Контрольная работа на тему Особенности мелкой моторики у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста и приемы ее коррекции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности развития мелкой моторики у детей с ЗПР 5
2. Коррекция мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
Введение:
Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.
Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще среди них встречается задержка психического развития.
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим, относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.
Исходя из выше сказанного, определим цель, задачи, предмет, метод и структуру изучения данной проблемы.
Цель: теоретически изучить и проанализировать особенности мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Объектом данной работы является задержка психического развития
Предмет: мелкая моторика у детей с задержкой психического развития.
Задачи:
— раскрытие сущности основных понятий;
— выявление состояния вопроса о задержке психического развития в литературе;
— изучение мелкой моторики у детей с задержкой психического развития и вопросы ее коррекции.
Метод: анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы по теме.
Задержка психического развития (ЗПР) — одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.
Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы, содержащий 6 наименований.
Заключение:
Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики способен логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что дошкольники с нарушениями в мелкой моторике при поступлении в первый класс часто испытывают серьезные трудности с овладением навыками письма.
В самом общем виде суть ЗПР заключается в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи и эмоционально-волевой сферы личности происходит медленно с отставанием от нормы.
У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, отсутствие координации и четкости непроизвольных движений, трудности в переключении и автоматизации. Моторика рук и пальцев больше всего страдает у детей этой категории. Отклонения в развитии двигательной сферы у детей с РАС создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно негативно сказываются на овладении навыками письма, рисования и ручного труда.
Для выявления уровня отклонений мелкой моторики используются различные диагностические методы, некоторые из которых были использованы мной в этой работе. Это позволило мне получить представление о характере нарушений мелкомоторных функций у наблюдаемой группы детей и, основываясь на результатах обследования, разработать рекомендации по коррекционной работе с ними.
Особенностью детей с задержкой психического развития является неравномерность нарушений различных психических функций. Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуются недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных признаках объектов. Логическое мышление у таких детей может быть более сохранным по сравнению с памятью. Отмечается отставание в речевом развитии. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности.
ЗПР у дошкольников — это комплексное явление, которое охватывает всю совокупность психических процессов человека. Нарушения темпа нервно-психического развития могут быть выявлены уже в раннем возрасте. Последствия раннего органического поражения мозга или функциональная незрелость ЦНС обуславливают ряд отклонений, затрудняющих взаимодействие ребенка с окружающей средой, вследствие чего не складывается полноценная база для последующего развития высших психических функций. На первом году жизни показателями нарушения темпа нервно-психического развития могут служить:
— снижение ориентировочной активности и потребности в ориентировочно исследовательской деятельности, что проявляется в замедлении реакции зрительного и слухового сосредоточения;
— более позднее появление «комплекса оживления», недостаточная активность при эмоциональном общении с взрослым;
— в доречевом периоде — более позднее появление гуления, лепета, первых слов, неадекватная реакция на жесты, мимику и интонации взрослых, этапы гуления и лепета растянуты во времени;
— замедленный темп формирования статических и локомоторных функций;
— запаздывание в развитии ручной моторики и зрительно-моторной координации.
Фрагмент текста работы:
1. Особенности развития мелкой моторики у детей с ЗПР
Вопросы формирования отдельных компонентов психомоторики ребенка отражены еще в первых рекомендациях к работе с детьми дошкольного возраста (Я.А.Коменский), а в конце XIX — начале XX века известными педагогами (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли) созданы первые системы работы, способствующие психомоторному развитию детей. С точки зрения современных достижений педагогики и психологии они страдали некоторыми недостатками, хотя, и сегодня их элементы успешно применяются в воспитании дошкольников с нормальным и нарушенным развитием.
Обозначенное понимание психомоторики и цель работы по психомоторному развитию детей, дает возможность условно выделить следующие основные ее направления:
— развитие двигательной сферы,
— развитие познавательной сферы,
— развитие эмоционально-волевой сферы.
На необходимость развития двигательной сферы детей дошкольного возраста одним из первых обратил внимание Ф.Фребель, который методически прокомментировал подвижные игры как средство совершенствования их физического развития. Отводя особую роль мячу, в сенсомоторном развитии ребенка автор подчеркивал, что он дает возможность «положить на него свои маленькие пальчики, как обручи, с целью уразуметь его круглую форму и научиться, таким образом, владеть им, держать его, удерживать его в своей руке». Благодаря таким действиям у ребенка с ранних пор укрепляются мускулы пальцев, кисти рук и всей руки, а также происходит необходимое развитие и совершенствование руки и пальцев.
М. Монтессори и О. Декрли подчеркивали важность специальных игр и упражнений, обеспечивающих развитие мышц и совершенствование двигательных навыков ребенка, что особенно важно в возрасте от 1 до 4 лет, который является чувствительным периодом для развития движений и действий. В это время ребенок обладает особенно высокой чувствительностью к видам и формам деятельности, связанным с выполнением различных движений и процессом овладения новыми двигательными навыками и умениями, от которых он получает удовольствие и удовлетворение [1, c. 109].
Большое значение в системе работы по психомоторному развитию отводится созданию необходимых условий для ее осуществления в дошкольных образовательных учреждениях. К числу основных из них анализ литературы позволяет отнести:
— обеспечение положительной эмоциональной обстановки пребывания детей в дошкольном учреждении;
— создание предметно-пространственной среды развития детей;
— взаимодействие специалистов, участвующих в процессе воспитания детей;
— соблюдение принципов коррекционно-воспитательной работы, принципов воспитания и обучения;
— психолого-педагогическую диагностику развития детей дошкольного возраста.
Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.
Анализ особенностей психического развития рассматриваемой категории детей позволяет сделать следующие выводы: