Контрольная работа на тему По рассказам Платонова «Мусорный ветер», «Река Потудань», «Фро». Применимо ли к рассказам А. Платонова определение «маленький человек»?
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
В своих произведениях
Платонов утверждает образную реальность жизни человеческого духа. Его философия
не ведет к утрате веры, живущей внутри человека в виде абсолютной ценности.
Писатель склонен к тому, чтобы признать действительным религиозное чувство единства
личности с личностью — чувство любви к ближнему. Оно становится основным
принципом взгляда Платонова на человека. Платонов создает многомерный образный
мир, обращенный к человеческой душе и завораживающий нас глубиной
раскрывающихся духовных смыслов. Движущая идея художника оказывается тесно
связанной не только с утопическими учениями или научным рационализмом, но и с
традицией православной культуры, ее народно-религиозной стороной.
Эта идея характерна для него с самого начала творческой
жизни. Она проявляется в обращении к сокровенному центру личности. Духовное
содержание этих внутренних переживаний в их целостности и полноте Платонов
понимает как скрытую истину. Ему не свойственно идеализировать человека. Он не
предлагает идеального плана переустройства вселенной, избавления человечества
от социальных бед и конфликтов.
Потрясающая картина людского горя, обусловленная
трагической структурой личности писателя, самой пореволюционной
действительностью, явлена на страницах его рассказов, повестей и романов.
Анализ проблемы соотношения человека и общества раскрывает философское
мироощущение Платонова близкое «метафизическому социализму».[1] Онтологическая концепция
Платонова переходит в социально-философское учение. Связующим звеном между ними
является антропологическая схема, созданная автором. Примечательно, что
собственно человеческое существование мыслится прямым продолжением
космологического процесса, а социальный идеал — средством достижения
совершенства человека в космически-правильной жизни.[2]
Основной проблемой прозы Платонова 30-х годов является
утверждение гармонии социалистического идеала, а также потребностей личности.
Творчество Платонова наделяет советскую идеологию гуманистическим характером,
делает акцент на социальном развитии, и экономической перестройке страны.
Новые идеалы писатель показывает через душу труженика,
проверяет их извечными потребностями и стремлениями народа. Единицей
общественной гармонии в творчестве Платонова является человек коллективный,
самоутверждающийся в рамках единства с другими людьми, испытывающий счастье в
самоотдаче, в самоотверженной работе на благо людей. Герои произведений
Платонова — это труженики пытливого ума и страстного сердца. Они решают все
важнейшие вопросы бытия и являются главной интеллектуальной силой произведений.
Именно в разум народа Платонов верил больше всего. По его мнению, именно
«физический народный труд требует разума», «находится .как .раз ближе всего к
практике», и «люди, измученные угнетением, размышляют о своей судьбе больше
любого интеллигента».
Герои произведений Платонова живут в конкретной ситуации,
конкретными заботами, но всегда проецируют их на вечные вопросы бытия. Слова
«жизнь», «мир», «душа», «люди», «земля» становятся узловыми словами в структуре
повествования. Сегодняшнее, конкретное с вечным тесно переплетается в
психологии и размышлениях героев.
Герои в произведениях Платонова — это люди от земли, от
потного труда, поверяющие даже самое сложное мерой того, что их окружает, —
ходом звезд, ростом трав, дыханием паровоза. Их мысли формулируются на базе
глубоких переживаний, сокровенных чувств, выраженных посредством ощущений и
образов. Таким образом, выразительная и изобразительная функции слова очень
тесно переплетаются, посредством чего становится возможным достичь лаконизма и
необыкновенной пластичности повествования.
В рассказах «Фро» и «Река Потудань» намечается новый
аспект разработки волнующей Платонова темы гуманистической сущности социализма.
В «Реке Потудань» и «Фро» любовь исследуется как идеальное средство отношений
между людьми. Писатель стремится показать, что в своей сущности любовь
родственна социалистическим отношениям и в этом смысле является формой,
подтверждающей и предвосхищающей их: идеалом самоотверженности, самоотдачи,
служения другому проникнуты как человечное чувство, так и человечное общество.
Однако, в обоих рассказах мысль выражена не прямо:
писатель всеми художественными средствами сосредоточивает внимание на духовной,
человечной сущности любви, иначе, идея рассказа, по словам самого Платонова,
передана способом «второго смысла», «всей музыкой, организацией произведения; —
добавочной силой, создающей в читателе еще и образ автора, как главного героя
сочинения».[3]
В рассказе «Река Потудань» показана история нескольких
«маленьких людей»: рассказывая историю главного героя и обычной деревенской
девушки автор не только передает их эмоции и переживания, но посредством
духовного поиска главного героя и происходящих событий раскрывает темы
самопожертвования, прощения, духовного отдаления героев и последующего примирения.
В рассказе «Фро» читателю представлен простой быт героев,
не заполненный увлекательными событиями. В рассказе автор использует сложные
образы, метафоры, эпитеты, художественные и оригинальные приемы. Платонов на
первый план выставляет человеческие чувства. Героев рассказа невозможно
поделить на отрицательных и положительных. Автор выражает мягкость и теплоту ко
всем героям. Главной темой рассказа является любовь. Данное чувство
раскрывается во взаимоотношениях между Федором и Фросей. Кроме любви важное
место занимает тема работы. В данном рассказе также теме переживаний простых,
«маленьких людей» уделено большое внимание. Описания моральных переживаний
героев лишены излишнего драматизма и отличаются простотой, отчего кажутся более
искренними и естественными.[4]
В предчувствии надвигающейся угрозы фашизма Платонов пишет
рассказ «Мусорный ветер». Писатель разоблачает идеологию фашизма с высоты
своего идеала коллективного человека. Механизм фашизации, обесчеловечения нации
раскрывается Платоновым как предельная изоляция и индивидуализация человека
капиталистического мира, искажение самой творческой сущности человека.
Труд, по Платонову, является средством приобщения человека
к миру, сотворчества с ним и потому является также и деянием прекрасного,
началом, одухотворяющим человека. В фашистской же Германии человек оказывается
полностью лишенным всех многообразных связей с миром и превращается из
труженика в фанатичного идолопоклонника.
Раскрывая фашизм во всей его страшной и омерзительной
наготе, Платонов, однако, не оставляет в читателе сомнения в том, что фашизм
представляет собой лишь «мусорный ветер», «перхоть, осыпавшаяся с головы
человека на европейскую землю».[5] «Мусорный ветер», написанный
в 1933 году, воспринимается как выплеск глубинного, мифологического ужаса перед
возможностью глобальной мировой регрессии, перед поворотом эволюции вспять,
когда люди потеряют человеческий облик и вернутся к животному состоянию.[6]
Однако, в противопоставление угасающему образу маленького
человека, почти оставившего свои отчаянные попытки борьбы с несправедливостью и
кошмаром окружающих реалий, также в рассказе «Мусорный ветер» есть образ
молодой, сильной женщины Гедвиги Вотман, выступающей в качестве художественного
символа здоровой, борющейся Германки. Данный образ напоминает о единстве людей
любых культур и народностей в борьбе за сохранение и торжество жизни вопреки
ужасам существующего режима.
Ум советского человека Платонов воспринимает как умение
глубоко и ясно мыслить, сплавленное с верой в свою правоту. Таким образом ум
осмысливается писателем как социальная и нравственная категория. По этой
причине в рассказах Платонова большое внимание уделяется повседневным
размышлениям героев, их мыслям о жизни и мироздании, сущности жизни и бытия.[7]
Платонов в понятие смысла жизни вкладывает различные
смысловые оттенки: осознание и определение своего места в жизни, осмысление
жизни вообще и своей жизни в частности (в основе гносеологическая
направленность характерная для 30-х годов), умение сохранить человеческое
начало не потерять нравственных оснований в любой политической системе.
Способность реализовать и сохранить свои человеческие возможности в критических
ситуациях (относится к военному времени, когда акценты переносятся в сферу
этики и нравственности).[8]
Маленький человек у Платонова – это всегда своеобразный
философ, стремящийся постичь суть и смысл всех вещей в природе. И хотя в
постижении смысла жизни он идет нетрадиционными путями, его суждения о жизни,
убеждения, к которым он приходит, чаще всего оказываются верны.
Маленький человек Платонова – это прежде всего человек
труда, способный в рамках своего миропонимания одухотворять все, что до труда
касается. В этом одухотворенном труде герой находит и истину, и надежду, и
справедливость.
Герои Платонова зачастую далеки от идеологических проблем,
они идут своим путем, самостоятельно нащупывая правду жизни инстинктом рабочего
человека. При этом Платонов показывает, что жизнь маленького человека важнее,
глубиннее и, в сущности, содержательнее, чем проносящиеся на поверхности политические
бури. В ту эпоху, когда сознание людей было в высшей степени политизировано,
Платонов обращается к вечным проблемам бытия, которые ставят перед человеком
рождение и смерть, круговорот природы, собственная душа.
Сознание людей Платонова часто запутано, как запутана
жизнь вокруг них, идейно-нравственный поиск не проходит гладко, но через
недоумения и сомнения маленький человек все-таки приходит к некоторым
бесспорным истинам, из которых важнейшая – любовь к людям, любовь к жизни,
какой бы она ни была.[9] [1] Адорно Т.В. Проблемы философии морали/М.:
Сфера, 2000. — С. 54. [2] Емельянов Б.В. Любутин К.Н., Русаков В.М.,
Саранчин Ю.К. История русской философии/М.:Сфера — 2005. — С. 117. [3] Сейранян Н.П. Концепция человека в
творчестве Андрея Платонова//Ереван: Вестник общественных наук АН Армянской
ССР, 1970. — № 2. — С. 61. [4] Дырдин А.А. Потаенный мыслитель. Творческое
сознание Андрея Платонова в свете русской духовности и культуры/Ульяновск:
УлГТУ, 2000. — С. 128. [5] Сейранян Н.П. Концепция человека в творчестве
Андрея Платонова//Ереван: Вестник общественных наук АН Армянской ССР, 1970. — №
2. — С. 61-62. [6] Брагина Н.Н. «Мусорный ветер» А. Платонова:
Опыт психоаналитического прочтения текста//Филология. Искусствоведение/Н.
Новгород: Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008. — №
5. — С. 292–295. [7] Сейранян Н.П. Концепция человека в
творчестве Андрея Платонова//Ереван: Вестник общественных наук АН Армянской
ССР, 1970. — № 2. — С. 64. [8] Дырдин А.А. Потаенный мыслитель. Творческое
сознание Андрея Платонова в свете русской духовности и культуры/Ульяновск:
УлГТУ, 2000. — С. 195. [9] Емельянов Б.В. Любутин К.Н., Русаков В.М.,
Саранчин Ю.К. История русской философии/М.:Сфера — 2005. — С. 172.