Детская психология Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Овладение предметной деятельностью в раннем возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1 Овладение предметной деятельностью в раннем возрасте 4
1.1 Понятие предметной деятельности и ее значение для психики и личности ребенка 4
1.2 Формирование самостоятельной предметной деятельности 5
1.3 Организация предметной деятельности 10
Заключение 14
Список литературы 15

 

  

Введение:

 

Основная потребность детей раннего возраста заключается в познании окружающего мира посредством действий с различными предметами.
Предпосылкой предметной деятельности ребенка является его самостоятельное передвижение на ногах, прямохождение. Оно увеличивает самостоятельное перемещение ребенка в пространстве и позволяет ему более самостоятельно и свободно общаться с окружающим его миром. Но самостоятельно ребенок не может освоить способ употребления окружающих его специфических человеческих предметов, так как способы их и использования не являются очевидными. Поэтому возникает ситуативно-личностная форма общения с взрослым человеком, которое основано на предметном взаимодействии. Такая форма общения сохраняется до трехлетнего возраста. Социальная ситуация развития, по мнению большинства исследователей, может быть представлена формулой: «ребенок — предмет — взрослый». Контакт ребенка раннего возраста с взрослым опосредуется предметом и действием с ним[3, c. 102]. Поэтому овладение предметной деятельностью является важным этапом развития психики и личности ребенка, этим обусловлена актуальность темы контрольной работы.
Целью контрольной работы является раскрытие понятие предметной деятельности и этапов ее овладения ребенком.
Задачами контрольной работы являются:
— определение понятия предметной деятельности и ее значения для психики и личности ребенка;
— обзор результатов научных изысканий по этапам самостоятельного овладения предметной деятельностью.
К методам, использованным в написании контрольной работы, относятся: обобщение, анализ.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Предметная деятельность является ведущей деятельностью раннего возраста. Это обусловлено тем, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Переход к предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов. Усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать. Освоение предметной деятельности проходит три последовательных этапа: с предметом могут выполняться любые действия, предмет употребляется только по назначению; свободное употребление предмета в случае известности его истинного назначения.
Касаемо этапов формирования самостоятельной предметной деятельности, в науке существует много точек зрения. В данной работе рассмотрены точки зрения на овладение ребенком предметной деятельности С.Л. Новоселовой, Д.Б. Эльконина и П.Я. Гальперина. Каждый из них выделяет разное число этапов, полагая в качестве разделяющих критериев разные понятия: С.Л. Новоселова – динамика характера действий ( от предметных манипуляций до предметно-опосредованных действий); Д.Б. Эльконин – этапы совместной деятельности со взрослым и самостоятельное освоение предметной деятельности в условиях реальности; П.Я. Гальперин – воспроизведение действий над предметами, исходя из его свойств.
Каждая точка зрения имеет достойное право на существование, но, по мнению, автора контрольной работы, наиболее близка к истине, точка зрения Д.Б. Эльконина, так как позволяет рассматривает освоение предметной деятельностью не с абстрактной точки зрений, классифицирую действия или выделяя свойства объектов, а в результате именно деятельности с предметом и в связи с окружающей действительностью, в частности, совместной деятельности с родителями, как источниками предметного опыта.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Овладение предметной деятельностью в раннем возрасте

1.1 Понятие предметной деятельности и ее значение для психики и личности ребенка

К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью. Предпосылки ее формируются в младенческом возрасте.
Предметная деятельность является ведущей деятельностью раннего возраста. Это обусловлено тем, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Переход к предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов.
Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Предметы начинают выступать для него не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления.
Усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать.
Например, узнав, что карандаши нужны для письма и рисования, ребенок, тем не менее, может катать их по столу или что-нибудь строить из них[2, c. 25].
Первоначально действие и предмет в понимании ребенка имеют тесную связь между собой. Примером тому может служить следующий факт: он не может причесаться палочкой или попить из кубика.
Но со временем происходит отделение предмета от действия.
Фазы развития связи действия с предметом представлены на рисунке 1.

Открытие назначения предметов и отличает предметную деятельность ребенка раннего возраста от манипулятивной деятельности младенца.
Функции вещей и предметов ребенок познает при помощи взрослого человека. Именно он, взрослый, может дать знания о назначении предметов и показать приемы их использования, участвуя в деятельности ребенка на правах организатора, помощника и старшего партнера[5, c. 26].
Важная роль в овладении предметной деятельностью принадлежит деловому общению, которое способствует тому, что предметная деятельность приобретает статус ведущей в раннем возрасте.

1.2 Формирование самостоятельной предметной деятельности

Рассмотрим формирование самостоятельной предметной деятельности, с точки зрения, отечественных исследователей.
В формировании самостоятельной предметной деятельности ребенка, как показали исследования С. Л. Новоселовой (1978), можно выделить три этапа:
— Первый этап — это предметные манипуляции детей 5-6 месяцев, которые превращаются к 7-9 месяцам в ориентировочные действия;
— Второй этап. К концу 1-го года жизни ориентировочные действия переходят в предметно-специфические. Они отличаются от манипуляций с мячом (схватывание, удерживание, сжимание) и ориентировочных (ритмичное сжимание, круговое облизывание, надавливание пальцем, повторное бросание), катание мяча или сильные удары мячом об пол (чтобы он подпрыгнул) — это уже действия, направленные на получение определенного результата. Постепенно ребенок осваивает правильные действия с предметами — мяч он катает, автомобиль толкает, куклу кладет на кровать, пирамиду собирает и разбирает;
— Третий этап связан с возникновением предметно-опосредствованных действий, которые осуществляются орудийными операциями (дети начала второго года едят с помощью ложки; используют коляски для катания куклы, грузовики для перевозки кубиков)[1, c. 86].
Д.Б. Эльконин выделяет два направления развития предметной деятельности[6, c.92-93]:
— развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения. Сначала ориентация, исполнение и оценка действия находятся в ведении взрослого. Проявляется это, например, в том, что взрослый берет ручки ребенка и производит ими действия. Потом выполняется частичное или совместное действие, то есть взрослый начинает его, а ребенок продолжает. Затем действие исполняется на основе показа и, наконец, на основе речевого указания;
— развитие средств и способов ориентации ребенка в условиях осуществления действия. Она проходит несколько этапов.
Первый этап состоит:
а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами);
б) использовании предмета, когда еще не сформированы способы его применения, например, ребенок понимает, для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко;
в) овладении специфическим способом употребления.
Второй этап наступает, когда ребенок начинает производить действия в неадекватной ситуации. Иными словами, происходит перенос действия с одного предмета на другой, например, ребенок, научившись пить из кружки, пьет из стакана. Отмечается также перенос действия по ситуации, например, научившись обувать ботинки, ребенок старается натянуть их на мячик.
Третий этап сопровождается возникновением игрового действия. Здесь взрослый не говорит ребенку, что ему делать, как надо играть или употреблять предмет.
Постепенно ребенок начинает соотносить свойства предметов с операциями, т. е. учится определять, что предметом лучше всего можно делать, какие операции больше всего подходят к конкретному предмету.
Этапы формирования таких закреплений были также выявлены
П.Я. Гальпериным. Исследователь считал, что на первой стадии ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он хочет достать нужный ему предмет, а из свойств самого предмета. Данную стадию он назвал «целенаправленные пробы».
На второй стадии – «подстерегание» – ребенок находит эффективный способ действия с предметом и пытается повторить его.
На третьей стадии – «стадии навязчивого вмешательства» – он старается воспроизвести эффективный способ воздействия и овладеть им, на четвертой стадии открывает способы регулирования и изменения действия, учитывая условия, в которых его придется выполнять.
Формирование предметных действий тесно связано с изменением характера ориентировочной деятельности ребенка.
На первых ступенях развития предметной деятельности предмет и действие тесно связаны между собой: ребенок выполняет усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы