Специальная психология и коррекционная педагогика Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Отличительные особенности ЗПР от умственной отсталости

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1. Характеристика умственной отсталости 3
2. Характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР) 6
3. Отличительные особенности ЗПР от умственной отсталости 9
Заключение 13
Список использованной литературы 14

 

  

Введение:

 

Человек, является биологическим существом, и на его развитие влияют многие факторы, в том числе и негативные. К таким факторам относятся: социально — экологические, информационные, экономические, гигиенические; генно-биологические и хромосомные болезни, нарушение обмена веществ, инфекционные и эндокринные заболевания, физические и психические травмы.
Негативное влияние таких факторов ведет к нарушениям в развитии, перестраивает морфологические и функциональные отношения в нервной системе.
Существует мнение, что выяснить точные данные количества распространений нарушения в умственном и психическом развитии у детей не представляется возможным, т.к. приводимые в статистике случаи, имеют только учтенный, т.е. зарегистрированный характер, что естественно, не отражает истинной картины вещей. Однако даже этих приведенных данных хватает, что бы понять, насколько значима данная проблема — существенного роста числа детей с нарушением умственного и психического развития.
Любые нарушения в развитии имеют свои определенные причины, и их проявление у всех детей разное. Ребенок может страдать психическим недоразвитием или же его развитие будет задерживаться или будет искажено.
Примером психического недоразвития может служить умственная отсталость (олигофрения), при которой такие сферы психики как: сенсорика, моторика, память, интеллект, эмоции, личность недоразвиты [1].
В мире количество детей с проблемами умственной отсталости не уменьшается, и статистика это подтверждает. Поэтому вопрос разграничения понятий «умственная отсталость» и «задержка психического развития» всегда актуален.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что задержка психического развития имеет отличительные особенности от умственной отсталости. Хотя нередко эти два понятия отождествляются. Детей с задержкой психического развития (ЗПР) зачастую считают олигофренами, и это ошибочное мнение, т.к. ЗПР является пограничным состоянием между нормальным развитием и умственной отсталостью. Это понятие подразумевает не стойкое, необратимое психическое недоразвитие, а о его замедленный темп. В дошкольном возрасте такое недоразвитие может быть практически незаметным, а вот при поступлении в школу это отклонение отчетливо выделятся. Такие дети разительно отличаются от своих школьных сверстников, тем, что они еще живут дошкольными интересами, школьную программу они воспринимают на игровом уровне.
Задержка психического развития — это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.
У детей с ЗПР хорошо развита речь, им присуще высокая способность запоминания стихов и сказок, и более высокий уровень познавательной деятельности, но даже эти способности не помогают им овладеть элементарной грамотностью. Все перечисленные способности не характерны для детей — олигофренов. Дети с ЗПР более обучаемы, в сравнении с детьми умственно отсталыми. Они в состоянии использовать помощь учителя и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий.
Делая вывод, можно отметить, то дети с ЗПР обладают полноценными возможностями для будущего развития, в отличие от умственно отсталых детей, т.е. в условиях специального обучения впоследствии они приобретут умения выполнять самостоятельно все то, что в данный момент могут выполнять только с помощью педагога [5].

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Характеристика умственной отсталости

Важнейшими задачами олигофренопсихологии и олигофренопедагогики являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследование психологических проблем, подтверждающих обоснованность компенсации дефекта под влиянием коррекционного обучения и воспитания.
Умственная отсталость это — стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга.
Дети с умственной отсталостью составляют около 2,5% от общего детского населения. Олигофрения и деменция, являются формами умственной отсталости. Степень выраженности данного дефекта существенно зависит от степени, влияющей на ребенка вредности, от ее преимущественного воздействия, от времени начала ее воздействия. Чем ранее такое заболевание возникло, тем тяжелее оказываются последствия.
Олигофрения проявляется на более ранних этапах развития (до 1,5-2 лет), деменция (распад психики) — на более поздних эта¬пах развития ребенка (после 1,5-2 лет). Деменция выражается в двух формах: резидуальная (остаточная) и прогредиентная (прогрессирующая). Деменция может быть результатом органических заболеваний мозга и травм.
Умственно отсталый ребенок имеет способность психически развиваться, но протекает это развитие аномально, поскольку его биологическая основа патологична.
Причины, которые вызывают умственную отсталость, разнообразны и многочисленны.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны стойкие нарушения познавательной деятельности, которые отчетливо видны в сфере познавательных процессов, и особенно — в словесно-логическом мышлении.
В этом дефекте имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие как личностных проявлений, так познавательной сферы. Как правило, одни психические процессы у умственно отсталых детей нарушены более резко, другие же напротив, остаются более сохранными.
Развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью определяется биологическими (выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения) и социальными (ближайшее окружение ребенка, т.е. семья, в которой он живет, родители, дети, с которыми от общается, школа) факторами.
В последние годы все чаще предпринимаются попытки провести более дифференцированную классификацию степеней интеллектуальной недостаточности, и поэтому в основном пользуются классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):
1. Дебильность – слабая форма проявления. При слабой выраженности, такой ребенок по внешним признакам почти ничем не отличаться от сверстников. Но при общении, разница станет видна. Эмоциональность у такого ребенка будет сохранена, а вот внимание привлечь надолго будет невозможно. Новую информацию они запоминают тяжело и ненадолго, способности воспринимать абстрактные понятия у таких детей нет.
2. Имбецильность – средняя форма умственной отсталости, которая проявляется не только в поведении, но и во внешнем облике больного. Вместе с поражением мозга часто сочетается недоразвитие каких-либо органов, дефекты конечностей или частей лица (косоглазие например). Эти дети способны понимать окружающих, произносить простые слова и фразы, они могут изъясняться и понимать только глаголы и существительные, и в редких случаях могут грамматически правильно построить предложение.
3. Идиотия – это уже тяжелая форма олигофрении. Поврежден как мозг, так и тело. Люди с таким дефектом в редких случаях способны ходить, страдают от недоразвитости внутренних органов и конечностей. У них фактически не развивается мышление и речь. Они способны произносить только отдельные звуки и слова, не могут понять речь окружающих и отделить своих от чужих.
Каждая из перечисленных выше форм отсталости, делится еще на 4 степени тяжести в зависимости от баллов IQ:
— легкая – 50 -60;
— умеренная 35-40;
— тяжелая 20-34;
— глубокая степень при показателях в 20 баллов и ниже.
Для общего развития ребенка-олигофрена, для приобретения и усвоения им знаний, умений и навыков, для их систематизации и практического применения эффективным методом является специально организованное обучение и воспитание. Такое обучение, направленно на общее развитие умственно отсталых детей и в первую очередь предусматривает формирование у них высших психических процессов, особенно мышления [5].
Совершенствование эмоционально-волевой сферы учащихся является первостепенной задачей коррекционной работы. Общее развитие умственно отсталых детей в разные возрастные периоды формируется скачкообразно. У детей с умственной отсталостью потребность в познании меньше, чем у нормально развивающихся сверстников. Для таких детей характерно неполное, нередко искаженное представление об окружающей действительности. Причиной этому может служить снижение слуха, зрения, недоразвитость речи, которая отличается замедленным темпом. Чтобы воспринять картинку или текст этим детям необходимо больше времени, чем нормальным детям. Абстрактное мышление у таких детей совсем не развивается, поэтому они остаются на уровне конкретных понятий. Детям с умственной отсталостью легче запомнить внешние, иногда просто случайные зрительно воспринимаемые признаки. Детей с умственной отсталостью, можно назвать без эмоциональными, т.к. эмоции у них недоразвиты, соответственно нет у них нет оттенков переживаний.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы