Контрольная работа на тему Песнь о Роланде
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Понятие эпоса, сюжет эпоса «Песнь о Роланде» 4
2. Особенности эпоса «Песнь о Роланде 9
Заключение 15
Список источников и литературы 16
Введение:
В эпоху глобализации проявления культурного многообразия народов возрастают, что связано с целью сохранения ими своей самобытности. По мнению большинства ученых, эпос отражает значительные явления и события в жизни людей, рисует гигантскую картину народных деяний, разворачивает действие на огромном пространстве земли. Вместе с тем в эпосе даны детальные подробности о жизни людей, быте, культуре, истории, нравах, традициях, обычаях и обрядах. Эпос не допускает нарушения равновесия в жизнеописании, сосредоточения внимания на каком-либо частном явлении. Изображение целостности бытия является одной из ведущих функций эпоса. В древних литературных памятниках можно отыскать следы зарождения той или иной культуры, проследить становление менталитета определенной нации, понять их мировоззрение.
В эпоху зрелого средневековья возникает письменная, книжная литература на новых языках, и важнейшим ее звеном стал народно-героический эпос, создававшийся на более прочной исторической основе. Французская «Песнь о Роланде», немецкая «Песнь о Нибелунгах», испанская «Песнь о моем Сиде» отразили процессы этнической и государственной консолидации, сложение феодальных отношений.
Цель работы: охарактеризовать эпос «Песнь о Роланде».
Задачи работы:
– рассмотреть понятие эпоса, сюжет эпоса «Песнь о Роланде»;
– охарактеризовать особенности эпоса «Песнь о Роланде.
Заключение:
Анализируя данную поэму в контексте культурной и этнической картины мира, четко выделяются основные черты и особенности мировоззрения французского народа. Французы очень любят себя и гордятся тем, что они принадлежат, как они считают, к самой лучшей нации в мире. Поэтому, может создаться впечатление, что чувство собственного достоинства они впитывают с молоком матери. Для них характерен стереотип, что они достойны только самого лучшего лишь потому, что они французы. Французы являются истинными патриотами своего языка.
«Песнь о Роланде» записывалась в то время, когда уже сложилось сословие рыцарей с его особой идеологией, и рыцарский кодекс чести наложил известный отпечаток на изображение взаимоотношений между героями «Песни» (прославление верности вассальному долгу, христианского пыла), но в целом система ценностей здесь пока раннефеодальная. Специфически рыцарские конфликты найдут отражение в самом популярном эпическом жанре литературы высокого средневековья – в рыцарском романе.
Автор написал весьма прозаическую песню. В основе повествования – противостояние добра и зла. С одной стороны, выступают доблестные Карл и Роланд, а противостоит им корыстный правитель Марсилий. Однако вершителем человеческих судеб выступает Бог. Это хорошо прослеживается в конце рассказа, когда во сне Карл видит архангела Гавриила, и тот говорит королю вновь собирать войско. Автор рассказывает о доблести, верности, храбрости и предательстве среди людей. Поэма учит ценить близких людей и настороженно относиться к тем, кто не вызывает доверия.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие эпоса, сюжет эпоса «Песнь о Роланде»
Французский эпос дошел до нас в виде поэм, из которых самые ранние сохранились в записях XII века, а наиболее поздние относятся к XIV веку. Поэмы эти именуются «жестами» (от французского «chansons de geste», что буквально значит «песни о деяниях» или «песни о подвигах»). В самых ранних произведениях французской художественной литературы – «Песнях о подвигах», рыцарских романах, песнях трубадуров и труверов – прославляется отважный рыцарь, который всегда «разить и пасть готов». У него есть только два занятия: война и служение «прекрасной даме». Образцом такого неустрашимого, благородного, но несколько безрассудного воина может служить граф Роланд, герой «Песни о Роланде» .
Героический эпос – жанр устной и книжной словесности, повествующий о чрезвычайных деяниях и событиях мифологического или квазиисторического прошлого, – формируется в эпоху появления племенных объединений и затем раннегосударственных образований. Однако его активное бытование продолжается далеко за пределами этой эпохи, когда ранее сложившиеся формы получают новые актуальные осмысления (обычно – в духе народного патриотизма) и ложатся в основу позднеэпических жанровых новообразований.
Архаический эпос остается верен мифологической интерпретации описываемых событий, а в его сюжете прослеживаются биографические контуры архаической богатырской сказки. В «классическом» эпосе образы эпических героев и их антагонистов демифологизированы, место демонических противников занимают обобщенные фигуры исторических врагов, а в эпическом конфликте преломляются воспоминания о действительных исторических событиях. При этом эпос – не примитивная фиксация исторических событий, а конструирование из исторических воспоминаний своего (эпического) мира и своей (эпической) модели истории.
Наконец, книжным эпосом, к которому обычно причисляется не более двух десятков произведений мировой литературы, в фольклористике и литературоведении обычно называют тексты древней и средневековой словесности, которые, как предполагается, непосредственно отражают устные эпические традиции, но затем получают окончательную обработку уже в ходе их литературной фиксации.
Эпос – это своего рода попытка свести множество мифов в цельное повествование, объединенное общими идеями и общей стратегией развития событий. И хотя этот процесс занял в своем развитии не одно тысячелетие, невозможно переоценить его фундаментальное значение в возникновении феномена цивилизации. Национальный образ мира, склад мышления народа, его идеалы, нравы и традиции закреплены в художественной словесности народа. Эпическое творчество французского народа, в котором идея этноцентризма выражается всегда ярко, отражает разновременные исторические этапы и становления их этнического сознания («Песнь о Роланде») .
Эта особенность единого сознания обусловила их особую активную деятельность в создании собственного государства, в стремлении военно-политического доминирования, в защите и расширении границ своей страны, в поисках возможностей для равноправного диалога с маврами и сарацинами. Сознание этноса включает две взаимосвязанные составляющие: теоретический уровень и уровень обыденного сознания.
Воинский эпос – чувство врожденного превосходства, основанное на готовности к смертельному риску – оставался ядром культуры аристократического общества по всему миру. Образы героического эпоса в свою очередь начинают существенно влиять на культуру в целом и личную позицию каждого члена этнического общества, закаляя мужество и воспитывая чувство долга. Через произведения эпического характера в сознании этноса закрепляются этнические установки, представляющие собой готовность индивидов воспринимать явления национальной жизни и межэтнических отношений в качестве эталона и действовать в конкретной ситуации соответственно этому восприятию .
Персонажи героических эпопей – это «живые люди, правда, могучие, сильные, необыкновенные, но все-таки люди, со всеми их слабостями, несмотря на все свои огромные достоинства и содействие сверхъестественных сил». Национальный характер как комбинация природного и социального компонентов демонстрирует меру согласованности и конфликтности двух этих начал в характер французов. Не сотрудничество, а конфликт заставляет людей объединяться в общества, а потом полнее развивать потенциал этого общества. Здесь присутствует мифология и своя символика, которая имеет коммуникативное значение внутри этнической системы .