Контрольная работа на тему планирование на предприятии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Теоретическая часть. 4
Стратегическое планирование деятельности предприятия. 4
2. Практическая часть. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 14
Введение:
Стратегическое планирование — это одна из функций стратегического
управления, которая
представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Стратегическое
планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции
организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических
планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в
целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления
корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает
основу для управления сотрудниками организации.
Система стратегического планирования дает возможность акционерам и
менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса,
очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и
структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала
конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для
успешного развития.
Для
проведения стратегического планирования характерно установление цели, стратегии
и конкретного направления для их достижения. Под стратегическим планированием понимают
создание и поддержку стратегии предприятия для выполнения его цели, определение
возможностей для маркетинга
Именно
этим выражена актуальность представленной работы, а именно необходимостью и
правильностью стратегического планирования на предприятии.
Цель
работы – изучить теоретические основы алгоритма стратегического планирования на
предприятии.
Заключение:
Итак, в ходе работы рассмотрен вопрос
стратегического планирования на предприятии. Необходимость стратегического
планирования важна тем, что в ходе его выявляются сильные и слабые стороны
организации, познаются возможности организации на долгосрочную перспективу
деятельности.
В современных условиях нестабильности, как в политической, так и в
экономической сфере, все большее значение для предприятий играет правильный
выбор стратегии и коммуникационной политики. Это обусловлено тем, что мы живем,
пользуясь материальными благами, возникающими в результате промышленного
производства, однако то, как именно мы живем, определяется коммуникационными
процессами в обществе. Эффективные коммуникации с потребителями стали ключевыми
факторами успеха любой организации. В заключении хотелось бы сказать, что
стратегическое планирование – незаменимый инструмент для успешного
функционирования любой организации.
Кроме того,
результаты стратегического анализа могут использоваться компанией в следующих
основных целях:
— в разработке
маркетинговой стратегии предприятия, принятии решения о ее изменении или
корректировке; —
при составлении краткосрочных планов маркетинговой и производственной
деятельности, оценке их выполнения;
— при принятии решения относительно товаров,
товарных групп, цен, отдельных клиентов и пр. (в рамках существующей
маркетинговой стратегии); — в оценке руководителем текущего
состояния дел предприятия.
Фрагмент текста работы:
1.
Теоретическая часть Стратегическое планирование деятельности предприятия Весомый вклад в развитие вопросов стратегического
планирования внесли такие ученые, как М. Портер, И. Ансофф, Р. Акофф,
Д.Аакер,Д.Джуран, Г. Минцберг, А.Д. Чандлер, А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд, Л.
Фаэй, Р. Рэнделл, К. Боумэн, Р.С. Каплан, Д.П. Нортон, В.И. Сергеев, Д.В.
Чернова, Р.А. Фатхутдинов, Д.И. Токарев и др. Многие авторы поразному понимают
стратегическое планирование и вопросы формирования стратегий компаний. [1, с. 54]
До некоторого времени стратегическое планирование
было актуально в основном для крупных компаний международного уровня. Но
постепенно взгляды предпринимателей изменились, и стало заметным, что все
больше компаний среднего уровня начали уделять внимание стратегическому
планированию.
Сам процесс стратегического планирования достаточно
понятен и включает в себя несколько этапов:
1. Определение
миссии и постановку целей организации.
2. Исследование
влияния, оказываемого внешней средой. В этом направлении ведутся работы по
сбору информации и данных, проводится анализ сильных и слабых сторон
организации, выявление ее потенциальных возможностей на основании имеющейся
внешней и внутренней информации.
3. Выбор
стратегии дальнейшей деятельности.
4. Реализация
выбранной стратегии.
5. Оценка и
контроль выполнения стратегических целей.
Определение миссии и целей организации. Целевая функция начинается с
установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его
существования.
Миссия – подразумевает
разработку определенных направлений с целью достижения поставленных задач.
Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы
его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых
важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность
в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие
ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от
текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы
и т.д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели
создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором
функционирования предприятия.
Цель – это
конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом
их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:
— четкая ориентация
на определенный интервал времени;
— конкретность и
измеримость;
— непротиворечивость
и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
— адресность и
контролируемость.
Исходя
из миссии и целей существования организации строятся стратегии развития и
определяется политика организации. [4, с. 103]
Стратегический анализ или как его еще называют
«портфельный анализ» (в случае анализа диверсифицированной компании) является
основным элементом стратегического планирования. В литературе отмечается, что
портфельный анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления,
с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою
деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее
направления.
Анализ окружающей среды необходим при осуществлении
стратегического анализа, т.к. его результатом является получение информации, на
основе которой делаются оценки относительно текущего положения предприятия на
рынке.
Стратегический анализ окружающей среды предполагает
изучение трех ее составляющих: внешней среды; непосредственного
окружения; внутренней среды организации.
Анализ внешней среды включает изучение влияния
экономики, правового регулирования и управления, политических процессов,
природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества,
научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры и т.п.
Непосредственное окружение анализируется по
следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок
рабочей силы. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал,
на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения
своих целей. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями: кадры
фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; организация управления;
производство, включая организационные, операционные и технико-технологические
характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг;
организационная культура. Стратегический выбор предполагает формирование
альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей
стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный
инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку
сценариев будущего развития, портфельный анализ (матрица БКГ, Матрица Маккинзи,
SWOT-анализ и др.).
Стратегия – это долгосрочное качественно
определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и
формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также
позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
Стратегия выбирается с учетом: конкурентной позиции фирмы в данной стратегической
зоне хозяйствования; перспектив развития самой стратегической зоны
хозяйствования; в некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает
фирма. [5, с. 84]
Реализация стратегии является критическим
процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит
предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии
осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно
рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии.
Основные составляющие успешного выполнения
стратегии:
— цели стратегии и планы доводятся до работников с
тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и
вовлечь в процесс реализации стратегии;
— руководство своевременно обеспечивает поступление
всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план
осуществления стратегии в виде целевых установок;
— в процессе
реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и
осуществляет закрепленные за ним функции.
Оценка выбранной (реализуемой) стратегии
заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению
фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее
оценка проводится по следующим направлениям:
— соответствие выбранной стратегии состоянию и
требованиям окружения;
— соответствие выбранной стратегии потенциалу и
возможностям фирмы;
— приемлемость риска, заложенного в стратегии.
Результаты реализации стратегии оцениваются, и с
помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности
организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.
И. Ансофф в своей книге «Стратегическое управление» формулирует следующие
принципы стратегического контроля: Из-за
неопределенности и неточности расчетов стратегический проект может легко
превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к
запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного
контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на
контроле за бюджетом.
В каждой контрольной точке необходимо сделать
оценку окупаемости расходов в течении жизненного цикла нового товара. До тех
пор пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует
продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие
возможности, в том числе прекращение проекта. [6, с. 101]
Функции высшего руководства в процессе
стратегического планирования:
— Углубленное изучение состояния среды, целей и
разработки стратегий: окончательное уяснение сущности определенных целей и
более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников фирмы.
— Принятие решений по эффективности использования
имеющихся у фирмы ресурсов.
— Решения по поводу организационной структуры.
— Проведение необходимых изменений на фирме.
— Пересмотр плана выполнения стратегии в случае
возникновения непредвиденных обстоятельств.
Изменения, которые проводятся в процессе выполнения
стратегий называются стратегическими изменениями. Перестройка организации может
быть в таких формах, как радикальное преобразование, умеренное преобразование,
обычные изменения и несущественные изменения.
Выбор организационной структуры зависит от размера
и степени разнообразности деятельности, географического размещения организации,
технологии, отношения к организации со стороны руководителей и сотрудников
организации, динамизма внешней среды и стратегии, реализуемой организацией.
Чтобы провести изменения нужно вскрыть, проанализировать и предсказать то,
какое сопротивление можно встретить, планируя изменения, уменьшить до
возможного минимума это сопротивление и установить статус-кво нового состояния.
Стили проведения изменений: конкурентный,
самоустранения, компромисса, приспособления, сотрудничества. Задачей контроля
является выяснение того, приведет ли осуществление стратегии к реализации
целей.