Контрольная работа на тему Особенности социальной адаптации детей с умственной отсталостью.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1.Понятие социальной адаптации у детей 4
2. Механизмы адаптации ребенка 6
3.Проблемы социальной адаптации умственно отсталых детей 7
4.Педагогическая работа с умственно отсталыми детьми 10
Заключение 13
Список литературы 14
Введение:
Важной задачей в образовании детей с интеллектуальными нарушениями выступает их социальная адаптация.
Социальной адаптацией называется активное взаимодействие с условиями окружающей среды с помощью принятия ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе. У детей с умственными нарушениями воздействие с социальными факторами нарушено. Навык правильного понимания на протекающие нарушения имеет низкий уровень.
Дети с нарушениями умственного формирования чувствуют значительные сложности в получении своих целей в пределах существующих правил. Это может вызвать неверную реакцию со стороны такого ребенка. Социальная адаптация личности представляет собой комплекс трех социально-психологических структур: когнитивного, включающего все психические процессы, связанные с познанием; эмоционального, включающего эмоциональные процессы и моральные чувства; практического осуществляющего отношения адаптации с социальной практикой. Формирование структур адаптации у детей с интеллектуальной недостаточностью имеет свою особенность. Интеллектуальный компонент в ходе возрастного развития не выступает ведущим. Ребенок с недоразвитием познавательного аспекта не имеет возможности выполнять в полном объеме интеллектуальный контроль над эмоциональным аспектом, в отличие от своих сверстников с нормальным умственным развитием.
Но, в сравнении с другими психическими процессами, эмоциональная сфера этих детей более доступна. Этот фактор дает обьяснение эмоциональных реакций и процессов познания и отражения. Можно говорить об использовании эмоционального аспекта в качестве обходного пути для развития адаптивных и интеллектуальных способностей данной категории.
Умственно отсталые дети в результате особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения и неспособны к самостоятельной социальной адаптации и осознанному включению в самостоятельную жизнь. Для них необходимо создание специальной коррекционно-развивающей среды. Создание адекватных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции нарушений, психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации относится сегодня к первой задаче системы специального образования в России.
Актуальность данной проблемы объясняется тем что:
1) дети с задержкой умственного развития чаще всего чувствует трудности в социальной адаптации;
2) важность развития социальных навыков как фундамент успешного включения в социум детей с тяжёлым умственным недоразвитием;
Цель: изучить особенности социальной адаптации у детей с умственной отсталостью;
Задачи:
1)изучить литературу по данной теме;
2)раскрыть понятие и механизмы социальной адаптации;
3)рассмотреть особенности адаптации;
4)определить педагогическую работу с детьми.
Заключение:
Проведя теоретическое изучение литературы адаптации детей с умственной отсталостью, формируется общее понимания изучаемого процесса.
Адаптация выступает сложным процессом, которые включает комплексную деятельность педагогов, психологом и семьи ребенка. Высокая степень прикрепления к существующим условиям является залогом успешного формирования личности ребенка не зависимо от наличия психического или физического недостатка. Процесс социализации и адаптации ребенка предполагает активное взаимодействие с социумом, а именно: вхождение его в комплекс общественных отношений, усвоение и принятие им целей, ценностей, норм поведения, которые принимает общество.
На сегодняшний момент, основной проблемой остается адаптация диагностического материала и коррекционно-развивающих программ для детей с умственной отсталостью.
Предлагаются следующие рекомендации:
— разработать методы работы с больными детьми, которые позволили бы отобразить потенциал детей, а также которые положительно воздействует на эмоциональный аспект ребенка;
— уведомлять родителей умственно отсталых детей, о возможностях использовании прав и гарантий путем эффективного социального взаимодействия с субъектами социального контроля, органами государственной власти, специализированными учреждениями;
— улучшить организационно-технологические основы социально-бытовой адаптации умственно отсталых детей;
— найти возможность разработки и экспериментальной проверки эффективности использования педагогических методологий в аспекте социально- бытовой адаптации умственно отсталых детей.
Фрагмент текста работы:
1.Понятие социальной адаптации у детей
Социальная адаптация – это приспособительный навык личности изменять свое поведение в зависимости от изменений социального окружения.
Социальная адаптация протекает по результатам функциональной системы адаптационных структур. Увеличение способности адаптации этой системы ведет к формированию патологической адаптации. Социальная адаптация может сопровождаться эмоциональным или психическим стрессом [12, с.43-45 ].
Социальную адаптацию нарушают такие факторы, как:
-социальная некомпетентность;
-эмоциональная неадекватность;
-не объяснимая агрессия;
-не желание учавствовать в воспитательном и учебном процессе;
-плохо развитые или отсутствующие навыки поведения в незнакомых положениях;
-отсутствие опыта общения со сверстниками и незнакомыми людьми.
В современной классификации выделяют уровень снижения интеллекта умственной отсталости различного происхождения в соответствии с МКБ -10.
1. легкая (F70) – ранее умственная отсталость в степени легкой, умеренной и выраженной дебильности
2. умеренная(F71) – ранее умственная отсталость в степени легкой имбецильности
3. тяжелая (F72) – ранее умственная отсталость в степени выраженной имбецильности
4. глубокая (F73) – ранее умственная отсталость в стадии идиотии [9, с.120 ].
Выделяют типы адаптации: физиологическую, психическую и социальную.
Психическая адаптация выступает значимым фактором для обеспечения успешной адаптации человека вобщем представлении, т. к. механизмы, прежде всего, имеют психическую природу.
По мнению Ю.А. Александровского адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья[11, с.67-73 ] .
Комплекс механизмов психической адаптации состоит из ряда подсистем, среди которых необходимо выделить следующие:
— подсистема социально-психологических контактов;
— подсистема поиска, восприятия и переработки информации;
— подсистема обеспечения бодрствования и сна;
— подсистема эмоционального реагирования;
— подсистема эндокринно-гуморальной регуляции.
В период социальной адаптации детей с нарушениями умственных способностей должны выполнять следующие задачи:
1. Формирование всех психических функций и познавательных процессов детей в период обучения и коррекция их недостатков. Главное внимание в этом вопросе должно быть направлено на умственное развитие.
2. Воспитание умственно отсталых детей, развитие у них верного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.
3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.
4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация — как итог всей работы [3, с.352 ].
2. Механизмы адаптации ребенка
Адаптационные отклонения представляют собой более или менее осознанные изменения, через которые проходит личность в результате изменений, перемены ситуации. Изменения постоянно сопутствуют в жизни человека, поэтому для каждого важно быть готовым к критическим ситуациям, переменным моментам, осознанному пересмотру своей жизненной позиции в новых условиях. Это создает реальные условия для готовности к полноценной, активной адаптации [4, с.190 ].
В последний период особую актуальность для ученых обретает проблема адаптации детей. От того, как включится в условие социальной среды ребенок, зависит развитие личности.
Поскольку ребенок должен получить адаптивные умения, можно предположить, что обычаи по уходу за детьми в стабильных и растущих обществах выступают фактором адаптационного процесса. То есть одним из главных условием благополучной адаптации и, в конечном итоге, социализации, выступает семья. Семья дает не только опеку, защиту и социальную безопасность, но и эмоциональную поддержку отца и матери в тот момент жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. По сравнению с другими структурами общества семья охватывает максимальные возможности в период приобщения детей к социальным ценностям и ролям [7, с.240 ].
Эффективность семьи как элемента социализации во многом определяется следующими условиями:
1. нравственно-психологические условия в семье;
2. материальный и социальный статус семьи;
3. ролью отца и матери в общении с детьми и т.д.
Именно в семье смешиваются силы общества, фокусируются социальные ценности и интересы. И это особо важно в период детства, когда родителями формируется у ребенка ориентация на нормы и ценности [10, с.49-57].
Также очень важную роль играет воспитание. От того, как воспитают ребенка родители и педагоги, зависит дальнейшее положение ребенка в обществе.