Контрольная работа на тему Основные теории и принципы управления трудовыми ресурсами.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Основные термины, понятия и определения 4
2. Взгляды различных школ на управление трудовыми ресурсами 6
3. Принципы и подходы к формированию системы управления трудовыми ресурсами 14
Заключение 20
Список использованных источников 22
Введение:
Система управления трудовыми ресурсами является основной развития экономического, социального и делового уровней предприятия. По мере формирования рыночного механизма хозяйствования, в основе кадровой политики находятся принципиально новые подходы к управлению персоналом, происходит отказ от административных методов руководства, от системы централизованного управления и развития человеческих ресурсов. От степени участия работников в принятии решений зависят направления формирования кадровой политики, выбор ее типа, который влияет на совершенствование систем материального и нематериального стимулирования персонала.
В настоящее время различают три группы теорий управления трудовыми ресурсами: классическая теория, теория человеческих отношений и теория человеческих ресурсов. Представителями классической теории являются: А. Гастев Ф., Г. Форд, Тейлор, А. Файоль, Л. Урвик, Г. Эмерсон, М. Вебер, П. Керженцев и др. К представителям теории человеческих отношений относятся: Р. Блейк, Р. Ликард, К. Арджерис, Э. Мэйо, др. Авторами теории человеческих ресурсов являются: Д. Макгрегор, Ф. Герцберг, А. Маслоу и др. Классические теории получили развитие в период с 1880 по 1930 гг. Теории человеческих отношений стали применять с начала 1930-х годов. Теории человеческих ресурсов являются современными и сегодня.
Цель работы: рассмотреть основные теории и принципы управления трудовыми ресурсами.
Задачи работы:
1. Описать зарождение и развитие доминирующих тенденций в науке управления трудовыми ресурсами;
2. Рассмотреть принципы и подходы к формированию системы управления трудовыми ресурсами.
Данная работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Управление трудовыми ресурсами – это одно из самых важных направлений, определяющих стратегию предприятия. В современных условиях роль человека все более возрастает на производстве. В связи с этим параллельно растут и требования к его квалификации, уровню знаний и способностям.
Для эффективного управления трудовыми ресурсами и для оценки его эффективности необходимо разобраться, какова сущность этого понятия. В литературе мы можем встретить различные толкования данного понятия. Остановимся на некоторых из них.
Управление трудовыми ресурсами – это комплекс, состоящий из взаимосвязанных методов (организационных, экономических, социально-психологических), которые обеспечивают конкурентоспособность предприятия и эффективность трудовой деятельности;
Управление трудовыми ресурсами – это обеспечение предприятия необходимыми работниками, для выполнения определенных функций;
Управление трудовыми ресурсами – это направление, формирующее мотивационные установки для работника, согласно общим целям и задачам предприятия;
Управление трудовыми ресурсами – это системное воздействие при помощи взаимосвязанных мер (экономических, организационных, социальных) на формирование и перераспределение рабочей силы предприятия, с целью повысить эффективность деятельности предприятия;
Управление трудовыми ресурсами – это поле деятельности, включающее такие элементы как определение потребности в персонале, его вовлечение в работу, контроль, а также систему вознаграждений и поощрений.
Управление трудовыми ресурсами входит в состав общей стратегии по управлению предприятием. Основной целью данной стратегии является рост производительности труда, сбыт продукции необходимого объема с определенной ритмичностью, получение прибыли, а также удовлетворение социальных потребностей работников.
Наука по управлению трудовыми ресурсами начала свое формирование в конце XIX начале XX века. Основой этой науки стала школа научного управления, которая изучала ряд вопросов, относящихся сегодня к управлению персоналом. Далее наука управления трудовыми ресурсами развивалась параллельно процессу эволюции основных теорий менеджмента. При этом управление персоналом считалось функцией общего менеджмента. В настоящее время большинство авторов склонно считать управление трудовыми ресурсами самостоятельной управленческой системой, а не функцией менеджмента.
В процессе формирования и развития научной мысли ХХ века в сфере управления трудовыми ресурсами можно выделить четыре парадигмы управления, в основе которых лежат следующие концепции:
1) концепция научной организации труда;
2) концепция человеческих отношений;
3) концепция концентрации индивидуальной ответственности;
4) концепция командного управления;
Под парадигмой понимаем совокупность фундаментальных установок, взглядов и убеждений, которые воспринимаются и разделяются научным сообществом в течение определенного периода времени.
В научных кругах сфера управления персоналом воспринимается как сложная социально-экономическая система, структурированная из таких подсистем, как подсистема мотивации; планирование и прогнозирование; подбора и отбора работников; учетная подсистема; подсистема контроля; обучение и повышение квалификации; подсистема правового обеспечения и социальных гарантий и тому подобное.
Фрагмент текста работы:
1. Основные термины, понятия и определения
Наиболее совершенные и современные методики организации труда не дадут ожидаемых результатов, если персонал учреждения будет недоукомплектован или еще хуже – укомплектован работниками низкой квалификации. Вот почему сегодня чрезвычайно серьезное внимание уделяется кадровому вопросу, имеется в виду управлению персоналом. До последнего времени самого термина «управление персоналом» в нашей управленческой практике не было, в отличие от других высокоразвитых стран мира. Хотя система управления каждой организацией имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива.
Термин «персонал» впервые был употреблен в 1909 г. в официальных документах правительства США. Первый учебник по персонал-менеджменту увидел свет в этой стране в 1920 году. В то время наиболее распространенной концепцией управления был научный менеджмент Ф. Тейлора.
Персонал-менеджмент прошел следующие этапы развития:
– администрация персонала (способы эффективного использования ежедневных технических операций: учет, документация, постоянный контроль);
– классический «чистый» персонал-менеджмент (совершенствование организационной эффективности через взаимодействие и четкое распределение обязанностей между линейными и персонал-менеджерами);
– стратегическое управление персоналом (рациональное и мотивационное использования всего потенциала персонала для достижения организационной цели). [2, с. 81]
В современных условиях персонал-менеджмент можно считать составляющей управления персоналом. Персонал-менеджмент – это комплекс административных функций, которые являются должностными обязанностями квалифицированных специалистов, анализ содержания работы; составление методик подбора кадров; тестирование персонала; упорядочение классификации и описаний должностей; оценка результатов труда персонала; организация оплаты труда; оформление процедур найма и увольнения; ведение документации.
Управление трудовыми ресурсами – это не только администрирование кадровой службы, но и более широкий объем деятельности руководителей органов управления. Оно включает в себя все функции, связанные с: планированием, привлечением, отбором, социализацией, профессиональным развитием персонала, оценкой показателей его деятельности, оплатой и мотивацией труда, поддержанием рабочих отношений с целью максимального использования потенциала персонала.
Существует много определений понятия трудовых ресурсов. Например, такое определение, которое передает его многофункциональность: управленческая функция комплектации кадрами определяется как назначение на должности в организационной структуре через определение требований к рабочей силе, инвентаризации рабочей силы, привлечение кандидатов, отбор, назначение, продвижение по службе, компетенцию и подготовку людей.
Удачной и сжатой является дефиниция, предложенная американским исследователем Мэдисоном. Управление трудовыми ресурсами – это осуществление всех функций менеджмента, связанных с планированием, набором, отбором, развитием, использованием, вознаграждением, увеличением потенциала персонала.
Итак, деятельность любой организации зависит от конкретных людей. Человек рассматривается как основной ресурс и потенциал организации. Люди устанавливают объем функций, обязательных к исполнению, приспосабливают под свои возможности структуры организации. Задачей управления является рациональное использование, объективная оценка, развитие и мотивационное стимулирование этого потенциала.
Часто возникает дискуссия по поводу того, что такое управление персоналом – это наука или искусство. Наиболее правильным будет ответ — это наука художественного управления людьми. Кроме владения формальными методиками, знания законодательства, умения вести учет, документацию, необходимо иметь еще следующие способности: коммуникативные, организаторские, аналитические, понимание человеческой психологии и организационного поведения.