Эстетика и теория искусства Контрольная работа Гуманитарные науки

Контрольная работа на тему Основные категории византийской эстетики (В. В. Бычков)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

1. В.В. Бычков, краткая характеристика и основные
исследовательские работы
  3

2. Византийская эстетика, этапы развития. 4

3. Основные категории византийской эстетики (В. В. Бычков) 7

Заключение. 17

Список использованной литературы.. 18

  

Введение:

 

Все составляющие
компоненты неутилитарных взаимоотношений человека с природным миром, социальным
и духовным, в результате которых индивид получает духовное наслаждение, относят
к области эстетического. Смысл такого взаимодействия выражается или в чувствах воспринимаемых
человеком формах или к самодовлеющему созерцанию им материального или духовного
объекта.

Византийская
эстетика развивалась на нескольких уровнях, и которая представляет собой сильно
развитое направление  средневековой
эстетики, основывающаяся на античных эстетических идеях  (в первую очередь — неоплатонизма) и ранней
патристики.

Тема данной работы
— «Основные категории византийской эстетики». Актуальность данной темы
обусловлена тем, что византийская эстетика, сама по себе представляет большой
интерес многих философов и историков, и которая являет собой синтез христианской
и античной тенденций. Основное внимание в эстетике христианства направлено на
вопросы психологии восприятия и эстетического переживания символов веры.

Развитие эстетично
художественных идей на земле Византийской империи IV-XV вв. и есть понятие «византийская
эстетика». Сохранение античных городов, и понесло за собой идею сохранения
античной культуры и образованности на территории бывшей восточной Римской
империи, хотя христианские идеалы всячески влияли на понимание красоты и
осмысления ее сущности [4].  

Очень большой
вклад в понимание «византийской эстетики» внес Виктор Васильевич Бычков —
российсий философ, историк эстетики, доктор философских наук, который создал
множество трудов по эстетическому направлению. По его мнению, эстетика
представляет собой способ  «причастности
к бытию».

1. В.В. Бычков, краткая характеристика и основные
исследовательские работы

 

Виктор Васильевич
Бычков — советский и российский философ, историк эстетики, доктор философских
наук, родился 4 сентября 1942 года в Москве.

В 1965 году он окончил
радиотехнический факультет МЭИ, а затем и 
аспирантуру философского факультета МГУ по кафедре эстетики.

В 1972 году стал
кандидатом философских наук, работал над диссертацией «Взаимосвязь
философского, религиозного и эстетического в восточно-христианском искусстве».

В 1972 года  начал работать в Институте философии АН СССР
(РАН), и уже  с 1998 года становится
заведующим сектором эстетики.

В 1981 году
защищает докторскую диссертацию  «Эстетические
идеи патристики».

В 1996 году
становится лауреатом Государственной премии России в области науки и техники за
исследования в области византийской эстетики.

Вообще Бычков всегда
интересовался эстетикой и создал множество трудов в этой области эстетики.

Автор определяет
эстетику как способ «причастности к бытию». Он считал, что эстетический опыт с
первобытных времен неразделим с религиозным опытом, а категория прекрасного
(нефер) известна с Древнего Египта.

Сама же дисциплина
«Эстетика»,  как дисциплина
сформировалась в еще в Античности (пифагорейцы и Платон).

Именно тогда был
сформирован дуалистический предмет эстетики: эстетическое и искусство.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, эстетика
Византии, является ярчайшим идейным воплощением 
христианского неоплатонизма в художественном творчестве, призванной
раскрывать ступенчатую красоту, которая является отражением идеи божественного
совершенства. Византийская эстетика, сформировала самобытную теорию категорий
эстетической направленности и углубила античную традицию. Такая теория, дает
определение образа, первообраза, символа, света, канона. В данной эстетике
такое трактование весьма весомо. Т.к. ее место в теории эстетического
восприятия и психического переживания совершенных образов, вызываемых
чувственный подъем и создают духовный настрой 
на осмысление прочувствования совершенства мира и божественного первообраза.

Византийские
эстетические идеи сильно повлияли на культурное развитие средневековой Европы,
Азии, Киевской Руси.

В ней были
определены довольно значимые вопросы, такие как: положение места и роли
искусства в понимании мира с точки зрения философии; воспитательное значение художественного
творчества, которое  теперь воспринималось
не просто как очищение и облагораживание души, а намного шире. Византийская
эстетика, по своему переосмыслила множество различных древних эстетических идей
и продолжила разработку таких категорий как прекрасное, красота, образ, символ,
канон. При этом следует подчеркнуть, что все эти категории осмысливались с божественных
позиций, что наложило на них несомненный религиозный отпечаток [3].

В современное
время, многие историки изучают Византийскую культуру, с точки зрения эстетики.
Поэтому художественно-эстетическая ее значимость довольно высока. Византийская
культура, живопись, архитектура, литература, гимнография,
декоративно-прикладное и ювелирное искусства, придворный церемониал, самого
культового действа – все это несет огромную ценность для нашего наследия.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. В.В. Бычков, краткая характеристика и основные
исследовательские работы

 

Виктор Васильевич
Бычков — советский и российский философ, историк эстетики, доктор философских
наук, родился 4 сентября 1942 года в Москве.

В 1965 году он окончил
радиотехнический факультет МЭИ, а затем и 
аспирантуру философского факультета МГУ по кафедре эстетики.

В 1972 году стал
кандидатом философских наук, работал над диссертацией «Взаимосвязь
философского, религиозного и эстетического в восточно-христианском искусстве».

В 1972 года  начал работать в Институте философии АН СССР
(РАН), и уже  с 1998 года становится
заведующим сектором эстетики.

В 1981 году
защищает докторскую диссертацию  «Эстетические
идеи патристики».

В 1996 году
становится лауреатом Государственной премии России в области науки и техники за
исследования в области византийской эстетики.

Вообще Бычков всегда
интересовался эстетикой и создал множество трудов в этой области эстетики.

Автор определяет
эстетику как способ «причастности к бытию». Он считал, что эстетический опыт с
первобытных времен неразделим с религиозным опытом, а категория прекрасного
(нефер) известна с Древнего Египта.

Сама же дисциплина
«Эстетика»,  как дисциплина
сформировалась в еще в Античности (пифагорейцы и Платон).

Именно тогда был
сформирован дуалистический предмет эстетики: эстетическое и искусство.

 

 

 

2. Византийская эстетика, этапы развития

 

Империя Византии
всегда являлась христианским государством,  и ее культура сильно повлияла на формирование
культуры восточных  славян. Эстетика
Византии носит религиозный  характер,
т.е. на первом месте —   красота
божественного, а искусство — это способ осмысливания божественного.

 Абсолютная красота божественного мира является
образцом, причиной и целью земной красоты. Автор сборника богословских
сочинений Псевдо Дионисий Ареопагит, рассматривает три уровня красоты:

1. Абсолютная
божественная красота;

2. Красота
небесных существ;

3.  Красота предметов материального мира

Искусство в
Византии имеет большое значение в эстетической организации жизненной среды. В
художественной системе, созданной  византийцами
были включены элементы художественной культуры Древней Греции, Сирии, Древнего
Египта. У них даже существовал свой византийский стиль, который был тесно
связан с новым христианским вероучением.

 В искусстве византийцев господствовали строгие  правила и каноны, а красота материального
мира считалась отблеском неземной божественной красоты. Вершиной художественной
культуры этого периода считаются храм св. Софии в Константинополе (532-537) и
церковь Сан-Витале в Равенне (V-VII вв.).

Новый этап в
развитии патристической эстетики начинается в VIII-IХ вв. и связан он с острой
полемикой между иконоборцами и иконопочитателями.

Иконоборцы
считали, что божественную природу Христа нельзя воплощать в изобразительном искусстве,
а можно лишь намекнуть о его присутствии некоторыми знаками (например, крестом,
виноградной  лозой, цветами).

В то время против
иконоборцев выступал византийский отец церкви Иоанн Дамаскин (700-750). В своем
трактате «Три защитительных слова против отвергающих святые законы», он приводил
доказательства, что икону нужно понимать как идеально видимый облик
первообраза. Поэтому, когда мы поклоняемся иконе, мы поклоняемся не только
образу, а первообразу.

Естеством
эстетической концепции, изложенной Иоаном и стало отношение к иконе, т.к. в ее
основе лежало понимание искусства, как образно – символическое.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы