Контрольная работа на тему Особенности общения представителей разных профессий (профессиональный жаргон; язык жестов; образование метафор, речевой этикет в разных профессиях)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Определение
речевого этикета. 5
Речевой этикет в разных профессиях. 5
Речевой этикет в
профессиональной деятельности преподавателя. 6
Речевой этикет в
сфере сервиса. 6
Речевой этикет
юриста. 7
Профессиональный жаргон. 7
Язык жестов как
часть профессиональной речи. 8
Заключение. 10
Введение:
Человек использует резные виды речи в зависимости от
ситуаций: устную, чтобы сказать что-то, письменную – чтобы отразить мысли на
листе бумаги. Одну лексику человек использует дома, другую – при общении с
друзьями, а третью – когда ходит в магазин. Но особое место в речи любого
человека занимает профессиональное общение. Каждой
профессии присущи свои особенности речи: специальный набор слов и фраз, манера
говорить и даже особые интонации. Все это составляет профессиональную речь
человека. Данный тип речи также важно и нужно изучать, ведь люди проводя на
работе большую часть своей жизни. Это и обуславливает актуальность работы. Исходя из
актуальности, цель работы заключается в том, чтобы дать характеристику
основным составляющим особенностям общения в профессиональной сфере. Для достижения
цели были поставлены и выполнены следующие задачи:
· Определены значения и
черты ключевых понятий, таких как речевой этикет, профессиональный жаргон,
профессиональные метафоры, язык жестов;
· Проанализированы
особенности речевого этикета различных профессий на примере профессий в сфере
образования, юриспруденции и сферы услуг;
· Выявлены особенности
профессиональных жаргонизмов и профессиональных метафор;
· Приведены примеры
использования языков жестов в различных профессиях.
В ходе выполнения проекта была использована следующая терминология:
o
речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом
общении между людьми;
o
профессиональные речевой этикет – правила речевого поведения, применяемые
в определенной профессиональной сфере;
o
профессиональные жаргонизмы – групповые речевые особенности,
характерные для определенной профессиональной группы людей, которые не являются
общеупотребимыми;
o
профессиональные метафоры – словосочетания, состоящие из слов, которые в бытовой сфере
будут иметь образное значение, однако в профессиональной являются терминами;
o
язык жестов – самостоятельный язык, состоящий из
жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или
движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела;
o
профессиональный язык жестов – язык жестов, применяемый для общения в определенной
профессиональной сфере.
Основная часть работы состоит из нескольких
параграфов, в каждом из которых последовательно решаются поставленные перед
исследованием задачи.
Основными методами для выполнения работы бы
метод поиска информации, обобщения информации, анализа и синтеза информации.
Работа может быть интересна людям, увлекающимся
русским языком, изучающим деловое общение, ученикам старших классов, студентам,
изучающим языкознание, а также всем тем, кто хочет расширить свой кругозор.
Заключение:
Изучение особенностей общения людей определенных
профессий является важным, так как это помогает как подробно изучить
особенности русского языка, так и вникнуть в характерные черты той или иной
профессии.
Как правило, профессии характеризуются особым речевым
этикетом, который регламентирует в разной степени общение внутири одной
профессии.
Представители профессий также применяют
специализированный профессиональный жаргон. Знание значение жаргона различных
профессий может помочь человеку лучше ориентироваться в речи собеседника. В
противном случае могут быть созданы ситуации с непониманием, например, между
сотрудником и клиентом.
Особое место в профессиональном общении занимает язык
жестов. Мы привыкли, что язык жестов в бытовом общении используют люди, которые
лишены возможности слышать и говорить. Однако, есть профессии, в которых из-за
рабочих условий привычное вербальное общение оказывается невозможным. Без языка
жестов такие профессии не могли бы существовать в полном объеме.
Культура речи представителей разных профессий имеет
отличия и особенности, но в целом характеризуется тактичностью, соблюдением дистанции,
внимательностью к собеседнику. Следование принципам этики помогает выстроить
доверительные отношения с клиентами, улучшить взаимодействие с учениками,
подчиненными и коллегами, а также заявить о себе в качестве грамотного
специалиста.
Фрагмент текста работы:
Определение речевого этикета
При общении между представителями разных профессий
существует такое понятие как речевой этикет. Это понятие уже долгие годы закрепилось в современной лингвистике. Под ним
имеется ввиду уместное использование определенных речевых норм в той или иной
ситуации.
Что же такое речевой этикет? Речевой этикет — свод правил общения
определенного круга людей. Его соблюдение важно для сфер профессиональной
деятельности, где происходит регулярное взаимодействие через общение.
Речевой этикет состоит из слов и
выражений, которые люди употребляют для прощания, просьбы, извинения.
Если человек владеет
речевым этикетом, это способствует повышению уважения к нему. Речевой этикет
вселяет в человека уверенность, помогает выстроить доверительные отношения.
Соблюдение речевого
этикета чиновниками всех рангов, врачами, юристами, продавцами, работниками
связи, транспорта, стражи порядка – имеет, кроме того, воспитательное значение,
невольно способствует повышению, как речевой, так и общей культуры общества.
Речевой этикет в разных профессиях
Повседневное
взаимодействие мало ограничивается правилами, но речевой этикет в любой
профессиональной деятельности требует неукоснительного соблюдения. Ели диалог
между людьми построен грамотно, это несомненно поспособствует увеличению его
продуктивности и позволит сохранить отношения в коллективе. Основными
требованиями, которые речевой этикет ставит перед собеседниками является
соблюдение принципа иерархии, вежливость по отношению друг к другу, терпимость
к возможному несогласию со своим мнением.
В
зависимости от сферы деятельности правила речи могут в различной мере строгими.
Так, для политиков свойственно строгое соблюдение протокола и сдержанная
интонация. Для представителей же творческих профессий напротив на первое место
выходит позитивный настрой, умение выслушать клиента и предупредительность в
разговоре.
Речевой этикет в
профессиональной деятельности преподавателя
Преподаватель — человек, за которым
следуют, слова педагога служат примером правильного выражения мыслей для детей.
Эта специфика профессии накладывает обязательства следить за формой и
содержанием собственной речи.
Для работников сферы образования характерна богатая, изысканная речь,
лишенная ругательств и стилистических ошибок. Воспитать нравственность,
вежливость невозможно без примера. Учитель, демонстрируя идеальный слог и стиль
общения, прививает манеры ученикам. Важным аспектом является создание
доброжелательной обстановки. Напряженная атмосфера тормозит развитие детей.
Учитель должен уметь говорить без запугивания, категоричности и негативных
оценок, показывать уважение к ученикам, не допускать хамства ни с чьей стороны.
Строгая критика учащихся наносит урон самооценке, влияет на построение
дальнейшего