Контрольная работа на тему Особенности психического и личностного развития детей с нарушением речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 5
ВЫВОДЫ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
Введение:
В настоящее время в Российской Федерации большое количество детей относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в специальном образовании. На современном этапе развития специального образования проблемы развития личности, адаптации и социализации проблемных детей являются приоритетными. Нарушения в развитии приводят к «уходу» ребенка из социального пространства и недостаточной связи с культурой, которая является источником развития высших психологических функций и уникальных способностей человека. Таким образом, когда дети «уходят» от привычного усвоения социального опыта, возникает вторичное отклонение в развитии, то есть социальная некомпетентность.
Современная домоводство базируется на положении о социально-историческом происхождении психики. На ее развитие повлиял Л.С. Выготский, который считал, что психика ребенка формируется на протяжении всей жизни путем накопления культурно-исторического опыта.
Согласно идеям Л.С. Выготского, сложные психические процессы, или психические функции высшего порядка, являются продуктом исторического развития и имеют сложную структуру. Такие свойства можно обнаружить не только у вещей высшего порядка, но и у базовых психических функций социального человека, таких как восприятие тонов и фонем. Развитие психических функций происходит в несколько этапов. Все сложные виды психической деятельности (спонтанное внимание, логическая память, абстрактное мышление и т.д.) осуществляются через посредников, ведущая роль среди которых принадлежит языку. Когда предметы и явления отсутствуют, речь способна их заменить, тем самым опосредуя ход всех психических процессов и становясь связующим звеном в их структуре. Речь — это перенос структуры и выполнения высших психических функций на новый, более высокий уровень.
Иными словами, высшие психические функции рассматриваются в современной отечественной психологии как развернутая форма субъективной активности, возникающая из базовых сенсорных и моторных процессов, которые затем агрегируются, «интернализуются» и преобразуются в «умственные действия». Именно речь играет решающую роль в формировании высших психических функций, и именно через речь психические функции становятся осознанными и произвольными.
Психические процессы и черты личности не являются результатом созревания отдельных областей или участков мозга. Они формируются в ходе индивидуального развития и зависят от образа жизни ребенка. Формирование психики ребенка происходит постепенно в ходе нормального и аномального развития. В конце каждого этапа формируются основные новые качества, которые служат основой для следующего этапа развития.
Число детей с языковыми нарушениями очень велико (второе место среди детей с нарушениями развития) и, к сожалению, похоже, несколько увеличивается. Проявления языковых нарушений могут быть преодолены педагогическими средствами, но их устранение напрямую связано со структурой раннего выявления расстройства. Профилактика языковых нарушений способствует гармоничному развитию творческих способностей личности и устранению барьеров на пути приобретения знаний.
Целью моего исследования является теоретическое изучение проблем психологического развития дошкольников с нарушениями речи и выявление их основных видов.
Заключение:
В результате теоретического исследования мы смогли установить, что языковые нарушения у детей влияют на их личностное развитие, а также приводят к ослаблению эмоционально-волевой сферы, что приводит к патологическим формам поведения. Известно, что язык — важнейшая творческо-психологическая функция человека, место воплощения присущей всем людям способности учиться, организовывать себя, развивать себя, строить свою личность, свой внутренний мир через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Правильная речь является основным условием для общего развития ребенка. Чем богаче и точнее язык ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем выше его способность воспринимать действительность, тем более осмысленными и адекватными становятся его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее идет его психологическое развитие. По этой причине очень важно уделять внимание раннему развитию языка ребенка, его чистоте и точности, а также профилактике и коррекции любого рода нарушений, которыми считается любое отклонение от общепринятых языковых норм. Дети с нарушениями языка характеризуются отставанием в развитии всех когнитивных процессов, личностными и коммуникативными нарушениями. В нашем исследовании мы смогли провести обзор литературы по темам исследований и охарактеризовать личностные проблемы развития детей с языковыми нарушениями.
Добиться нормального развития и успешного обучения ребенка можно путем: создания атмосферы безусловного принятия ребенка; осознания учителями и родителями уникальности ребенка. Методы психологической поддержки: умственная гимнастика, психология, развивающие игры и т.д.
Фрагмент текста работы:
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Языковое расстройство — это общий термин для обозначения отклонений от принятых языковых норм в конкретной языковой среде, которые полностью или частично мешают языковой коммуникации и ограничивают возможности социальной адаптации. Как правило, они вызваны отклонениями психофизиологических механизмов языка, не соответствуют возрастным нормам, не могут быть преодолены самостоятельно и могут влиять на психическое развитие. Специалисты используют различные и не обязательно взаимозаменяемые термины, такие как нарушение речи, дефект речи, нарушение речи, недоразвитие речи, речевая патология и девиация речи.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими нарушениями различной степени тяжести, вызывающими нарушения коммуникативных и обобщенных (когнитивных) функций речи. От других детей с особыми потребностями их отличает то, что у них нормальные слух и зрение, а также предпосылки для интеллектуального развития. Выделение этих дифференциальных признаков необходимо для того, чтобы отличить их от языковых нарушений, встречающихся у детей с олигофренией, умственной отсталостью, слепотой и нарушениями зрения, а также ранним детским аутизмом. [1]
Различные неблагоприятные воздействия, как во время внутриутробного развития (инфекция или отравление матери, отравление во время беременности, несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору или группе крови, употребление алкоголя или никотина матерью во время беременности и т.д.), так и во время рождения (асфиксия, родовая травма) и в первые годы жизни (заболевания центральной нервной системы, повреждения мозга), могут привести к генерализованному нарушению речи. Во многих случаях существует генетическая предрасположенность. Часто это сочетание генетической предрасположенности, неблагоприятной окружающей среды, повреждений, вызванных различными неблагоприятными факторами, и нарушенного созревания мозга.
Генетические факторы играют важную роль в развитии языковых нарушений, включая недоразвитие речи в целом. В таких случаях даже незначительные внешние воздействия могут привести к ухудшению языковых навыков. Возникновение обратимой формы генерализованного языкового дефицита может быть связано с неблагоприятными условиями окружающей среды и образования.
Язык детей дошкольного возраста уязвим и подвержен негативному влиянию. Ребенок дошкольного возраста переживает несколько важных периодов развития языка: в возрасте 1-2 лет (когда происходит интенсивное развитие языковой области мозга), в возрасте 3 лет (когда происходит интенсивная фаза развития) и в возрасте 6-7 лет (когда ребенок начинает посещать школу и приобретает письменную речь). В эти годы центральная нервная система подвергается повышенным нагрузкам, создавая условия для дисфазии и неадекватной речи. Однако необходимо помнить о присущих детскому мозгу компенсаторных возможностях. Языковые нарушения могут быть устранены или значительно уменьшены, если они выявлены на ранней стадии и своевременно поддержаны специалистами в сотрудничестве с родителями.
В настоящее время в русскоязычной логопедии существует две классификации языковых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Механизмы и симптомы языковых нарушений рассматриваются с клинической и педагогической точек зрения. Однако в ней различают следующие расстройства
Фонологические нарушения — это нарушения артикуляции звуков. При нарушениях артикуляции слуховые и речевые нервы остаются неповрежденными. Фонологические нарушения вызваны аномалиями в строении артикуляторов или особенностями формирования голоса.
Фонологические нарушения определяются как неспособность формировать (артикулировать) звуки или повреждение голосовых связок вследствие аномалий голосовых связок. Существует различие между нарушением голоса, которое представляет собой частичное нарушение голоса (влияет на высоту, силу и громкость голоса), и полной потерей голоса.
Носовая дисфония — это расстройство артикуляции и подачи, связанное со структурными дефектами органов артикуляции.
Дизартрия — это нарушение артикуляции и мелодического тона, вызванное недостаточной иннервацией мышц органов артикуляции.