Контрольная работа на тему Особенности педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Характеристика сюжетно-ролевых игр ребенка 4
2. Развитие сюжетно-ролевой игры дошкольника 7
3. Задачи и приемы организации педагогического общения с детьми в сюжетно-ролевой игре 8
Заключение 17
Список использованных источников 18
Введение:
Актуальность. Современная система дошкольного образования сегодня находится в состоянии обновления и развития гибко реагируя на потребности общества и личности. Особое значение в детском саду придаётся предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребёнка является игра и её влияние на разностороннее развитие личности ребёнка общепризнанно. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Исследования игр дошкольников проводились такими выдающимися учеными, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и др.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Сюжетно-ролевая творческая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения – уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми.
Целью исследования: выявить особенности педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников.
Основные задачи исследования:
1. Представить характеристику сюжетно-ролевых игр ребенка.
2. Изучить развитие сюжетно-ролевой игры дошкольника.
3. Выявить задачи и приемы организации педагогического общения с детьми в сюжетно-ролевой игре.
Заключение:
На основании проведенного исследования в заключении можно сделать следующие выводы:
Сюжетно-ролевая игра выступает ведущей деятельностью дошкольника и составляет условие его нормального психического и личностного развития; в сюжетно-ролевой игре у ребенка формируется сознательное подчинение общественно принятым правилам и нормам, составляет содержание развития произвольности поведения личности; на основе внешней игровой деятельности у ребенка формируется умственный план действий (создание игровой ситуации, планирование сюжета, распределения ролей); в сюжетно-ролевой игре между детьми складываются ролевые и реальные взаимоотношения, которые выступают основой усвоения ребенком системы взаимоотношений между людьми.
Сюжетно-ролевая игра выступает мощным средством развития детей. Моделируя взаимоотношения взрослых в игре, дети одновременно осваивают навыки общения, взаимодействия, сотрудничества, обучающихся выступать друг относительно друга в разных позициях.
Мы в исследовании определили, что деятельность воспитателя по обучению сюжетно ролевой игре, а именно игре фантазировании состоит из этапов: 1. определение темы в общем виде; постепенное наращивание событий в сюжете; складывание общего сюжета детьми. 2. научить совмещать замыслы детей в группе, более 4 человек (овладение детьми способом сюжет сложения; появление возможности выстраивать детьми новые последовательные события). Приемами работы в этой игре определились: совместное создание с детьми проекта игры; комбинирование сюжетов; развитие сюжетов известных сказок. Для успешного развития данного типа игры, воспитатель должен направить свою деятельность на приобретение детьми: знаний, умений, навыков, сформировать опорные предметные действия, хорошее владение ролью, диалогами, умения создавать предметно игровую среду.
Фрагмент текста работы:
1. Характеристика сюжетно-ролевых игр ребенка
Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в развитии дошкольника. Большинство ролевых игр в детском саду возникают спонтанно это всем известные игры в дочки-матери, в школу, в больницу, в магазин и т.д. Через ролевую игру педагог либо же родитель, учит ребенка мыслить через призму взрослого человека, благодаря ролевой игре, ребенок осваивает социально-коммуникативные навыки и учится адаптироваться к меняющимся условиям, принимать решения в незнакомой ему обстановке. Стоит отметить, что через ролевую игру можно составить психологический портрет дошкольника, поскольку, наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть весь спектр его эмоций. Посредством сюжетно-ролевой игры дошкольник имеет возможность проиграть ту или иную ситуацию, в которой он испытывает трудности. С помощью игры, можно непосредственно влиять на мировоззрение и мироощущение ребенка .
Например, по данным С.А. Козловой, в ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С помощью игры ребенок главным образом овладевает опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивает способы практической и умственной деятельности. Козлова С.А. делает вывод, что сюжетно-ролевая игра удовлетворяет все важные потребности ребенка: потребность в физической активности, в общении, потребность к самостоятельности и к познанию окружающего мира .
Ролевая игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра в особенности играет достаточно важную роль в психическом развитии ребенка. Данный вид игры определяет наиболее
важные изменения в психических процессах.
Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования.
Изучением теории ролевой игры занимались многие ученые. А.Н. Леонтьев в одной из наиболее ранних публикаций, посвященных разработке теории игры, определяет, что в основе трансформации игры при переходе от периода преддошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встает перед ребенком как задача .
А.В. Запорожец обращает внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в ситуации прямого задания, существенно различается. Ученый установил, что в ходе развития меняется структура и организация игровых движений. В них вычленяются фаза подготовки и фаза выполнения .
В ходе изучения игровой деятельности детей дошкольного возраста Д.Б. Элькониным было установлено, что всякая ролевая игра содержит в себе скрытое правило, а развитие ролевых игр идет от игр с развернутой сюжетной ситуацией и скрытыми правилами к играм с открытым правилом и скрытыми за ним ролями. Автор считает, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей каждому ребенку подняться на более высокую ступень развития, поскольку игра вне сверстников не является полноценным активатором развития дошкольников. Коллектив детей в процессе игрового действия корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, стимулирует соблюдение правил участников ролевой деятельности .
Так же вполне оправдалось положение Л.С. Выготского о том, что в игре ежеминутно происходит отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли .
Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности.
Сюжетно-ролевая игра — это наиболее доступное средство социализации детей, поскольку является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Однако необходимо выделить условия включения детей в игровую деятельность, при которых обогащение социального опыта воспитанников осуществляется наиболее эффективно:
— обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;
— обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;
— своевременное изменение игровой среды с учетом
— обогащающегося жизненного и игрового опыта;
— активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни;
— умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.
Опыт, получаемый в процессе проживания роли в сюжетной игре, формирует социальные представления дошкольников, обогащает их знания, мотивируя перенос социального опыта, приобретенного посредством участия в сюжетно-ролевой игре со сверстниками, в реальную жизнь.