Контрольная работа на тему Основные подходы к анализу отраслевых рынков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Основные подходы к анализу отраслевых рынков 4
Заключение 12
Список литературы 13
Введение:
Для современных рынков товаров и услуг характерные признаки несовершенной конкуренции. В условиях наличия монополизации отдельных отраслей, зависимости участников рынка друг от друга, усиление дифференциации товаров актуальны вопросы, касающиеся развития теории отраслевых рынков и анализа поведения хозяйствующих субъектов на отраслевых рынках.
В развитие теории отраслевых рынков значительный вклад внесли как зарубежные, так и отечественные ученые. В частности заслуживают внимания труды таких ученых, как Р.Коуза, А. Уильямсона, Дж. Робинсон, М. Уотерсон, У.Дж. Баумоля, Дж. Стиглер, Н.М. Розановой, А.В. Горняк, С.Х. Доленко и других.
Однако, отдельные направления развития теории отраслевых рынков с учетом современного состояния экономической системы раскрыто недостаточно. Исследование теории отраслевых рынков в условиях усиления конкуренции требует поиска новых подходов к созданию благоприятных условий в развитии отраслевых рынков, оптимизации решений в сфере сотрудничества государственных органов управления и предпринимательских структур.
Целью данного исследования является изучение основных подходов к анализу отраслевых рынков.
Заключение:
Таким образом, на основе вышеизложенных направлений развития теории отраслевых рынков можно сделать следующие выводы:
1) развитие фирм на основе теории трансакционных расходов и причин объединения фирм путем вертикальной интеграции делает отрасль привлекательной для инвестирования и устойчивой к негативным проявлениям жесткой конкуренции;
2) определение оптимального количества фирм в отрасли на основе эффекта масштаба производства позволяет достичь объективной величины затрат по критерию их минимизации и как следствие удержание лидирующих позиций с точки зрения прибыльности производства отдельных видов продукции;
3) эффективная деятельность отраслевых рынков в условиях растущей конкуренции невозможна без надлежащего вмешательства государственных органов, которые способны обеспечить достаточные условия для развития бизнес
структур.
Фрагмент текста работы:
Основные подходы к анализу отраслевых рынков
В научной литературе отраслевые рынки рассматривают как совокупность отношений между продавцами, занимающиеся одинаковым видом деятельности и создают одинаковый по целевому назначению товар, и покупателями, формируют спрос на данный продукт, по поводу купли-продажи этого экономического блага.
Теория отраслевых рынков исследует отношения на уровне мезоэкономику, причем предметом этих исследований является поведение хозяйствующих субъектов в условиях несовершенной конкуренции, влияние конкуренции на общественное благосостояние и государственное вмешательство.
В зарождении и развитии теории отраслевых рынков значительный вклад внесли Гарвардская и Чикагская школы. Именно они определили два основных подхода к анализу организации отраслевых рынков: дедуктивный и эмпирический. Экономисты дедуктивного направления главное внимание придавали формированию цены и объема выпуска продукции, их влияния на эффективность производства, оптимальное размещение ресурсов и экономическое. В основу исследования отраслевых рынков была положена модель совершенной конкуренции, в пределах которой деятельность фирмы была далека от реальности, и модель монополии, которая была более реалистичной, но вследствие предположения об отсутствии прямой конкуренции не соответствовала существующим отраслям частного сектора. Основным недостатком этого направления был его теоретический характер, игнорирование эмпирических данных и опыта.
Хозяйственная деятельность фирм в условиях рынка обусловила возникновение второго направления исследования, которое отражало анализ практических и эмпирических аспектов. В рамках эмпирического направления основное внимание сосредоточили на изучении истории и развития отдельных фирм и отраслей, современной структуры и поведения одного или более отраслей. При этом охватывались различные аспекты промышленной организации: от истории разработки продукции фирмы к финансированию фирмы.
В 40-х годах ХХ в. теория отраслевых рынков сформировалась как самостоятельное направление экономической теории, который на основе дедуктивного анализа и реальной практики пытался объяснить широкий спектр
проблем функционирования рыночной экономики в отраслевом ракурсе.
Увеличение популярности анализа отраслевых рынков в настоящее время объясняется также ограничением конкурентных тенденций в развитии экономики и расширением государственного вмешательства в экономику.
Взгляды Гарвардских экономистов на то, что рыночный механизм отношений между производителями и потребителями содержит взаимосвязанные составляющие – структуру рынка, поведение фирм в отраслях и результативность функционирования рынков, определили в конце 30-х-начале 40-х гг. ХХ в. основные методологические принципы анализа отраслевых рынков, которые получили название системного подхода и были господствующими с 70-х годов.
Представители Чикагской школы критиковали системный подход за избежание микроэкономических моделей. Основой их анализа были не объективные характеристики отраслей, а закономерности принятия оптимизационных решений.
Системный подход на основе парадигмы «структура-поведение-результат» и подход на основе микроэкономического анализа определяют направления исследований и разработок в рамках теории отраслевых рынков.
Два подхода к анализу отраслевых рынков долгое время развивались параллельно, взаимно обогащая и дополняя друг друга. После 80-х годов произошло сочетание теоретического и эмпирического анализа: теория определяет объект анализа, обнаруживает спектр структурных параметров и факторов поведения фирм на рынке, а взаимосвязи между ними, что оказываются в процессе эмпирического анализа .
На современном этапе развития теории отраслевых рынков можно рассматривать по следующим направлениям: