Контрольная работа на тему Основы философии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.
Философия Нового времени.. 3
1.1 Эмпиризм философии
Нового времени. 3
1.2 Рационализм философии
Нового времени. 8
2.
Проблема истины в философии.. 13
список
использованной литературы.. 18
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
1.1 Эмпиризм философии Нового времени Одним из основных направлений философии Нового времени является
эмпиризм. Во главе всего эмпиризм устанавливает опыт человека и то, как он
воспринимает окружающую действительность. А вот роль научных теорий, по
сравнению с опытом, ничтожно мала. Это философское течение сформировалось в
Англии. Его яркими представителями являются: Бэкон, Гоббс и Локк.
Главная тема трудов Бэкона – человеческая жизнь и те
аспекты, из которых она состоит – любовь, дружба, совесть, честолюбие,
превратности судьбы. В произведениях было много метафор и ученых примеров,
которые пригодятся всем, кто стремится сделать карьеру. В советах, данных
философом современникам, преобладает холодный расчет.
Философия Бэкона основана на существовании «идолов»,
влияющих на познания человека. Поэтому он описал принципы так называемого
индуктивного метода, который должен был, по его мнению, победить идолов
людского разума. Всех идолов, осаждающих умы человечества, философ разделил на
четыре вида:
— идолы рода, под которыми подразумеваются ошибки и промахи,
заложенные в нем самой природой;
— идолы пещеры, т.е, те ошибки, которые человек делает под
влиянием предрассудков;
— идолы площади, вызванные неточностями и несовершенством
языка;
— идолы театра, появление которых провоцируется
приверженностью к различного вида системам, авторитетам и доктринам [2].
В описании предрассудков, мешающих развиваться науке,
философ описывал разделение знания на три части, в соответствии с психическими
функциями. История у него ассоциировалась с памятью, поэзия отвечала за
воображение, а философия (в комплексе с науками), относилась к разуму. Бэкон
считал, что научное познание основано на индукции и эксперименте. Индукция в
свою очередь, бывает полная и неполная.
Под полной индукцией подразумевалась постоянная
повторяемость свойств любого предмета, относящегося к рассматриваемому классу.
В этом случае можно обобщить все сходные случаи, и в итоге получается тот же
результат. В случае неполной индукции, обобщаются не все примеры, только
некоторые, потому что количество этих случаев настолько велико, что их число
доходит до бесконечности и теоретически недоказуемо. В этом случае заключение
всегда будет вероятностного характера.
Благодаря ему, в естествознании появились два средства
исследования – перечисление и исключение, причем главенствующая роль отводилась
именно исключениям. Такой метод помог Бэкону прийти к выводу, что «форма»
теплоты – это движущиеся мельчайшие частицы тела [5].
Теория познания Фрэнсиса Бэкона основывалась на мысли, что
только чувственный опыт может породить истинное знание. Именно эту позицию
философа и назвали эмпирической. Ученый изучал природу человеческого познания и
границы каждой категории, подчеркивал самые важные области, которые еще
предстоит изучить, и которые до него никого не интересовали. Бэконовская
методология базируется на постепенном индуктивном обобщении фактов, которые
возникали во время опытов.
Философ настаивал на том, что, анализируя факты, нужно
опираться на разум. Работа Бэкона имела хорошо выраженный технократический
характер. Философ открыл новый метод познания, который основывался на
наблюдении, а не на теории.
Экспериментальная наука и опытно-эмпирический метод
проведения исследований, изложенных в учении Бэкона, стали бесценным вкладом
философа в развитии человеческой мысли. Но стоит отметить, что при жизни
Фрэнсису не удалось получить более-менее значимых результатов как в
теоретической области, так и в эмпирических исследованиях. Мало того,
представители экспериментальной науки категорически отвергли метод индуктивного
познания Бэкона.
Бэкон стал автором двух новых научных методик – индукции и
эксперимента. Индукция подразумевает собой определенный метод суждений, которые
идут от частного к общему. Под экспериментом подразумевается исследование
явления в условиях, которыми наблюдатель может управлять. Главное отличие
эксперимента и наблюдения в том, что во время проведения эксперимента с
изучаемым объектом можно активно взаимодействовать [7].
Гоббс был убежденным материалистом, признающим существование
только материальных предметов. Единственным предметом философии он считал
физические тела. Изучение души относил исключительно к вопросам веры, а не
науки.
Теория познания Гоббса основана на последовательном
эмпиризме. Физические движения вызывают впечатления в органах чувств.
Впечатления вызывают внутренние движения – мысли. Идея появляется в результате
возникновения связи между движениями. Простые идеи путем сравнения, соединения
и разделения формируют более сложные.
Наряду с сознанием, воля возникает из впечатлений.
Впечатления порождают чувство удовлетворения и неудовлетворения. Критерии
удовольствия и неудовольствия субъективны. Они возникают только в сердце
человека в виде движений. Он совершает движения, чтобы совершать добро и
продлить удовольствие, или не двигается, если тяготеет ко злу. Выбор между
добром и злом – волевой процесс. Человек выбирает сильнейшее влечение, поэтому
свобода воли относительна.
Чувственное восприятие – единственный источник познания. Но
чувственный опыт не может быть полным и истинное положение вещей можно познать
только научно-философским путем.
Виды познания по Гоббсу: первичное – создается восприятием и
памятью; вторичное – основано на размышлениях.
В учении философа, речь – орудие мышления и средство
общения. Посредством речи человек передает информацию другим людям и может
обозначить признаки предмета, определяющие его суть.
Истина содержится в суждениях о вещах, в их описаниях, а не
самих предметах. Критерий истинности знания – принадлежность сознанию. Отделять
ложь от истины может только человек, поскольку он единственный из всех существ
наделен речью. Важны не все истины, а только те, которые будут существовать во
все времена.
Содержание:
1. Средневековая философия и ее религиозный характер 3
2. Аксиология – ценностное отношение к миру 10
Список использованной литературы 22
Фрагмент текста работы:
ВАРИАНТ № 5
1. Средневековая философия и ее религиозный характер
Средневековая философия формировалась и развивалась в условиях церковно-иерархичной структуры общества. Это определило содержание философии. Она существовала преимущественно как теоцентрическое мировоззрение, то есть теоретическая проблематика концентрировалась вокруг понятия Бога, а любовь к мудрости реализовалась как течение богословской мысли. Знания в ней автоматически подчинялось вере, а научный интерес – религии. Отсюда ее определение данного периода, достаточно верно сформулировал Фома Аквинский: «Философия – служанка богословия».
Появление и утверждение христианства в Европе привели к радикальной духовной революции в развитии европейской цивилизации. Произошло существенное продвижения философской мысли этого времени в таких направлениях, как онтология, логика, теория познания, антропология.
Основные мировоззренческие ориентиры при переходе от античности к средневековью меняются на противоположные. Человек Средневековья сосредоточивается на духовном, внутреннем. Господствует теоцентрическое мировоззрение, мир воспринимается как двойственное бытие: настоящий (божественный, небесный) и ненастоящий (земной, греховный) – это разделение проходит через всю средневековую философию.
Начинается средневековая философия с периода так называемой апологетики (II-IV в.) (апология – защита) – защита христианства от влияния античной философии. На раннем этапе своего развития патристика приобрела характер апологетики: первые христианские мыслители обращались к римским императорам или широкой общественности с посланиями в защиту христиан. В таких обращениях апологеты начали разрабатывать важные мировоззренческие идеи, как понимание сущности Бога, характера и содержания божественного творения, природа и сущность веры, соотношение веры и знания.
Одним из важнейших вопросов апологетики был вопрос об отношении к античной философии, античной мудрости. Исходя из того апологеты (патристы) делились на тех, что относятся к античности положительно (Юстин Мученик, Афинагор, Климент Александрийский) и тех, что относился негативно (Татиян, Тертуллиан, Арнобий).
Первым представителем стал Квин Тертуллиан (ок.160-220 гг.), который провозгласил мысль о несовместимости философии и христианского вероучения, ума, знания и веры.
Тертуллиану принадлежит идея веры в абсурдное, как настоящую основу бытия – «Верую – ибо это абсурдно». Этот тезис приобрел определенный смысл в ситуации, когда рабовладельческое общество зашло в тупик в своем развитии, стояло на грани развала и кризиса. Античное сознание основывалось в это время на том, что считало абсурдными догмы христианской религии: создание мира за семь дней, непорочное зачатие, заповедь – возлюби врага как самого себя. Христианское сознание разрушало такие утверждение и тем самым становилось спасительной для человечества. Поэтому, вера в «абсурдность» – это отрицание античного мировоззрения, пропаганда христианского.
Первой попыткой обоснования христианства была патристика (лат. pаter – отец), проповедником и основателем которой был Аврелий Августин, которого назвали Блаженным. Августин считал, что философия вне богословием – ничто. Бог предопределяет судьбу человека. Человеческая свобода – слепое оружие воли Бога.
В книге «О граде божьем», рассматривая исторический процесс, Августин утверждал, что есть два мира: церковно-христианский – «град божий» и мир сатаны – светская жизнь, государство. Первый во время «суда» получит блаженство, второй – будет предан мучениям.
Рассматривая человеческую историю, он утверждал, что она имеет определенную направленность: идет от возникновения до конца; время не вечно, так как до создания мира его не существовало. Мир также рассматривался как непрерывное создание богом, что получило название креационизма (от лат. – творить).