Контрольная работа на тему Пейзажная лирика М.Ю. Лермонтова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Основные вехи биографии М.Ю. Лермонтова 5
Глава 2. Пейзажная лирика М.Ю. Лермонтова 8
2.1. Лермонтов о Кавказе 8
2.2. Лермонтов о Родине 12
Глава 3. Анализ стихотворения «Осень» 15
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Введение:
Кажется, нет такого человека в нашей стране, который бы не слышал хотя бы имени Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэт, прозаик, драматург (и художник!) известен и за пределами нашей Родины, его произведения можно найти на полках книжных магазинов по всему миру . Он родился 3 октября в Москве в семье, чей род по одной из версии происходи из Шотландии .
Особенное значение в воспитании будущего поэта сыграла его бабушка –Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отмечается, что она горячо любила своего внука и прилагала все возможные усилия, чтобы дать ему все то наилучшее, на что мог претендовать продолжатель дворянского рода Лермонтовых.
Изучая творчество М.Ю. Лермонтова, нельзя не заметить, что в нем сочетаются совершенно разнообразные мотивы: гражданские, философские, личные. Отмечается, что каждый из них так или иначе отвечал насущным потребностям и проблемам духовной жизни русского общества . С именем Михаила Лермонтова специалисты также связывают и новый расцвет русской литературы. Более того, его произведения получили широкий отклик в живописи, театре, опере, музыке и кинематографе, а многие стихи и вовсе стали народными песнями.
Другими словами, творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, является достаточно разносторонним и ярким. Охватить же все его стороны в рамках одной столь не большой работы не представляется возможным. Именно поэтому мы остановим свое внимание лишь на одной конкретной теме, а именно –на пейзажной лирике поэта. Это и является целью нашей работы.
Для ее же достижения необходимо решить следующие задачи:
1. Освятить основные вехи биографии М.Ю. Лермонтова.
2. Опираясь на примеры, проанализировать упоминания в стихотворениях М.Ю. Лермонтова природы Кавказа.
3. Опираясь на примеры, проанализировать упоминания в стихотворениях М.Ю. Лермонтова пейзажей Родины.
4. Разобрать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Осень».
Данный порядок рассмотрения задач объясняется следующим. Анализ представляется логичным начинать именно с поиска ответов на более общие вопросы, постепенно сужая их. Таким образом, от рассмотрения пейзажной лирики в целом, мы плавно перейдем к конкретному примеру, который бы наглядно и со всей полнотой мог бы проиллюстрировать сказанное выше.
В данной части работы также хотелось бы отметить, что произведения Михаила Юрьевича Лермонтова никогда не потеряют своей актуальности, так как затрагивают целый ряд проблем, с которыми люди обречены сталкиваться постоянно (например, грусть, одиночество и тд.). К тому же, несмотря на то, что они являются обязательной частью школьной программы, охватить все стороны творчества этого великого поэта в рамках школьной программы представляется невозможным. Более того, не стоит недооценивать и художественную красоту произведений, которая также способна пленить читателей. Как всякий великий (не побоимся этого слова) поэт, М.Ю. Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.
Текст работы:
Итак, в заключение работы хотелось бы отметить следующее.
Несмотря на свою недолгую жизнь (поэт умер в 27 лет), тематика стихотворений М.Ю. Лермонтова чрезвычайно широка. Скромное по объему, сравнительно с другими классиками, творчество «певца Кавказа» внутренне едино и целеустремленно. О Лермонтове можно сказать словами Мцыри:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть…
Михаилу Юрьевичу Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место. Будучи продолжателем традиций А. С. Пушкина, поэт не стал его подражателем. Он нашел свои темы, мысли и настроения, которые в полной мере отразились в его прекрасной лирике.
Будучи патриотом своей страны, любя ее, «но странною любовью», Лермонтов посвятил немало стихов именно Родине. Особое место в творчестве поэта занимает описание родной природы и дорогих сердцу пейзажей.
За свою жизнь Лермонтов побывал во многих местах: он видел суровую, но неповторимую и душевную красоту средней полосы, «утесы-великаны» величественных гор Кавказа. Но в каждом стихотворении, где есть описание природы, слова, описывающие пейзаж, передают духовное состояние поэта. Другими словами, простые описательные стихи – не характерны для творчества Лермонтова, его природа всегда созвучна человеческой душе.
Мы видим Лермонтова и «утесом-великаном», и сосной, и «одиноким парусом», и вечно свободной тучкой. Но одно объединяет все эти образы – мотив вечного одиночества. Таким образом, глубоко трагичная поэзия М.Ю. Лермонтова неотделима от внутреннего мира поэта, чьим отражением и является.
Заключение:
Кажется, нет такого человека в нашей стране, который бы не слышал хотя бы имени Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэт, прозаик, драматург (и художник!) известен и за пределами нашей Родины, его произведения можно найти на полках книжных магазинов по всему миру . Он родился 3 октября в Москве в семье, чей род по одной из версии происходи из Шотландии .
Особенное значение в воспитании будущего поэта сыграла его бабушка –Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отмечается, что она горячо любила своего внука и прилагала все возможные усилия, чтобы дать ему все то наилучшее, на что мог претендовать продолжатель дворянского рода Лермонтовых.
Изучая творчество М.Ю. Лермонтова, нельзя не заметить, что в нем сочетаются совершенно разнообразные мотивы: гражданские, философские, личные. Отмечается, что каждый из них так или иначе отвечал насущным потребностям и проблемам духовной жизни русского общества . С именем Михаила Лермонтова специалисты также связывают и новый расцвет русской литературы. Более того, его произведения получили широкий отклик в живописи, театре, опере, музыке и кинематографе, а многие стихи и вовсе стали народными песнями.
Другими словами, творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, является достаточно разносторонним и ярким. Охватить же все его стороны в рамках одной столь не большой работы не представляется возможным. Именно поэтому мы остановим свое внимание лишь на одной конкретной теме, а именно –на пейзажной лирике поэта. Это и является целью нашей работы.
Для ее же достижения необходимо решить следующие задачи:
1. Освятить основные вехи биографии М.Ю. Лермонтова.
2. Опираясь на примеры, проанализировать упоминания в стихотворениях М.Ю. Лермонтова природы Кавказа.
3. Опираясь на примеры, проанализировать упоминания в стихотворениях М.Ю. Лермонтова пейзажей Родины.
4. Разобрать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Осень».
Данный порядок рассмотрения задач объясняется следующим. Анализ представляется логичным начинать именно с поиска ответов на более общие вопросы, постепенно сужая их. Таким образом, от рассмотрения пейзажной лирики в целом, мы плавно перейдем к конкретному примеру, который бы наглядно и со всей полнотой мог бы проиллюстрировать сказанное выше.
В данной части работы также хотелось бы отметить, что произведения Михаила Юрьевича Лермонтова никогда не потеряют своей актуальности, так как затрагивают целый ряд проблем, с которыми люди обречены сталкиваться постоянно (например, грусть, одиночество и тд.). К тому же, несмотря на то, что они являются обязательной частью школьной программы, охватить все стороны творчества этого великого поэта в рамках школьной программы представляется невозможным. Более того, не стоит недооценивать и художественную красоту произведений, которая также способна пленить читателей. Как всякий великий (не побоимся этого слова) поэт, М.Ю. Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.
Список литературы:
Глава 1. Основные вехи биографии М.Ю. Лермонтова
Будущий поэт родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве, а его крестной матерью была выбрана бабушка (Арсеньева Е.А.) Однако отношения между Елизаветой Алексеевной и отцом Михаила Юрьевича Лермонтова не сложились –Е.А. Арсеньева всеми силами старалась поссорить супругов. Впрочем, несмотря на все старания тёщи , семья не распалась.
Первый биограф Михаила Лермонтова Павел Александрович Висковатый отмечал, что мать поэта, Марья Михайловна (умерла в 1816 году от чахотки), была «одарена душою музыкальной». Она часто музицировала на фортепиано, держа маленького сына на коленях, и якобы от неё Михаил Юрьевич унаследовал «необычайную нервность свою».
Отмечается, что М.Ю. Лермонтов в юношеских произведениях весьма полно и точно воспроизводит события и действующих лиц своей личной жизни. В драме «Menschen und Leidenschaften» мы видим раздор между его отцом и бабушкой, которая под предлогом возможности лучше обеспечить ребенка фактически забрала его себе.
Таким образом, детство М.Ю. Лермонтова протекало в поместье Арсеньевой Е.А. (село Тарханы, Пензенская губерния). Мальчика окружали любовью и заботами, однако светлых впечатлений детства, свойственных возрасту, у него не было.
В неоконченной юношеской «Повести» Лермонтов описывает детство Саши Арбенина, двойника самого автора. Саша с шестилетнего возраста обнаруживает склонность к мечтательности, страстное влечение ко всему героическому, величавому и бурному. В этом же произведении признаётся влияние болезни на ум и характер героя.
Уже в эти годы Лермонтов говорит о том, что никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу «грёзам его души», но даже и не замечал их . Принимая во внимание вышесказанное, становится, кажется, очевидным, что именно здесь и коренятся основные мотивы его будущей поэзии «разочарования». В угрюмом ребёнке растёт презрение к повседневной окружающей жизни. Всё чуждое, враждебное ей возбуждало в нём горячее сочувствие: он сам одинок и несчастлив, — всякое одиночество и чужое несчастье, происходящее от людского непонимания, равнодушия или мелкого эгоизма, кажется ему своим. В его сердце живут рядом чувство отчуждённости среди людей и непреодолимая жажда родной души, — такой же одинокой, близкой поэту своими грёзами и, может быть, страданиями.
Если говорить об образовании поэта, то стоит отметить его жажду знаний. Так, он владел европейскими языками (английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах), прекрасно изучил европейскую культуру в целом и литературу в частности, поступил в университетский благородный пансион (сразу в 4-ый класс), затем в Московский университет .
Под влиянием петербургских родственников, прежде всего Монго-Столыпина, наперекор собственным планам, Лермонтов поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров . Эта перемена карьеры отвечала и желаниям бабушки. Лермонтов оставался в школе два «злополучных года», как он сам выражается. Об умственном развитии учеников никто не думал; им «не позволялось читать книг чисто-литературного содержания».
Выйдя из школы (22 ноября 1834 г.) корнетом в Лейб-гвардии Гусарский полк, Лермонтов по-прежнему живёт среди увлечений и упрёков своей совести; среди страстных порывов и сомнений, граничащих с отчаянием. О них он пишет своему другу Марии Лопухиной; но напрягает все силы, чтобы его товарищи и «свет» не заподозрили его «гамлетовских» настроений .
Смерть А.С. Пушкина, а точнее реакция на нее М.Ю. Лермонтова сделала поэта широко известным. Спор же со Столыпиным Н. о Дантесе привел к широкому разбирательству (за процессом наблюдал сам император) . Некоторое время спустя корнет Лермонтов был переведён на Кавказе.
Несмотря на то, что пребывание на Кавказе длилось всего несколько месяцев, природа этого горного края приковала всё внимание поэта; он готов «целую жизнь» сидеть и любоваться её красотой; общество будто утратило для него привлекательность, юношеская весёлость исчезла и даже светские дамы замечали «чёрную меланхолию» на его лице.
Вернувшись из первой ссылки, Лермонтов привёз массу новых поэтических произведений. После «Смерти поэта» он стал одним из самых популярных писателей в России, да и в свете его теперь воспринимают совсем иначе. Лермонтов вошёл в круг пушкинских друзей и наконец-то начинает печататься, почти каждый номер журнала А.А. Краевского «Отечественный записки» выходит с новыми стихотворениями поэта .
Однако такое положение вещей не продлилось долго. Так, ссора 16.02. 1840 г. на балу у графини Лаваль М.Ю. Лермонтова и сына французского посла Эрнеста Баранта повлекла за собой дуэль, а затем и повторную ссылку на Кавказ, фактически на передовую войны .
В Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Николаем Мартыновым, закончившаяся дуэлью, ставшей для поэта последней. Дуэль произошла 15 июля 1841 года. Лермонтов выстрелил вверх, Мартынов — в грудь поэту.
Похороны Лермонтова состоялись 17 июля 1841 года на старом пятигорском кладбище. Однако менее чем через год его прах был перевезен в Тарханы.