Контрольная работа на тему Педагогика
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Задание
1
Реализовать
Программу знакомства с образовательной организацией
Содержание задания: разработать план
беседы с директором школы, завучем начальной школы, реализовать план в процессе
практики с целью знакомства с образовательной, научно-методической
деятельностью учителей образовательной организации. В
результате проведения опроса было выявлено следующее.
Вид – школа,
тип – бюджетная организация, муниципальное учреждение.
Режим работы:
Понедельник – Суббота с 8:00 до 17:00. Выходной – воскресенье.
График работы: первая смена. Во вторую смену с 14:00 проводятся занятия
факультативных и элективных курсов, кружков, внеурочная деятельность.
Продолжительность уроков – 45 мин. Для первых классов в I полугодии 35 мин.
Управление
школой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
№273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и уставом.
В школе
устанавливается шестидневная учебная неделя с одним выходным днем в
воскресенье, за исключением учащихся 1-4-х классов, у которых
устанавливается пятидневная учебная неделя с двумя выходными днями в субботу и
воскресенье. Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года
для 1-х классов составляет не менее 33 недель, во 2-11 классах – не менее 34
недель без учета государственной (итоговой аттестации). Учебный год делится на
5 учебных семестров. Продолжительность одного семестра составляет 6 –
8 учебных недель. Каждый семестр заканчивается каникулами
продолжительностью в одну неделю. Изменения режима работы производятся по
решению Совета школы. Продолжительность каникул в течение учебного года
устанавливается не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.
Для детей, обучающихся в первых классах, в течение учебного года
устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Продолжительность урока
(академического часа) во всех кассах, за исключением 1 класса, не должна
превышать 45 минут. Начало учебных занятий в 8 час. 00 мин.
Фрагмент текста работы:
1. Объяснить
сущность процесса обучения, его структуру, цели содержание.
«Обучение –
целенаправленный процесс организации и стимулирования активной
учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями,
умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения,
нравственно-эстетических взглядов и убеждений» (Е.С. Рапацевич). «Обучение
является целенаправленной деятельностью, это подразумевает намерение учителя
стимулировать учение как субъективную деятельность самих учащихся» (В. Оконь) [3].
Любой процесс предполагает движение вперед и по
своей структуре является совокупностью действий, направленных на достижение
определенного результата.
Следовательно, обучение – это процесс активного
взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого
формируются определенные ЗУН. При этом обучающий управляет активностью
обучаемого, создавая необходимые условия, направляя, контролируя ее,
предоставляя нужные средства и информацию.
«Процесс
обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и
деятельности учащихся, направленных к общей цели — вооружению обучающихся
знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию» (Г. И. Щукина) [3].
Процесс обучения имеет два основных направления [5]:
¾
взаимодействие между педагогом и учеником,
результатом которого является формирование у обучаемого определенных знаний,
умений и навыков, основанных на личной активности;
¾
организация и стимулирование активной
учебно-познавательной деятельности учащихся для получения знаний, умений и
навыков, развития творческих способностей, мировоззрения и
нравственно-эстетических устоев.
Обобщив процесс обучения можно определить как
взаимодействие учителя и учащихся, в котором учащиеся с помощью и под
руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности,
овладевают системой научных знаний об окружающем их мире и формируют научное
мировоззрение, всесторонне развивают интеллект и умение учиться, а также
нравственные качества и ценностные ориентиры в соответствии с личными и
общественными интересами и потребностями.
Для процесса обучения характерны следующие
признаки [5]:
а) целенаправленность;
б) целостность;
в) двусторонность;
в) совместная деятельность учителя и учащихся;
г) управление развитием и воспитанием учащихся;
д) организация и управление этим процессом.
Задачами процесса обучения являются [5]:
Содержание:
Введение 2
1 часть. Теоретические основы тьюторского сопровождения 4
1.1 Тьюторство в педагогической практике — история, проблемы, перспективы 4
1.2 Вопросы организации деятельности тьютора по сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве 11
2часть. Программа формирующего эксперимента 17
2.1 Анализ опыта работы тьюторов специальной образовательной организации 17
2.2 Организационно — содержательные основы деятельности тьютора специальной образовательной организации 26
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Введение:
Работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.
Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты).
В инклюзивном образовании тьютор — это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.
Согласно ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС для детей с умственной отсталостью, построение образовательного процесса ориентировано на учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся, в частности, предполагается возможность разработки индивидуальных учебных планов. Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора.
ПМПК может в своих рекомендациях указать, что обучающемуся при освоении адаптированной программы необходим тьютор. Например, обучающемуся с расстройствами аутистического спектра или с тяжелыми и множественными нарушениями, независимо от того, обучается он по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования в школе или в отдельном классе или обучается в условиях инклюзивного образования по адаптированной образовательной программе. В данном случае тьютор должен будет находиться с ребенком все свое рабочее время. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся тьютора, ассистента (помощника) предусмотрен на каждые 1-6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5-8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.
Цель работы: изучить организацию тьюторского сопровождения специальной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы тьюторского сопровождения
2. Составить программу формирующего эксперимента
Объект исследования: тьюторское сопровождение
Предмет исследования: организация тьюторского сопровождения в специальной образовательной организации.
Структура работы: работа включает введение, две главы, заключение и список литературы.
Заключение:
Многие родители детей с ограниченными возможностями здоровья интересуются, в каком случае их ребенку положен тьютор. Что это за специалист, каким образом он может помочь ребенку с ОВЗ? У многих складывается мнение, что тьютор может заменить педагога или должен будет следить за ребенком с ОВЗ на протяжении всего учебного дня. Что на самом деле должен делать тьютор, какие именно обязанности на него могут быть возложены при взаимодействии с детьми с ОВЗ выясним исходя из следующих нормативных актов.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Письмо Министерства образования и науки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным и общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“.
При необходимости в процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ОВЗ возможно временное или постоянное подключение тьютора, который должны иметь высшее профессиональное педагогическое образование и удостоверение о повышении квалификации по соответствующей программе установленного образца. При необходимости в процессе реализации АООП возможно временное или постоянное участие тьютора.
Тьютор является педагогическим работником, обеспечивает индивидуализацию учебного процесса для обучающегося с ОВЗ, участвует в реализации АООП, обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимся уровней образования (образовательных цензов), осуществляет взаимодействие с участниками образовательного процесса. Должность «тьютор» предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.
Должность тьютора официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования. Таким образом, указанная штатная единица может быть введена и оплачена из бюджетных средств. Финансирование деятельности тьютора может осуществляться из суммы повышающего коэффициента на реализацию образовательной услуги для детей с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья, через внесение нагрузки тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов по тарификации в рамках новой системы оплаты труда, через стимулирующие доплаты работникам образовательной организации.
Фрагмент текста работы:
1 часть. Теоретические основы тьюторского сопровождения
1.1 Тьюторство в педагогической практике — история, проблемы, перспективы
Тьюторством как технологией индивидуального сопровождения в России заинтересовались сравнительно недавно — с 1988 г. (для сравнения: в Европе гьюторство появилось около 600 лет назад), хотя предпосылки для этого появились еще в начале 80-х гг. XX в., когда в нашей стране заговорили о разделении педагогики и антропоники и, далее, о разделении педагогических и непедагогических антропотехник.
В связи с тем, что данная технология для российской системы образования является новой, возникает множество вопросов (что есть тьюторство? кто такой тьютор? чем он занимается? чем он отличается от обыкновенною преподавателя? от классного руководителя? от работников профориентационного центра? и т. п.), проблем (внедрение технологии в российскую систему образования, поиск средств на ее существование и т. д.) и идей (применение тьюторства вне университета).
На данный момент многие в России ассоциируют тьюторство только с дистанционным образованием (ДО). Конечно, ДО подразумевает участие тьюторов в образовательном процессе. Но нельзя думать, что место тьюторо в — лишь в дистанционном обучении. Из истории тьюторства можно увидеть, что тьютор изначально был воспитателем, затем его роль расширилась, и он стал заниматься также и образованием своего подопечного, постоянно находясь рядом с ним — и в учебе, и в развлечениях. И, к тому же, если в Европе тьюторство появилось как элемент университетского обучения, то в России оно было принято в первую очередь в школе. Именно поэтому мы решили рассмотреть применение технологии тьюторства в школьной общеобразовательной среде [2].
Чтобы понять, в чем суть технологии тьюторства, необходимо ознакомиться с историей его возникновения и развития.
Тьюторство в мире не ново. Как о сложившейся форме университетского наставничества о нем можно говорить начиная с XIV в.
Слово «университет» (от лат. universitas — совокупность) н Средние века означало любую общественную организацию или любой организованный союз людей, свободно объединившихся в каких-либо целях или интересах.
Границу между школяром и преподавателем в средневековом университете провести было практически невозможно. Школяр зарабатывал себе деньги преподаванием, чтобы скопить необходимую сумму для посещения лекций какого-либо прославленного профессора.
Тьюторами в отличие от преподавателей могли стать те, кто обладал способностями к рефлексии и анализу своего опыта самообразования и изобретал способы его передачи. Тем самым появление тьюторов было особенно актуально для тех школяров, кто хотел сократить срок получения образования.
Постепенно расширялась и развивалась роль тьютора в индивидуальном образовательном процессе. В течение ХѴІІІ-ХІХ вв. в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная стала служить дополнением к ней.
Тьютор помогал школяру постигать знания, необходимые для того, чтобы сдать экзамены и получить статус «ученого мужа»: советовал, какие лекции и практические занятия лучше посещать, как составить план своей учебной работы, следил за тем, чтобы его подопечный хорошо занимался и был готов к университетским экзаменам.
Именно тьюторская система позволяла превратить знание из объективированного в личностное.
Традиционная структура тьюгорской системы включала в себя три элемента:
1. Собственно тьюторство — коллегиальные чтения (в том числе в ситуации полного отсутствия профессиональных лекций: например, с 1700 по 1850 г. в английских университетах не было публичных курсов вообще).
2. Руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу школяров, в том числе в каникулярное время.
3. Моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни школяра в университете.
Жизнь в университете представляла собой модель гражданского общества, а тьютор общался со своим подопечным не только как со школяром, но и как гражданином этого общества [4].
В целом через деятельность тьютора осуществлялась состыковка самообразования, воспитания, формирования образа жизни и возможностей их индивидуальною освоения.
Во все эти процессы тьютор был включен, т. е. он продолжал заниматься научными исследованиями, самообразованием, жил вместе со школяром по законам университетской жизни, разделял те же ценности и придерживался того же образа жизни.
Тьюторство появилось в нашей стране в 1988 г., когда было решено организовать детский международный лагерь, а вместо вожатых на конкурсной основе набирали тьюторов.
В 1995 г. в Томске на базе школы «Эврика-развитие» состоялась первая конференция по тьюторской проблематике, на которой решались вопросы о том, что такое тьюторство, какое место занимает тьютор в системе образования и т. д.
Возникали интересные идеи, такие как идея об учреждении института тьюторства в исправительных трудовых учреждениях, идея использования технологии тьюторе кого сопровождения образовательных путешествий.
Отказ понимать тьюторство как индивидуальную рефлексию своей педагогической деятельности школьными учителями очень часто проявляется в утверждении: «Тьютор — это просто модное слово для обозначения того, что делает классный руководитель».
Проанализируем сходство и различие тьютора и классного руководителя (таблица).
Можно сделать вывод: разница между классным руководителем и классическим тьютором заключается в том, что классный руководитель нужен, прежде всего, для воспитательной и организационной работы с коллективом обучаемых; деятельность же тьютора направлена на индивидуальное развитие каждого из своих подопечных.
В настоящий момент можно выделить следующие взаимосвязанные проблемы, касающиеся не только тьюторства в школьной практике, но и российского тьюторства в целом:
1. Противоречие между осознанной потребностью в тьюторах и их нехваткой, что порождает перевес спроса на услуги тьюторов над их предложением со стороны учебных заведений.
2. Отсутствие у государства денежных средств на введение новой профессии и на ее содержание (в России до сих пор отсутствует какая-либо нормативно-правовая база для такой профессии, как «тьютор»).
3. Отсутствие учебных заведений или курсов, занимающихся специализированной подготовкой тьюторов.
Пункт сравнения Классный руководитель Классический тьютор
Приоритетные направления деятельности Адаптация подопечного к школьной системе данного учебного заведения и, частично, воспитание подопечного на время его пребывания в школе Работает с процессами мышления подопечного
Основной конфликт, который он решает Между необходимостью получения информации по определенным правилам жизни в школьном коллективе и отсутствием этой информации (в общем плане — между биологическим и социальным) Между потребностью в источниках знаний для решения вопроса и временным отсутствием этих источников (в общем плане суть конфликта- в возможности (или невозможности) воспринять и передать культурное (родовое) как глубоко личное (индивидуальное), заново ответить на «вечные» вопросы и прийти к пониманию этих ответов или дать свои человечеству)
Рабочие контакты С обучаемыми, их родителями и преподавателями учебного заведения С подопечным как носителем индивидуальной истории, с одной стороны, и с авторами тех курсов, которые он рекомендует для изучения своему подопечному — с другой
Тип взаимодействия Непосредственное личное (индивидуальное или фупповое) общение и общение по телефону при необходимости Личное и/или посредством различных технологий (почта, e-mail, чаты и пр.)
Цель деятельности Помогать ученикам адаптироваться к школьной среде, организовывать групповые мероприятия, следить за посещаемостью, проводить собрания и индивидуальные беседы для решения вопросов успеваемости учеников, организационных и воспитательных проблем Помочь подопечному определить пути развития, выстроить траекторию освоения знания, оказать помощь в овладении способами деятельности для освоения знаний, развить способность критически мыслить
Результат деятельности Ученик, выполняющий все правила и требования учебного заведения, с хорошей посещаемостью, хорошей успеваемостью, умеющий вести себя правильно как в группе сверстников, так и с людьми, старшими по возрасту и статусу Специалист в изученных областях знания; свободная, самостоятельная личность, способная в любое время овладеть любыми знаниями, которые ей могут понадобиться, умеющая анализировать ситуацию и в соответствии с ней рационально и эффективно организовать и использовать свое время, способности и ресурсы
Зона ответственности Пределы учебного заведения Все окружение подопечного вплоть до окончания им процесса обучения
Средства, техники, действия Все, что направлено на организацию группового общения, поддержание дисциплины, профилактику и разрешение конфликтных ситуаций Все, что направлено на мотивацию к деятельности, поддержание интереса, организацию самого процесса деятельности, оказание психологической поддержки, контроль над выполнением намеченного плана. Основная технология — технология проблемного обучения
Знания, способности Коммуникативные и социальные навыки, организаторские способности, приверженность программе, знание основ воспитания Общие навыки преподавания, коммуникативные и социальные навыки, организованность, гибкость, терпимость, способность мотивировать, приверженность программе и студентам, эрудиция и умение обращаться с аудио- и видеотехникой, компьютером
Причина появления Необходимость наблюдать за дисциплиной и успеваемостью учеников в учебном коллективе, проводить воспитательную работу и поддерживать связь с родителями обучаемых Потребность в человеке, который был бы способен заменить школяру родителей, был бы ближайшим помощником во всех затруднениях; сопровождал его жизнь в университете (в сегодняшних условиях также и в школе), включая быт, был бы способен умело преподать учебный материал в отсутствие другого источника информации
Рассмотрев все вышесказанное, зададимся вопросом: как же на данный момент решается проблема развития тьюторства в России и каковы его перспективы?
Учитывая выделенные проблемы, можно сказать, что до внедрения новой профессии еще далеко и, чтобы не тратить время на разработку новой профессии, было решено работать на уровне технологий сопровождения, т. е. с дополнительными квалификациями и переквалификацией разных специалистов. В этом случае не важно, как человек называется: он может быть учителем, психологом, но в своей практике он использует тьюторские технологии [6].
В своей деятельности тьюторы должны ориентироваться на возраст, когда человек готов сам вырабатывать отношение к миру и определять свое место в нем, относиться к знанию осознанно и ответственно, т. е. на подростковый возраст, старшие классы, студенческую пору. Их помощь актуальна и во время повышения квалификации специалиста или смены профессии. Необходимость внедрения тьюторства в систему образования очевидна, так как его можно с успехом использовать в целях непрерывного повышения своего профессионального уровня.
Содержание:
Задание № 1 3
Задание № 2 12
Введение 12
Основная часть 12
Заключение 15
Список литературы 15
Заключение:
П. Ф. Каптерев завершил начатую ещё Н. И. Пироговым и К. Д. Ушинским переори-ентацию отечественной педагогики на человека и представил в «Дидактических очерках. Теория образования» (1915) русскую педагогику как стройную научную систему (за первое, 1885 года, издание «Дидактических очерков» Петербургский комитет грамотности прису-дил её автору золотую медаль). В этом труде были сформулированы цели образования (внешние и внутренние), теория образования получила свой предмет исследования — педа-гогический процесс, были уточнены законы и принципы педагогики, открытые А. Дистер-вегом, уточнены и дополнены её понятийный аппарат, её методы, формы и средства и т. д. Педагогика в России стала наукой. Каптерев одним из первых дал систематическое изложе-ние развития российской педагогики за весь период существования. Разработал свою перио-дизацию её развития: от принятия христианства до Петра I — церковная педагогика; от Петра I до 60-х годов XIX века — государственная педагогика; с 60 годов XIX века — об-щественная педагогика. Анализируя школьный опыт и педагогические идеи прошлого, прежде всего, вычленял то, что помогает решать проблемы воспитания и обучения своего времени, удовлетворяет потребности народного образования. Связывал историю педагогики с общей историей, понимая педагогику как область знания, тесно связанную с обществен-ными интересами. Писал: «Ни государство, ни церковь, а только само общество может вли-ять, направлять и управлять школьным делом» — вывод из истории педагогики.
Фрагмент текста работы:
Задание № 1
В.А. Сластенин «Педагогика»
1. Дайте характеристику структуры целостного педагогического процесса.
( стр.103-107)
Основным интегративным свойством педагогического процесса как динамической системы является его способность выполнять социально определенные функции. Общество заинтересовано в том, чтобы их реализация соответствовала высокому уровню качества, и это возможно при условии, что педагогический процесс функционирует как целостное яв-ление. Целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном пе-дагогическом процессе.
Целостность — это синтетическое качество педагогического процесса, характеризую-щее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и дея-тельности субъектов, функционирующих в нем. Интегральному педагогическому процессу присуще внутреннее единство его компонентов, их гармоничное взаимодействие. Он по-стоянно движется: преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, формирование нового качества.
В педагогическом процессе специально создаются функциональные подсистемы, направленные в первую очередь на решение образовательных, развивающих и воспитатель-ных задач. Они действуют автономно, «разрывая на части» зарождающуюся личность, при-давая педагогическому процессу односторонность. В целостном педагогическом процессе, в каждом акте педагогического взаимодействия решаются не только прямые, доминантные, но и подчиненные задачи развития всех сторон личности. Это достигается за счет ком-плексного охвата основных видов деятельности, их сочетания и взаимообогащения.
Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию деятельности учеников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и имела бы сба-лансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Любая дея-тельность, наполненная морально-эстетическими элементами, вызывающая положительный опыт и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.
Целостный педагогический процесс не сводится к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Также его нельзя рассматри-вать как единство процессов умственного, морального, эстетического, трудового, физиче-ского и других видов воспитания, то есть как обратное сведение в единый поток механиче-ски оторванных частей из единого целого. Существует единый и неделимый педагогиче-ский процесс, который усилиями учителей должен постоянно приближаться к уровню це-лостности путем разрешения противоречия между целостностью личности учащегося и спе-циально организованными воздействиями на него.
2. В чём сущность личностно ориентированного подхода в целостном педагоги-ческом процессе? (стр. 112-115)
Целью личностно ориентированного воспитания является формирование и развитие у ребенка личностных ценностей, поскольку они благодаря своим сущностным показателям, способны выполнять функцию высшего критерия для ориентации индивида в мире и опоры для личностного самоопределения. Такое воспитание не просто декларирует, а утверждает человека как высшую ценность жизни. Новый взгляд на личность предполагает признание ее индивидуальности, самобытности, самоценности, его развитие не как “коллективного субъекта”, а прежде всего, как индивида, наделенного собственным неповторимым субъект-ным опытом.
Основной категорией теории личностно ориентированного воспитания является сво-бода личности. По мнению Г. А. Балла, личностная свобода должна стать важной целью нравственного воспитания, поскольку “свободная личность не будет (когда речь идет о ми-ровоззренческом самоопределении) слепо подчиняться любой, даже традиции”. Психолог выделяет следующие составляющие этого понятия: высокий уровень социальной и духов-ной активности; единство автономии, самостоятельности человека со способностью к глу-бокой внутренней связи с другими людьми; уважение к себе и способность уважать других людей; стремление к овладению социально-культурными нормами и критическое отноше-ние к ним.
Руководствуясь необходимостью увеличения развивающей эффективности нрав-ственного воспитания, личностно ориентированная педагогика работает над созданием и применением качественно обновленных воспитательных методов. Такие новые методы со-здаются на основе механизмов сопереживания, положительного эмоционального оценива-ния, рефлексивно-волевых механизмов, которые обращены на сознание личности, ее само-сознание, творческое усвоение ребенком приоритетных нравственных норм и ценностей общества.
Специфика воспитательной работы за личностным подходом заключается в форми-ровании действенной позиции воспитанника как творца себя. Новый гуманный взгляд на воспитанника связан с приоритетом личности, ценностным отношением человека к самому себе, к другим людям. Помочь ребенку найти себя в этой жизни, отыскать собственный ва-риант жизни, достойный высоконравственного человека, научить ребенка строить мораль-ное-ценностное общение с другими людьми — главное предназначение педагога. Неоспори-мо весомым является то, что воспитание в личностном измерении обеспечивает гармонию человека с самим собой путем определения гармонии с другими людьми, обществом, окру-жающей средой. Достижения ребенком такой гармонии с миром вокруг него составляет сущность психологического, нравственного здоровья подрастающей личности. Только целе-направленная, высокоорганизованная деятельность педагога способна вызвать у воспитан-ника стремление к моральной жизни, к добру, правде и красоте.
Эффективность воспитания в значительной степени зависит от взаимоотношений пе-дагога и воспитанника. Как отмечает А. Я. Савченко, “ личностно ориентированная система образования создает новую педагогическую этику, определяющей чертой которой является взаимопонимание. Эта этика: меняет позицию учеников и учителей в общении; утверждает не ролевое, а личностное общение (поддержка, сострадание, утверждение человеческого до-стоинства, доверие); обусловливает потребность диалога, диалоговой взаимодействия меж-ду воспитателем и воспитанником как доминирующей формы учебного общения, побужде-ние к обмену мнениями, впечатлениями, моделирования жизненных ситуаций; включает специально сконструированные ситуации выбора, авансирование успеха, самоанализа, са-мооценки”.