Контрольная работа на тему Особенности готовности к школьному обучению при различных видах отклоняющегося развития.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Психолого-педагогические
особенности детей с задержкой психического развития. 4
2. Психология готовности к школьному
обучению детей при отклоняющем развитии. 9
Заключение. 17
Список использованных источников и
литературы.. 18
Введение:
Человеческий мир — это
постоянная взаимосвязь между людьми разными по социальному статусу,
интеллектуальному и нравственному облику. Перемены, совершающиеся в
существования сегодняшнего окружения, в том числе в области воспитания,
призывают многостороннего осмысления и принятия определенных выводов и мер.
В настоящее время
проблеме воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии уделяется
значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем,
что увеличивается количество детей, а вопросы раннего выявления и коррекции
недостатков развития остаются недостаточно разработанными.
Эта проблема — одно из
направлений специальной психологии, занимающееся изучением своеобразия
психического развития детей с легкими нарушениями развития, имеющими характер
дисфункций и легких повреждений.
К задачам первостепенной
важности психологии детей со слабовыраженными отклонениями можно отнести
следующие: разработка принципов и методов раннего выявления слабовыраженных
отклонений; вопросы дифференциальной диагностики, разработка принципов и
методов психологической коррекции; разработка устранения дисбаланса между
процессами обучения и развития и индивидуальными возможностями детей данной
категории.
Интеллектуальная
готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его
дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для
того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен
быть выработан определенный уровень умственного развития, выработан ряд
школьнозначимых навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об
окружающем мире.
Заключение:
Отклонения психического
развития — одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это
нарушение нормального темпа психического развития.
Особенностью детей с
задержкой психического развития является неравномерность нарушений различных
психических функций. Многим родителям
трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу особенностей своего развития будет
обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать, чтобы помочь
маленькому ребенку.
Родительские забота,
внимание, терпение вкупе с квалифицированной помощью специалистов
(педагога-дефектолога, врача-психотерапевта) помогут обеспечить ему
целенаправленное воспитание, создать благоприятные условия для обучения.
Чем раньше педагоги и
родители обратят на отставание в психическом развитии и перестанут его
отрицать, тем выше вероятность полной компенсации недостатков эмоциональной и
когнитивной сферы. Своевременная коррекция предотвратит будущие психологические
травмы, связанные с осознанием своей несостоятельности и беспомощности в потоке
обучения. Основная задача школы — привить такому ребенку умение к социальной
адаптации.
Фрагмент текста работы:
1. Психолого-педагогические особенности детей с
задержкой психического развития. Дети с различными
отклонениями в развитии характеризуются незрелостью отдельных психических и
психомоторных функций или психики в целом, формирующейся под влиянием
наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Отклонение в
развитии возникает, как правило, в связи с тем, что неблагоприятные факторы
внешней среды приводят к нарушению темпа развития наиболее молодых отделов
нервной системы. В большинстве случаев симптомы обратимы.
Выделить задержки
психического развития в дошкольном возрасте — задача достаточно сложная из-за
сходных с наблюдаемыми при умственной отсталости проявлениями отставания в
развитии разных функций и неравномерности темпа психического развития разных
функций.
Можно дать обобщенную
характеристику задержки психического развития:
— поведение этих детей
соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них
слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах
нормально развивающихся дошкольников);
— значительно отстают они
и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не
могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии;
— ведущая деятельность
(игровая) у них тоже еще недостаточно сформирована;
— отмечается недоразвитие
эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их
неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот;
— отставание детей в
речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной
сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков
произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.
Дети дошкольного возраста
с задержкой психического развития характеризуются недостаточным развитием
восприятия, неспособностью концентрировать внимание на главных признаках
объектов. Логическое мышление у таких детей может быть более сохранным по
сравнению с памятью. У детей отсутствует патологическая инертность психических
процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и
переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью
взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые
им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном
темпе.
Игровые действия детей
бедны и невыразительны, что является следствием схематичности, недостаточности
представлений детей о реальной действительности и действиях взрослых.
Недостаточность представлений, естественно, ограничивает и задерживает развитие
воображения, имеющего важное значение в формировании сюжетно-ролевой игры.
Дети с задержкой
психического развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью,
они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны резкие
колебания настроения.
В дошкольном возрасте у
данных детей выявляется отставание в
развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника
движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность,
координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки
самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации,
конструировании. Грубых двигательных расстройств у детей с проблемами
развития нет, однако уровень физического
и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников [3].
Такие дети почти не
владеют речью — пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными
звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но
способность ребенка, активно использовать фразовую речь, значительно снижена.
Речь и коммуникация
являются важнейшими факторами формирования личности, поскольку в процессе
общения с окружением ребенок постигает мир, приобретает опыт, усваивает знания.
Базовый компонент дошкольного образования требует от ребенка определенного
уровня языковой образованности, то есть компетентности, предполагает обучение
детей различным видам речевой компетенции уже с раннего возраста с тем, чтобы к
концу дошкольного возраста ребенок усвоил определенные знания, умения и навыки,
необходимые ей для общения. Определено, что речевая компетентность — это
система практических знаний о звуковой, лексической и грамматической стороны
речи, которыми должен овладеть индивид для того, чтобы участвовать в актах
речевой коммуникации. Основные потребности дошкольника обусловлены в общении,
необходимостью взаимодействовать в процессе обучения, совместной деятельности,
решении любых повседневных вопросов.
Быстрый темп развития
современной жизни каждый раз выдвигает новые требования о готовности детей к
школьному обучению. Особенно это касается детей с нарушениями речи, а именно —
категории детей с общим недоразвитием речи. Эти дети относятся к неоднородной и
численной группе, для которой коммуникативная компетентность — основной путь
личностного развития перед школьным обучением [1].
Речь и коммуникация
являются важнейшими факторами формирования личности, поскольку в процессе
общения с окружением ребенок постигает мир, приобретает опыт, усваивает знание.
Каждый ребенок испытывает потребность в общении, но не каждый может реализовать
эту потребность. Такие дети, как правило, не могут общаться, используя речь как
средство коммуникации. Речевое развитие детей дошкольного возраста тесно
связано с формированием их коммуникативной готовности, так как слово является
центральной единицей речи и составляет его семантическую основу, является
основным средством коммуникации. Усвоив основные компоненты коммуникации,
ребенок впоследствии может легко адаптироваться в школьной среде.
Различные отклонения в
развитии речи негативно сказываются на восприятии речи окружающих, овладении
знаниями и развитии личности ребенка.
К сожалению, в настоящее
время недостаточно решенной остается проблема эффективности
коррекционно-развивающей работы о коммуникативной компетентности как фактора
готовности детей с речевыми нарушениями к школьному обучению.
Одним из самых
распространенных речевых нарушений психофизического развития среди детей
дошкольного возраста является общее недоразвитие речи, специфика которого
заключается в системном нарушении всех компонентов и форм речи.
Общее недоразвитие речи
(ОНР) — сложное речевое нарушение, при котором у ребенка нарушаются все
компоненты речи: фонетика, лексика, грамматика. Речевое недоразвитие может быть
выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутого
речи с отдельными элементами фонетического и лексико-грамматического
недоразвития.
В плане организации
коррекционной работы с детьми, важно учитывать и своеобразие формирования
функций речи. Методический подход предполагает развитие всех форм опосредования
— использования реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей,
а также развитие словесной регуляции. В этом плане важно учить детей
сопровождать речью свои действия, подводить итог — давать словесный отчет, а на
более поздних этапах работы — составлять инструкции для себя и для других, т.
е. обучать действиям планирования.
У детей, при отклоняющем
развитии, действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи
взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы
выполнения соотносящих действий несовершенны. Их общая моторная неловкость и
недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков
самообслуживания — многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды,
испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в
предметно-игровых действиях.
Для таких детей
характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание
достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для
них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель.
Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют
импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются.
Затруднена и ориентировочно-исследовательская
деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов.
Требуется большее количество практических проб, дети затрудняются в
обследовании предмета.
Память детей отличается
качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и
снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая
утеря информации.
На уровне игровой деятельности
у детей с проблемами развития снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом
возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно
затрагивают бытовую тематику. Не сформирована игра и как совместная
деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения
неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная
игра не складывается [4].
Таким образом, при
своевременном оказании коррекционно-педагогической системы, а в некоторых
случаях и медицинской помощи, грамотной организации коррекционного обучения
возможно частичное, а иногда и полное преодоление отставания в развитии.