Контрольная работа на тему Основные этапы развития психологии как науки.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Психология как наука 5
1.1 Основные разделы современной психологии 5
Глава 2. Развитие психологии как науки 8
2.1 Этапы развития психологии как науки 8
Глава 3. Психология в системе современного научного знания 13
Заключение 15
Введение:
Предмет и задачи психологии. Этапы развития представлений о предмете психологии.
С древних времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического устройства людей. В философских учениях древности уже рассматривались некоторые психологические аспекты, которые были решены либо с точки зрения идеализма, либо с точки зрения материализма. Таким образом, философы-материалисты Древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали человеческую душу как своего рода материю, как телесное образование, образованное из сферических атомов, маленьких и самых подвижных.
Но философ-идеалист Платон понимал человеческую душу как нечто божественное, отличное от тела. Душа, прежде чем войти в человеческое тело, существует отдельно в верхнем мире, где она изучает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать то, что видела до рождения. Идеалистическая теория Платона, рассматривающая тело и психику как два независимых и антагонистических принципа, заложила основу для всех последующих идеалистических теорий.
Великий философ Аристотель в своем трактате «О душе» определил психологию как особую область знаний и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется через различные способности к активности: питательности, чувствительности, движения, рациональности; более высокие способности возникают из и на основе более низких мощностей. Основная познавательная способность человека — это ощущение, оно принимает форму чувственно воспринимаемых объектов без их материала, подобно тому, как «воск производит впечатление печати без железа или золота».
Ощущения оставляют след в виде представлений — изображений тех объектов, которые ранее воздействовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы связаны в трех направлениях: сходством, смежностью и контрастностью, что указывает на основные типы связей — ассоциации психических явлений.
Развитие психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естествознания. Первые представления о психике развивались в первобытном обществе. Даже в древние времена люди стали осознавать, что существуют материальные (объекты, природа, люди) и нематериальные явления (изображения людей и предметов, воспоминания, переживания) — загадочные и независимые от мира.
Так возникла идея тела и души, материи и психики как независимых принципов. Эти идеи впоследствии стали основой принципиально противоположных философских тенденций, между которыми шла постоянная борьба взглядов и подходов.
Цель данной работы: ознакомиться с основными этапами развития психологии как науки
Данная цель предполагает собой постановку следующих задач:
1. Рассмотреть подходы к определению психологии как науки
2. Рассмотреть этапы развития психологии
3. Выявить место психологии в системе современного научного знания
Заключение:
Психология — самая сложная наука, известная человечеству, о носителе психики, которым является мозг, самый сложный орган и механизм в структуре и закономерностях деятельности. Изучение мира субъективных (психических) явлений, процессов и условий — задача не из легких и существенно отличается от научного познания предметов и явлений в неживой природе.
Каждый является обладателем психической реальности: мы все испытываем эмоции, видим окружающие предметы, но лишь немногие думали, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности. Духовная реальность дана нам напрямую. В целом, мы можем сказать, что каждый из нас — это психическая реальность, и это единственный способ, которым мы можем судить об окружающем нас мире.
Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском ее объекта исследования, которые в разные времена были разными сторонами человеческой психики: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность и индивидуальность, деятельность и т. д.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психология как наука
Психология — наука, занимающая двойную позицию среди других научных дисциплин. Как система научных знаний, она известна лишь небольшому кругу специалистов, но в то же время ее знает практически каждый, у кого есть ощущения, речь, эмоции, образы памяти мысли и воображение и т. д. [Аткинсон Р.Л. 2003].
Истоки психологических теорий можно найти в пословицах, поговорках, мировых сказках. Например, говорят о человеке «В тихом омуте черти водятся» (предупреждение тем, кто склонен судить о характере по внешности). Все народы могут найти похожие ежедневные описания и психологические наблюдения. Та же самая поговорка среди французов гласит: «Не погружайте свои руки или даже свой палец в тихий ручей».
Психология — это своеобразная наука. Овладение знаниями людьми происходит с древних времен. Однако психология долгое время развивалась в контексте философии и достигла высокого уровня в трудах Аристотеля (трактат «О душе»). Многие считают его основателем психологии. Несмотря на такую древнюю историю, психология была основана как самостоятельная экспериментальная наука сравнительно недавно, с середины XIX века.
Итак, психология — это наука, которая изучает психические явления.
1.1 Основные разделы современной психологии
Современная психология — довольно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (новое направление возникает каждые 4-5 лет).
Однако можно выделить основные отрасли психологической науки и специальные отрасли.
Основные разделы психологии одинаково важны для анализа психологии и поведения всех людей.
Эта универсальность позволяет им иногда объединять их под названием «общая психология».
Специальные (прикладные) отрасли психологических знаний исследуют каждую узкую группу явлений, то есть психологию и поведение людей, занятых в узкой сфере деятельности.