с поправкой на компенсационный критерий Калдора – Хикса (а также с учетом уточнений, внесенных Т. Ситовски, А. Бергсоном, Р. Зербе). Компенсационный критерий Калдора – Хикса относится к тем случаям, когда изменения приносят выгоду одним и ущерб другим – типичному результату в случае изменений, связанных с проведением государственной политики .

Последние исследования эффективности в сфере услуг, выполненные отечественными учеными, концептуально, так или иначе, тяготеют к ее пониманию в соответствии с ценностно-ориентированным подходом, как эффективности социально-экономической. Эффективность рассматривается ими как сложное, многокомпонентное, многомерное понятие.

Дальнейшее развитие концепции социально-экономической эффективности сферы услуг получило в рамках стейкхолдерского подхода к управлению данной сферой. В основу стейкхолдерского подхода положена идея оптимизации взаимоотношений участвующих сторон (стейкхолдеров). В контексте оценки эффективности сферы услуг полезно выделить основные группы стейкхолдеров, имеющие социально-экономические интересы в сфере услуг (население, органы публичной власти и организации, производящие услуги) и определить виды эффективности, оцениваемой с позиции интересов каждой группы стейкхолдеров:

— с позиции интересов населения следует давать оценку социальной эффективности сферы услуг, как характеристики повышения уровня и качества жизни населения;

— с позиции интересов органов публичной власти следует оценивать бюджетную эффективность сферы услуг, характеризующую, с одной стороны, экономичность и результативность бюджетных расходов на реализацию программных мероприятий в сфере услуг, с другой – фискальную эффективность (эффективность налоговых поступлений) сферы услуг;

— с позиции интересов институциональных единиц, производящих услуги, и их собственников необходимо давать оценку производственной, эффективности, характеризующих производительность и экономичность использования ресурсов и производимых затрат в сфере услуг, а также общие результаты производственно-хозяйственной деятельности организаций.

Таким образом, под эффективностью сферы услуг с учетом стейкхолдерских отношений необходимо понимать степень гармонизации отношений основных групп стейкхолдеров, получаемую при достижении взаимной согласованности их целей и результатов со стратегическими целями развития сферы услуг и отражающую уровень удовлетворения интересов всех заинтересованных в данном процессе сторон.

Подход к оценке эффективности, ориентированный на долгосрочное устойчивое развитие региональной социально-экономической системы — теоретическим основанием данного подхода выступает концепция динамической эффективности, главная идея которой заключается в том, чтобы обеспечивать увеличение благосостояния общества не только за счет поиска способов наилучшего размещения уже имеющихся ресурсов, но и за счет обнаружения и создания новых дополнительных ресурсов.

В современных макроэкономических исследованиях долговременного экономического роста и развития внимание к динамической эффективности привлекается в связи с проблемой перенакопления капитала – увеличения его размеров сверх предписываемого золотым правилом накопления, сокращающего благосостояние всех поколений – и нынешних, и будущих .

Таким образом, на основании выполненного обзора методологических подходов к оценке эффективности необходимо признать, что эффективность предприятий сферы услуг предпочтительно оценивать с точки зрения использования функционала данной сферы для обеспечения устойчивого развития региональной социально-экономической системы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы