Контрольная работа на тему Основные задачи обучения труду детей дошкольного возраста с ОВЗ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Основные задачи обучения труду детей дошкольного возраста
с ОВЗ. 5
Заключение. 11
Литература 12
Введение:
Для успешной жизни в современном обществе необходимо уметь трудиться.
Этот навык не заложен в человеке от природы, поэтому нуждается в формировании.
Основы общетрудовых умений, ответственность по отношению к своей
работе, здравый выбор будущей профессии закладываются в процессе трудового
воспитания средствами совместной деятельности дошкольников и взрослых.
В обосновании актуальности выбранной мной темы главным является то, что
труд для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) имеет большое значение
в дальнейшей успешной социализации в обществе, так как в процессе трудового
воспитания расширяются и конкретизируются представления воспитанников о жизни и
занятиях людей, о пользе и результатах их труда, умении трудиться в коллективе,
приносить пользу обществу и быть достойным гражданином своей страны,
развиваются навыки самообслуживания, культурногигиенические навыки, навыки
работы с сельскохозяйственным инвентарём.
В труде формируется мировоззрение ребенка, его моральные качества, мотивы
поведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и
характер, воспитывается любовь к труду, уважение к людям труда, готовность
трудится в одной из сфер общественного производства.
Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.
В детском саду уделяется много внимания организации индивидуального и
совместного труда детей с ОВЗ, так как он имеет большое значение для
закрепления важных качеств личности растущего человека, получения навыков,
необходимых для участия в коллективных взаимоотношениях.
Н.К.
Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения
детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким
путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с
различными инструментами, получают навыки самообслуживания.
С тех
пор ничего не изменилось, трудовое воспитание является так же важным и
необходимым, появляются лишь новые, более доступные и интересные методы и формы
трудового воспитания. Во все времена труд необходим для развития ребенка, ведь
в труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь
результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.
Трудовые умения и навыки, сформированные в процессе
воспитания, служат основой для формирования у дошкольников с ОВЗ
положительно отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться,
включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.
Заключение:
Изучив основную учебную и
научно-методическую литературу по вопросам организации трудового воспитания с
детьми дошкольного возраста, имеющими ОВЗ, было выявлено, что главная роль трудового воспитания
детей – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание
полезности труда, умения выполнять трудовые функции и действия.
Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая
взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его
мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
В последние годы в
нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся
ситуацию с обучением и воспитанием детей с ОВЗ в лучшую сторону. Приняты на
государственном уровне соответствующие законодательные акты. Складывается
система нового вида специализированных учреждений — реабилитационных
центров, позволяющих комплексно решать многие проблемы. Начала осуществляться
подготовка специалистов, призванных обеспечивать социальную реабилитацию детей
с ограниченными возможностями здоровья.
В данной работе мы
рассмотрели особенности трудового воспитания детей с ограниченными
возможностями, его цели и задачи.
Итак, мы можем
сделать вывод, что включение детей с ограничениями жизнедеятельности в
различные виды деятельности и подготовка к труду являются важнейшими
составляющими комплекса социально-реабилитационных мероприятий, направленных на
формирование целостной личности, обладающей качествами, необходимыми для
успешной интеграции в социально-экономическую жизнь общества.
Фрагмент текста работы:
Основные задачи
обучения труду детей дошкольного возраста с ОВЗ Труд – важнейшее
средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ должен быть
организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для
себя и для коллектива.
Целью трудового
воспитания детей с ОВЗ является максимальное вовлечение воспитанников в
разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума
производственного опыта трудовых умений и навыков, развития у них творческого
практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.
Задачами являются [1, c. 78]:
— Развитие и
совершенствование трудовых навыков.
— Включение
воспитанников в посильную трудовую деятельность через практические занятия
(навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд и др.).
-Формирование
нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам
труда.
— Воспитание
аккуратности, самостоятельности, умение довести начатое дело до конца.
Трудовое
воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд
должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он
посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно
организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также
оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей.
При
работе с детьми, имеющими ОВЗ применяются различные виды трудовой деятельности.
Трудовую
деятельность можно разделить на четыре основных вида:
—
труд по самообслуживанию,
—
хозяйственно-бытовой труд,
—
общественно-полезный труд,
—
ручной труд.
Разделение
условно, так как четких границ между видами нет.
Например,
застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием,
а с другой — помогает навести порядок, ухаживая за животными, особенно в
сельской местности, ребенок участвует в работе по хозяйству.
Разумно организованный
труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает
существенное влияние и на умственное развитие детей.
Он способствует
формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность,
сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие
сделанного.
Особенно важна роль
трудовой деятельности в нравственном воспитании [3, c. 109].
В труде воспитываются
устойчивость поведения, самостоятельность, дисциплинированности, развивается
инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной
работе.
Ребенок с ОВЗ,
погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным,
принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и
занятиях людей, о пользе и результате их труда, происходит развитие зрительно –
двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация
и согласованность.
В результате формируется
трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая
готовность к труду.
Труд по
самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию
личной жизни и индивидуальной деятельности, формирования умений и навыков по их
обеспечению.
В процессе реализации
выделенного направления у воспитанников формируются [2, c. 201]:
— комплексный навык
ухода за телом;
— соблюдения режима
жизни и деятельности, в том числе и трудовой;
— умение ухаживать за
обувью и одеждой;
— культура
взаимодействия со средой проживания.
В процессе труда по
самообслуживанию дети постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно
формирующаяся личность, что существенно для их дальнейшей жизни.
Большое значение
придается общественно-полезному труду. Для повышения интереса детей с ОВЗ
в процессе воспитания необходимо, что бы они осознали важность и полезность
того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют
практическое и общественное значение.
Главное – привлекая
детей к выполнению бытовых обязанностей, следует воспитывать у них привычку
трудиться, и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные
побуждения.
Дети, посещая дошкольное
учреждение, обучаются трудовым навыкам и умениям. Они выполняют обязанности
дежурного по графику, который был составлен по согласию детей. Добросовестно
выполняя обязанности дежурного, стараются выполнить их так, чтобы следующий
воспитанник не имел претензий.
При этом воспитатель
всегда принимает активное участие в процессе трудовой деятельности, всегда
помогает, подсказывает как правильно надо сделать.
Дети ОВЗ, приобретают
навыки и умения, которые им пригодятся в дальнейшей самостоятельной жизни.
Выполнения большей части трудовых поручений, воспитывают у детей умение
действовать сообща, в коллективе.
Ознакомление с трудом
взрослых связанно с расширением представлений детей о занятиях и профессиях
людей. Эта работа проводится на экскурсиях, занятиях, встречах. Дети знакомятся
с такими профессиями как повар, строитель, портной и т.д. У ребят формируется
представление о деятельности представителей разных профессий, скалывается
интерес к ним.
Таким образом,
формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда
(самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно
– бытовой труд, труд в природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень
развития детей с ОВЗ, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.
Выбор методов проведения
работы по трудовому воспитанию для каждого занятия зависит от
образовательных, воспитательных и профориентационных задач, содержания, и
характера изучаемого материала, особенностей воспитанников и уровня их трудовой
подготовленности.
Наиболее
распространенные характерные методы трудового воспитания [4, c. 88]:
Объяснение – для
сообщения правил поведения и последовательность выполнения различных рудовых
приемов и операций.
Инструктаж – применяется
для сообщения правил по ТБ перед практическими занятиями. Инструктаж проводится
непосредственно перед началом работы.
Индивидуальные
задания – применяются с целью повышения знаний и умений, расширения
представлений о возможностях воспитанников их склонностях и способностях.
Профориентационая беседа – Изучение
воспитанниками более глубоких сведений способствует осмыслению воспитанниками
знаний о труде, мире труда и людях трудовых профессий.
Просмотр художественных
фильмов и телевизионных передач — важная форма работы по трудовому
воспитанию и профессиональному просвещению. Важен не только подбор и содержание
фильмов, а их последующее совместное, общее обсуждение. Процесс обсуждения
помогает правильно понимать содержание и идейный смысл увиденного.
Социально-значимые акции – с
общественно-значимым смыслом, где воспитанники могут проявить свое личное
отношение к труду. Такая форма может увлечь воспитанников общим делом, идеей,
дает возможность показать свои трудовые умения и навыки другим людям.
В работе воспитателя
можно использовать ролевые игры при знакомстве с профессиями. Но профессий
очень много и поэтому необходимо освещать и другие профессии и говорить о их
значимости и профессиональных качествах, которые необходимы при овладении этих
профессий.
Для более старших
воспитанников использовать игры-практикумы, экскурсии, встречи с интересными
людьми разных профессий (хотя бы которые работают в интернате – повар,
медицинская сестра, воспитатель, уборщик помещений и др.).
Дошкольный период развития ребенка — это именно тот
эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через
визуальное восприятие. Именно в этот
период полезно дать ребенку базовые знания о профессиях. Для того чтобы ребенок
гармонично развивался, понимал, что такое профессия, какое значение она имеет в
жизни каждого человека, необходимо знакомить детей с миром профессий. Важно помочь ребенку
узнать, какую пользу приносит та или иная профессия, вызвать интерес к ней.
Знакомясь с трудовой деятельностью
взрослых, ребенок не только расширяет свою осведомленность о мире, но и
обретает набор элементарных навыков, которые помогут ему ориентироваться в
обществе.
Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин.
Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых
в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет
формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных
примерах отношение взрослых к труду, его
общественную значимость.
Для того чтобы ребенок гармонично развивался, понимал, что
такое профессия, какое значение она имеет в жизни каждого человека, необходимо
знакомить детей с миром профессий. Важно
помочь ребенку узнать, какую пользу приносит та или иная профессия, вызвать
интерес к ней.
Таким образом, работа по
трудовому воспитанию детей дошкольного возраста с ОВЗ может осуществляться
через совместную деятельность педагога с детьми, а также самостоятельную
деятельность детей, которая проходит через
познавательную, продуктивную и игровую деятельность.
Данный подход способствует активизации
интереса детей к труду, систематизации
представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Формирование трудовых умений и навыков,
связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических
навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) благотворно
влияет на уровень развития детей с ОВЗ, позволяет эффективно решать задачи
социальной адаптации.