Контрольная работа на тему Особенности проявления способностей у детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
1. Понятие «способности» в
научных исследованиях. 5
2. Проявление способностей в
деятельности. 7
3. Рекомендации педагогу по
организации работы по развитию способностей детей 10
Заключение. 12
Список
литературы.. 13
Введение:
Проблема
способностей и одаренности является достаточно актуальной для психологов и
педагогов. До настоящего времени окончательно не решены многие вопросы,
относящиеся к данной стороне человеческой психики.
Так,
ученые задаются вопросом, какая доля в структуре способностей приходится на
врожденные качества человека, а какая возникает в процессе воспитания и
обучения. Также в этой связи возникает проблема наследуемости способностей:
какую часть способностей могут получить дети от родителей, какова вероятность
данного явления.
Также
в исследованиях уделяется внимание соотношению способностей и деятельности.
Можно говорить о том, что способность определяет предрасположенность человека к
эффективному выполнению какой-либо определенной деятельности. Однако может ли
существовать способность вне деятельности, как самостоятельный феномен.
Большое
внимание следует уделить вопросу проявления способностей у детей разного
возраста. Это имеет большое значение для того, чтобы как можно раньше можно
было выявить структуру способностей конкретного ребенка и соответствующим
образом в дальнейшем организовывать образовательный процесс с этим ребенком,
как в рамках образовательного учреждения, так и с точки зрения выбора различным
направлений и форм внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Помимо этого, четкое понимание способностей ребенка имеет важное значение и в
работе по профориентации.
Заключение:
Таким
образом, особенности организации, функционирования и проявления способностей
представляются весьма важными в современной науке, педагогической и
психологической практике. Понимание, какими способностями обладает тот или иной
ребенок, позволяет выстроить действительно индивидуальный маршрут обучения для
него, а также максимально корректно разрешить вопрос профессиональной
ориентации.
Современные
исследователи предлагают разные интерпретации способностей. Однако в целом их
можно понимать, как наличие определенной предрасположенности к выполнению тех
или иных видов деятельности. Классификации способностей также производятся по
различным основаниям. Однако наличие тех или иных способностей еще не является
гарантией успешности в каком-либо виде деятельности, т.к. способности
необходимо развивать. Соответственно, вопрос выявления способностей и
организации последующей деятельности по их развитию решается психологами и
педагогами образовательной организации.
Работа
по развитию способностей реализуется в виде составления педагогами и
психологом, а также узкими специалистами индивидуальной программы работы с
ребенком или индивидуального образовательного маршрута. При этом сотрудники
образовательного учреждения выполняют сопровождение и оказывают ребенку помощь
в ходе реализации деятельности по развитию способностей.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие «способности» в научных исследованиях Исследователи
рассматривают способности как результат деятельности человека. Советский
психолог и основатель школы дифференциальной психологии Б.М. Теплов развил
учение о способностях на основе личностно-деятельностного подхода. Он выделил три
признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто
используемого специалистами:
1)
способности — индивидуально-психологические особенности, отличающие одного
человека от другого («никто не станет говорить о способностях там, где дело
идет о свойствах, в отношении которых все люди равны»);
2)
только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения
какой-либо деятельности или многих деятельностей («такие свойства, как,
например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются
индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются
способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения
каких-либо деятельностей»);
3)
способности несводимы к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны
у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.
Советский и российский
психолог В.Д. Шадриков под способностями понимает «свойства функциональных
систем, реализующие отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную
меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии
освоения и реализации деятельности», рассматривая их как индивидуальные
качества, включенные в систему деятельности и понимая под ними качества
психических процессов и качества моторики [1]. Исходя из данного понимания
существа способностей можно сделать вывод, что они присущи каждому человеку, но
степень выраженности у них разная(высокая — низкая