Контрольная работа Педагогика/Психология Психология

Контрольная работа на тему Особенности сенсорного развития ребёнка дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение
1. Ощущение и восприятие как психические по¬знавательные процессы.
2. Особенности ра¬звития ощущения и восприятия в младенчестве и раннем возрасте.
3. Особенности развития восприятия в дошкольн¬ом возрасте.
Заключение
Список использованной литературы

  

Введение:

 

Современный этап модернизации образования характеризуется поиском новых подходов в педагогической теории и практике. Особого внимания требует формирование ребенка как личности, усвоения им всего многообразия достижений общества и развитие способности использовать полученные знания, умения и навыки в самостоятельной познавательной и творческой деятельности. Одной из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают ученые, является сенсорное воспитание. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, обеспечивающих полноценные и разносторонние представления об окружающей среде.
Сенсорно-перцептивные процессы личности являются предметом исследования многих научных концепций, которые образуют психологию восприятия. Чувственные процессы обеспечивают активное взаимодействие субъекта с действительностью, следствием чего является создание ее образа; представляют собой социально детерминированную переработку человеком внешней информации. Они реализуются через систему ориентировочных действий, которые совершенствуются в онтогенезе стихийно или организованно, однако в условиях специального обучения их формирование становится эффективнее.
Ученые одним из центральных моментов развития восприятия определяют усвоение и использование сенсорных эталонов (В. Аванесова, Л. Венгер, А. Запорожец, Г. Кислюк, Е. Корзакова, Н. Поддьяков, Н. Сакулина, А. Усова и др.). Понятием «сенсорное развитие» ученые обозначают психофизиологический процесс, происходящий во время постепенного накопления информации о качестве и свойствах предметов и явлений окружающей среды, а также отношений между ними (Л. Венгер, А. Запорожец). Каждый этап онтогенеза характеризуется особенностями сенсорного развития.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы позволяет сделать следующие выводы.
Основой общего умственного развития ребенка дошкольного возраста является сенсорное развитие. Познание начи¬нается с восприятия предметов и явлений, а дальше формируется на основе образов восприятия, становится результатом их преобразования. Чувственное познание имеет особо важное значение в дошкольном детстве, поскольку этот период является благоприятным для формирования и совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений о мире. Это нацеливает на серьезное внимание к сенсорному развитию ребенка в дошкольный период.
Сенсорное развитие необ¬ходимо человеку для овладения любой практической деятельностью. Оно не теряет своего значения в школьные годы, и играет важную роль в жизни взрослого человека, базируется на функционировании системы анализаторов, обеспечивая многомерную связь с миром, способствует жизненной активности человека. С сенсорного развития вырастает логическое позна¬ние, которое ускоряет накопление новых чувственных данных, способствует их включению в ранее созданную систему знаний и опыта. Чем выше сенсорное развитие ребенка, тем больше фактов и явлений попадает в сферу его восприятия. Если у ребенка должн-ым образом развитые мыслительные механизмы, то он проявляет способности искать, находить, фиксировать, анализировать, интерпретировать большое количество информации о мире и себе.
При стихийном усвоении сенсорного опыта у ребенка могут сложиться неверные представления о качествах пред¬метов, и процесс их усвоения искусственно затянется во времени. Поэтому сенсор¬ное развитие необходимо осуществлять в процессе систематического обучения.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Ощущение и восприятие как психические познавательные процессы.

Познавательная деятельность определяется как процесс отражения в мозге человека предметов и явлений окружающей действительности. Отображ¬ение реальности в созн¬ании человека происходит на двух уровнях: чувственном и абстрактном познании. Чувствен¬ное познание предполагает, что предметы и явления объективного мира воздействуют непосредственно на органы чувств человека – слух, зрение, обоняние, тактильные и другие анализаторы. К чувстве¬нной форме познания действительности принадлежат познавательные психические процессы ощущения и восприятия. В результате ощу¬щений и восприятий человек получает впечатления, что несут информацию о вне¬шних признаках и свойствах объектов, образуется чувственный опыт человека. Ощу¬щение и восприятие являются начальным моментом познания, сенсорно-перцептивной сфер¬ой личности. С помощью органов чувств человек получает разнообразную информацию об окружающем мире.
Ощущение – это отраж¬ение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, воздействующих в данный момент на мозг человека. Ощ¬ущение является отраж¬ением отдельного чувственного качества или недифференцированным и неопредмеченным впечатлением от окру¬жающего. При по¬мощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и вкус окруж¬ающих нас предметов, знакомимся с произво¬димыми ими звуками. Ощуще¬ния дают материал для других, более сложных психических процессов – восприятия, мышле¬ния, воображения [1, с. 79].
Научно-естественные основы ощущений содержит учение о высшей нервной деятельно¬сти. Ученые-физиологи И. Сеч¬енов и И. Павлов в своих исследованиях показали, что ощу¬щения являются своеобразными рефлекторными действиями. Их физиологическую основу составляют процессы, возникающие в ответ на воздействия раздражителей на органы чувств человека (анализаторы). Ор¬ганические н¬арушения любой части анализатора вызывают слепоту или глухоту, потерю обоняния, вкуса и т.д., в зависимости от того, какой анализатор нарушен.
Прос¬тые чувства и чувствите¬льность на первых этапах жизни человека фи¬зиологической основой имеют врожденную, безусловно-рефлекторную деятельность нервной системы. Сложные ощущения обусловлены условно-рефлекторной аналитико-синтетической деятельностью, в которой подкрепленные жизненными условиями свойства выделяются, а не подкрепленные – тормозятся.
Ученые классифицируют ощу¬щения по органам чувств: слух, зрение, вкус, обоняние, осязание. Ос¬язательные ощущения подразделяют на тактильные (ощущения давления) и температурные. Вибрационные ощущения являются промежуточными между тактильными и слуховыми (например, когда мы распознаем музыку, держа руку на громкоговорителе). Общими для всех анализаторов являются болевые ощущения, они не имеют специфического рецептора.
Таким образом, ощущения разделяют на три группы:
1) интерорецепт¬ивные – сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма (раздражение от стенок желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы и других внут¬ренних органов – хеморецепторы, терморецепторы, болевые рецепторы, механорецепторы).
2) проприо¬рецептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве (периферические рецепторы в мышцах и суставах (сухожилиях, связках), а также каналах внутреннего уха).
3) экстероре¬цептивные ощущения доводят до человека информацию из внешнего мир¬а, связывают его с внешней средой (зрение, слух, обоняние, вкус, тактильные, температурные, болевые ощущения) [4, с. 80].
Отражение предметов, явле¬ний, процессов в целостности и совокупности их свойств называют восприятием. Как и ощущение, восприятие возникает только при непосредствен¬ном воздействии раздражителей на анализаторы. В основе воспр¬иятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений [1, с. 89].
Перех¬од от ощущения к восприятию означает более полное и сложное отражение предметов. Образ восприятия выстраивается благодаря активности человека. Человек полу¬чает образ, адекватный действительности, поскольку неточности и ошибки в функционировании отдельного анализатора исправляются и уточняются с помо¬щью слаженной работы других.
Процесс восприяти¬я происходит в тесном взаимодействии с другими психическими процессами: мышлением (осознание объекта восприятия), речью (называние его словом), чувствами (отношение к нему), волей (ор-ганизация перцептивной деятельности на сознательном уровне). На восприятие оказывают влияние эмоциональное состоян¬ие личности, ее стремления, личные пережива¬ния содержания воспринятого. Эмоции возникают как мотив, внутрен¬нее побуждение к познанию предметов и явлений. В проду¬ктивности восприятия предметов и явлений окружающего мира важную роль играет активность личности (движения органо¬в чувств, направленных на объе¬кты, которые воспринимаются, их ощупывание, обследование зрением их контуров, отдельных частей и т.п.).
Виды восприятия различают по:
1) содерж¬анию объекта (восприятие текста, искусства, природы, учебного материала и др.);
2) формам суще¬ствования материи (восприятие времени, пространства, движения);
3) ведущему анали¬затору (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное, кинест¬етическое или двигательное).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы