Контрольная работа на тему Особенности связи темперамента и восприятия времени у старших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты изучения связи темперамента и восприятия времени у
старших школьников. 5
1.1 Понятие
темперамента в психологии и его психофизиологические механизмы.. 5
1.2
Возрастные изменения темперамента. 10
1.3
Психологические исследования взаимосвязи темперамента и восприятия времени. 11
Глава 2.
Эмпирическое исследование. 14
2.1 Описание
методик и организации исследования. 14
2.2
Исследование взаимосвязи темперамента и
восприятия времени у учеников девятого класса 16
Заключение. 17
Список
использованной литературы.. 18
Приложение 1. 20
Введение:
Актуальность
исследования. На восприятие времени влияет большое количество различных психологических
факторов, к которым относится и тип умственной деятельности ученика, и его темперамент.
Останавливаясь именно на воздействии темперамента, можно сказать, что темперамент
– это психические различия между людьми – различие по глубине, интенсивности, стойкости
эмоций, эмоциональной уязвимости, темпу реакции, энергичности действий и другим
динамическим, индивидуально-устойчивым особенностям психической жизни. В современной
психологии, ученые на практике определяют, что темперамент – это биологический фундамент,
на котором формируется личность как социальное существо.
Темперамент
отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера,
поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими
психическими особенностями человека. Все это и обуславливает актуальность нашего
исследования.
Представителями
отечественных и зарубежных психологических школ, которые изучали вопросы
темпераменты и его взаимосвязи с восприятием времени, являются Гиппократ,
Гален, Э. Кречмер, А. Галлен, У. Шелдон, Г. Врисберг, И. Павлов, Г. Айзенк, Р.
Кеттелл, Я. Стреляу, М. Акимова, Э. Ильин, Н. Лейтес, В. Мерлин, В. Небилицын,
В. Русалов, В. Рыбалко, Б. Теплов, Б. Цуканов и др.
Факт
возрастного изменения свойств темперамента подтверждается результатами
исследований, наиболее полно и систематически изложенных в трудах таких
психологов, как В.Е. Чудновский, Н.С. Лейтес и Э.И. Моствилискер.
Цель
исследования – установить взаимосвязь между темпераментом старших школьников и восприятием
времени.
Объект
исследования – психологические факторы восприятия времени у учеников девятых
классов.
Предмет
исследования – взаимосвязь темперамента и восприятия времени у учеников девятых
классов.
Задание
исследования:
—
рассмотреть и проанализировать теоретический материал по теме исследования;
—
определить типы и особенности темперамента учеников девятых классов;
—
определить понятие восприятия времени в науке;
—
выявить зависимость восприятия времени от типа темперамента учеников девятых
классов.
В
исследовании применялись следующие методы:
—
теоретический анализ психологической и педагогической литературы;
—
анкетирование;
—
психологическое тестирование;
—
метод статистической обработки экспериментальных данных.
Методики:
—
личностный опросник EPI (методика Айзенка Г.), созданный для диагностики
экстраверсии, интроверсии и нейротизма, включающий также девять вопросов,
составляющих «шкалу лжи». При сопоставлении с теорией отличий нервной системы
Павлова позволяет определить доминирующий тип темперамента человека.
—
методика оценки длительности выдвинутого стимула в астрономических единицах
(Элькин, Цуканов).
Гипотеза:
между типом темперамента и типом восприятия времени существует взаимосвязь.
Продукт
проекта: результаты статистической обработки экспериментальных данных.
Заключение:
Как
все неоднократно отмечалось, темперамент занимает очень важное место в становлении
школьника, его поведении, успеваемости в школе и в отношениях с одноклассниками
и учителями.
Полученные
после проведения исследования данные позволяют сделать несколько общих выводов:
1) в большей степени тенденция к недооценке короткого временного
интервала прослеживается у представителей меланхолического и сангвинического темпераментов;
2) точную оценку времени практически одинаково
демонстрируют все четыре типа, хотя и на довольно низком уровне, почти не
переходящем планку в 20 %
(исключение составляют флегматики с наиболее низким показателем);
3) тенденция к переоценке наблюдается у всех типов
темперамента, но наиболее характерна она для флегматиков.
Подводя
итоги работы, следует сказать, что в процессе изучения психологической
литературы по теме исследовательской работы, мы рассмотрели понятие темперамент
и типы темперамента. Выяснили, что существует четыре типа темперамента которые,
влияют на восприятие времени у старших школьников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты
изучения связи темперамента и восприятия времени у старших школьников
1.1 Понятие темперамента в психологии
и его психофизиологические механизмы
В
природе не существует совершенно одинаковых человеческих личностей – личность каждого
человека неповторима. Однако человек не рождается все сложившейся личностью. «Личность
– это прижизненное, относительно устойчивое, целостно структурное образование, отражающее
социальную сущность человека» — Щербанов А.Н. Таким образом, можно заключить, что
ребенок становится личностью постепенно. Но еще раньше, чем человек становится личностью,
у него наблюдаются индивидуальные психические особенности. Последние достаточно
консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства
личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на
которой впоследствии произрастают свойства личности, присущие только данному человеку.
Это означает, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать какие-либо
узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка нужно опираться на имеющиеся
у него от рождения свойства. Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения
свойствами являются свойства темперамента.
Понятие
«темперамент» охватывает устойчивые характеристики, черты, от которых зависят реакции
человека на других и социальные обстоятельства. Большинство классификаций и теорий
темперамента охватывают два компонента – активность и эмоциональность, где активность
характеризует степень энергичности, стремительности, скорости и наоборот, медленности
и инертности, а эмоциональность – особенности протекания эмоций, ощущений, настроений
и их качества.
Для
изучения соотношения индивидуально-психологических особенностей и внешних поведенческих
проявлений человека, многие из которых были освещены в трудах Б.М. Теплова и его
учеников могут быть использованы 4 общепринятых типа темперамента: сангвиник, холерик,
меланхолик и флегматик [10].
Сангвиник.
Люди этого типа обладают живой мимикой, выразительными движениями, громкой и четкой
речью. У сангвиников слабая чувствительность, поэтому они не замечают слишком слабых
раздражителей, их привлекает все новое. Если внешние раздражители долгое время не
изменяются, то люди с таким типом темперамента быстро отвлекаются от дел или эмоций
и становятся безжизненными и безразличными. Сангвиники легко сходятся с новыми людьми,
быстро привыкают к новым требованиям и обстановке, без труда переключаются с одной
работы на другую, легко переучиваются, овладевая новыми навыками.
Холерик.
Отличается слабой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью, как и
сангвиник. Однако реактивность явно превалирует над активностью, поэтому холерик
не обуздан, не сдержан, нетерпелив. Он неуравновешен и ему тяжело переключать свое
внимание с одной деятельности на другую. Холерик очень ярко проявляет свои чувства,
за новые дела берется с огромным энтузиазмом, отдается им полностью, но при этом
неадекватная оценка своих сил приводит чаще всего к резкому спаду деятельности.
Состояния обиды или состояния обычно устойчивы и длительны. Холерикам очень сложно
усидеть на одном месте, они обладают торопливой, часто сбивчивой речью.
Меланхолик.
Это человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Он чрезмерно уязвим,
и даже незначительный повод может вызвать у него слезы. Мимика и движения у меланхолика
невнятны, голос тихий, обычно он не уверен в себе, робок, малейшие трудности заставляют
его опускать руки. Чаще меланхолики погружены в себя и предпочитают спокойную, хорошо
знакомую им обстановку. Люди этого типа неэнергичны, ненастойчивы и быстро утомляются.
Флегматик.
Такие люди ровно идут по жизненному пути, они настойчивы и упорны, их очень сложно
вывести из себя. Обычно у флегматиков бедная мимика, движения невнятные и замедленные,
как и речь. Флегматики с большим трудом переключают внимание и приспосабливаются
к новой обстановке, при этом они энергичны и работоспособны. Как правило, они тяжело
сходятся с новыми людьми, слабо откликаются на внешние впечатления [9].
Нельзя
задавать вопрос, какой из типов темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные
и негативные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость
и отзывчивость сангвиника, глубина и стойкость ощущений меланхолика, спокойствие
и отсутствие торопливости флегматика – вот примеры тех ценных свойств личности,
обладание которыми связано с отдельными темпераментами. В то же время при любом
из темпераментов может возникать опасность возникновения нежелательных черт личности.
Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким,
склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию,
недостаточной глубине и стойкости ощущений. При меланхолическом темпераменте у человека
могут производиться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в личные
волнения, чрезмерная стеснительность. Флегматический темперамент может сделать человека
дряблым, инертным, безразличным ко всем впечатлениям жизни [7].