Контрольная работа на тему Основные теории происхождения государства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 4
2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 8
2.1. Теологическая и патриархальная теории 8
2.2. Договорная, естественная теория и теория насилия 11
2.3. Органическая, материалистическая и психологическая теории 14
2.4. Волюнтаристические теории 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Введение:
Современные экономические условия сформировали конкретные условия, в которых родоплеменная организация власти осталась позади. Возникла необходимость в создании абсолютно иного властного механизма, который мог бы обеспечить интересы одних членов общественной группы за счет иных ее членов. Координация отношений общества при данных условиях не может удерживать равновесие.
По причине раскола на экономические неравные классы индивидов общество объективно формирует абсолютно новую властную организацию, которая способна поддержать интересы имущих, а также сдержать противоборство между ними и экономически зависимой частицей данного общества. Такой организацией выступает государство в качестве гениального искусственного образования мысли человечества.
Актуальность темы исследования заключается в том, что основные теории происхождения государства являются первыми вводными темами в юриспруденции, формирующими представление о государстве и праве в целом. Сегодня выделяют множество теорий происхождения государства, и каждая из них имеет право на существование. Но к каждой теории нужно подходить достаточно критически, т.к. некоторые из них содержат существенный отпечаток того времени, в котором они были возникли.
Цель исследования – исследование общей характеристики теорий происхождения государства.
В соответствии с поставленной целью, выделю основные задачи:
1. Определить общие закономерности возникновения государства.
2. Описать теологическую и патриархальную теории.
3. Охарактеризовать договорную, естественную теории и теорию насилия.
4. Изучить органическую, материалистичесую и психологическую теории.
5. Описать волюнтаристические теории.
Заключение:
Общие закономерности возникновения государства выведены историками в процессе изучения стадий, которые проходило общество с древних времен.
Формирования государства проходит несколько стадий: скотоводство рассматривается отдельно от земледелия; ремесленное производство рассматривается как отдельная отрасль; возникновение купечества.
Теории происхождения государства – это научные концепции, объясняющие условия и причины возникновения государства.
Теории происхождения государства сыграли и продолжают играть огромную роль в развитии гуманитарных наук. Они выступают своеобразным фундаментом, на котором возводятся те или иные общественные концепции. Государство тесно связано с обществом, возникает и развивается именно под влиянием тех или иных социальных процессов и преобразований.
Не существует единого мнения о том, как происходили этапы становления государств. Поэтому были изучены основные теории происхождения государства:
1. Теологическая теория, представители которой утверждают обусловленность происхождения государства божественной волей, в связи с чем, соответствующий политико-социальный институт носит вечный, незыблемый характер.
2. Патриархальная теория: государство – это большая семья, а его происхождение было обусловлено постепенным разрастанием семей из поколения в поколения, и окончательным утверждением главы семейства в качестве государственной главы.
3. Договорная теория: государство возникло в связи с заключением, так называемого общественного договора, прекратившего прежнее естественное состояние войны всех против всех.
4. Теория насилия: возникновение государства носило закономерный характер подчинения слабого сильного – мелкие разрозненные племена постепенно завоевывались более сильными и хорошо организованными, а уже в целях последующего подчинения таких племен, был создан специальный государственный аппарат, наделенный органами принуждения, соответствующими законами, механизмами, и т.д.
5. Психологическая теория: происхождение государство во многом было обусловлено психологическими особенностями человека, который по своей природе стремится жить в коллективе, при этом одни люди желают управлять другими, и т.д.
6. Органическая теория: государство создается путем синтеза сил природы, а также воли человека и общества.
7. Материалистическая теория: государство образовалось в силу экономических причин: общественного разделения труда, образования прибавочного продукта и части собственности, а позже раскола общества на классы с противопоставляемыми экономическими интересами.
8. Расовая теория: неравноценность человеческих рас, которая проявляется в физических и психологических характеристиках человека. Люди делятся на высшую и низшие расы, в зависимости от степени развития конкретных признаков.
Нельзя сказать, что какая-либо из теорий является единственно верной. Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлено естественным развитием человеческого общества и свидетельствует о необходимости и социальной ценности права и государства в жизни людей.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Процесс формирования государства представляет собой переход человеческого общества от стадии первобытнообщинного строя к цивилизации. Данный процесс отличается достаточно большой продолжительностью.
Происхождение понятия государства можно найти также в донаучных представлениях, которые использовали следующие понятия: «политическое целое»; «глава государства»; его «члены»; «органы» государства; его «управления» или «функции» и т. п. [1].
В наиболее общем виде государство является неким объединением людей, наличествующим в пределах конкретной территории, и находящимся под единой политико-государственной властью.
Современное толкование права как критерия справедливости, защиты прав и свобод, существенно отличается от представлений, которые существовали в глубокой древности и даже в средневековый период. Оно выступает основной категорией всей отрасли, имеет не только научное значение, но и приобретает глубокий практический смысл. От правильного понимания зависит не только деятельность представителей законодательных органов, но и правосознание граждан России и обстановка в государстве. Для более точного и глубокого изучения системы права рассматривается несколько обоснованных концепций.
Юристы-социологи выделяют следующие современные подходы к определению права:
1. Нормативистский подход заключается в обобщении юридических норм в единую совокупность, которая должна охраняться и гарантироваться государством. Сторонниками концепции являются Кельзен, Штаммлер и Новгородцев. По мнению ученых, верхнюю ступень занимает суверенное положение.
2. Естественно-правовой подход. Приверженцы этой теории А. Радищев и Т. Гоббс в своих докладах утверждали, что право (на свободу, равенство, жизнь, собственность и т. д.) присуще каждому гражданину с момента его появления на свет. Все это имеет высшее значение и преобладает над действующим законодательством.
3. Исторический подход. Представители этой школы Ф. Савиньи, Г. Пухта, Гуго и другие сходились во мнении, что право никак не может быть инициировано законодателями, оно формируется в произвольной форме по мере развития народного единства и национального духа. Специалисты должны вовремя заметить и выразить эти проявления, изложив их в юридических доктринах и формулах.
4. Теологический подход. Концепция опирается на Библию и другие заповеди. Сторонники теории Фома Аквинский и Аристотель утверждали, что естественными правами человек наделяется при рождении, и они имеют божественное происхождение.
5. Социологический подход заключается в прагматическом восприятии права и закона. При этом подчеркивается, что первое находится в области сущего, а второе — в сфере должного. Доктрина предусматривает реальное правовое поведение юридических и физических лиц, их действия, реализацию и применение нормативных актов. Сторонники идеи выступают за приоритет общественных отношений с максимальным ограничением вмешательства государства [3].
Все представленные подходы имеют свои черты и характеристики, определяют происхождение, принципы реализации и назначение права. Для составления объективной оценки требуется внимательное изучение каждого подхода с его позитивными и отрицательными аспектами.
Рассмотрим, каковы общие закономерности возникновения и развития государства и права.
Процесс формирования государства и права связан с развитием производства, когда наблюдался переход от присваивающей к производящей экономике. Благодаря этому произошел раздел общественного труда стали различать отдельно скотоводство от земледелия, ремесла. Родовые общины, в свою очередь, начинают подразделяться на патриархальные семьи.
Формирования государства и права проходит несколько стадий (главные закономерности): скотоводство рассматривается отдельно от земледелия; ремесленное производство рассматривается как отдельная отрасль; возникновение купечества.
Разделение труда начало свое существование по причине роста населения и его надобностей. Средства производства стали активно развиваться, что привело к повышению степени независимости человека от природных ресурсов. Благодаря данным факторам стало возможным совершенно по-другому вести хозяйство.
Некоторым племенам стало выгодно сосредотачиваться на изготовлении определенного продукта. С течением времени коллективная собственность переросла в групповую, а затем в индивидуальную. Объем владения не был равным у всех, поэтому произошло расслоение, были сформированы общественные классы.
Классы представляли собой обширные группы людей, между которыми имелись различия по поводу их материального положения, которое они занимали в процессе труда. После того, как социальные функции и имущественное расслоение разделились, личная хозяйственная независимость субъектов во много раз возросла [5].
Социум разделился на слои, между которыми не было согласия. По данной причине необходима была сила, которая бы смогла ограничить борьбу между классами и гарантировать дальнейшее развитие социума без конфликтов. Таким слоем обладало государство.
Можно сказать, что государство стало продуктом развития самого социума, в процессе сформированных внутри него противоречий. Ф. Энгельс рассматривал государство в качестве средства классового преобладания, а также инструмента, благодаря которому экономические господствующие классы угнетают сопротивление, реализует экономическое применение угнетенного класса.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Истоки мифологической теории 4
2. Основы теологической теории 4
3. Патриархальные и патерналистские теории происхождения государства 5
4. Естественно-правовые (договорные) теории 6
5. Теории насильственного возникновения государства 7
6. Психологический фактор как основа формирования государства 8
7. Сущность органических концепций происхождения государства 9
8. Сущность марксистской теории происхождения государства 10
9. Другие теории происхождения государства 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
Введение:
Еще со времен глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства. Создавалось множество теорий, которые по-разному отвечали на этот вопрос. Многие из этих теорий объясняются историческими и социальными условиями, в которых жили и работали их авторы, разнонаправленностью идеологических и философских позиций, которыми они руководствовались. Государство –это явление многогранное и ни одна из теорий не может полностью объяснить причины его возникновения.
В целом, возникновение государства вызвано потребностью общества сохранить свою целостность в условиях его расслоение на неравные по своему социальному положению слои, и в осуществлении эффективного социального управления в условиях роста населения, замены непосредственных родоплеменных связей на социальные отношения, опосредованные продуктами производства и тому подобное.
Государство как феномен человеческого общества интересовал и интересует миллионы людей, которые пытаются понять, чем было обусловлено его становления, в чем его назначения. История политико-правовой мысли знает значительное количество попыток найти и обобщить причины и выяснить условия возникновения государства. У исследователей никогда не было единства во взглядах на эту проблему, что обусловило появление многих теорий происхождения государства.
Целью данной работы является определение и обобщение основных теорий возникновения государства.
Для достижения этой цели нам необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретическую литературу по теории государства и права;
– выделить известные теории возникновения государства, причины их возникновения;
– определить уровень их популярности и востребованности в реальной жизни человеческого общества.
Заключение:
Естественно, в данной работе, мы описали только наиболее распространенные и известные теории происхождения государства. Все вышеуказанные теории по-разному объясняют причины и условия возникновения государства, каждая из них раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства. Однако общее представление об этой проблеме можно получить, только синтезировав все эти теории (в большей или меньшей степени доверяя каждой из них) в общую универсальную теорию возникновения государства, учитывая при этом целый комплекс факторов, влияющих на развитие и становление такого института в обществе.
Сейчас все большее значение приобретает многофакторная теория происхождения государства (российский историк Игорь Дьяконов), которая рассматривает государство как результат взаимодействия географического, демографического, технологического, экономического, социального, психологического и других факторов.
Фрагмент текста работы:
1. Истоки мифологической теории
Мифологическая теория происхождения государства возникла в период формирования первобытного человеческого общества. Ее основа – миф (греч. Μῦθος), который выступал своеобразным эквивалентом науки, первоначальной формой общественного сознания. В ее рамках можно выделить:
– древнеиндийскую теорию происхождения государства, согласно которой Бог Индра установил и поддерживает космический и земной порядок, закон (дхарму) и обычай (риту);
– древнекитайскую теорию происхождения государства, согласно которой по воли божественного Неба в Поднебесной появилось государство во главе с императором, сыном Неба, порядок, власть и правила поведения;
– древнегреческую теорию происхождения государства, что нашла свое обоснование в трудах Платона. Согласно ей – государство появляется после победы Олимпийских богов над титанами. Боги, бросив жребий, поделили землю. Афина и Гефест, которым выпала Аттика, ввели там демократический режим, Посейдон, получив Атлантиду – установил монархическое наследственное правление.
Таким образом, в мифологических теориях отобразились древнейшие взгляды людей на возникновение государственного уклада, которые были неразрывно связаны с божественным началом, что являлось первоосновой сознания первобытного человека на самых ранних этапах его развития[1,с.49].
2. Основы теологической теории
С развитием общественной мысли появляется религия. которая стала основой появления религиозной теории государства. В ее основе – представления человека о сверхъестественном божественном происхождении государства, власти и законов. Характерной особенностью этой теории является отсутствие разграничения понятий «общество» и «государство».
Классическая теологическая теория (ее основные принципы находим в трудах Аврелия Августина, Фомы Аквинского). Данная теория получила широкое распространение во времена феодализма. Ее сущность заключается в том, что государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти Бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций, а народ должен беспрекословно подчиняться государственной воли как проявлению воли божественной.