Контрольная работа на тему Организация социологического исследования. Анализ и обработка социологической информации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Социологическое исследование: понятие, признаки, факторы 4
2. Этапы организации социологического исследования 7
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Введение:
Со сменой общественного строя в России, переходом к рыночным отношениям, распадом старой и становлением новой социальной структуры общества, изменением его духовных ценностей роль изучения общественной жизни с использованием конкретно-социологических исследований значительно возрастает. Владение социальным анализом становится велением времени. С помощью социологических исследований можно получить новую социальную информацию о глубинных, скрытых процессах, протекающих в социально-экономической сфере жизни общества, о ее взаимосвязи с интересами различных социальных групп, слоев, лидеров, властных институтов. Для получения такой информации необходимы регулярные социологические исследования.
Актуальность темы определяется тем, что компетентное проведение социологического исследования в современном мире имеет важное значение. Оно выявляет и раскрывает многообразие, и сущность различных социальных явлений и проблем, что позволяет исследователю получить разнообразную информацию и их результат дает возможность для улучшения эффективного функционирования общества.
Цель работы – раскрыть особенности организации социологического исследования, а также анализ и обработку социологической информации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие, признаки и факторы, оказывающие влияние на проведение социологического исследования.
2. Охарактеризовать этапы организации социологического исследования.
В работе были использованы такие методы исследования как анализ, синтез, обобщение.
Заключение:
Социологическое исследование – это процесс, в который входят логически последовательные методологические, методические и организационно-технические процедуры, связанные единой целью – получить достоверные данные об определенном изучаемом явлении, чтобы в последующем применить их на практике.
Проведение социологического исследования – процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями.
Главные стадии социологического исследования выглядят следующим образом:
— Период разработки теоретической концепции и программы исследования как составной части перспективной программы. Чаще на реализацию этой стадии исследователь тратит почти треть всего времени, которое отведено на исследование.
— Полевой период – то время, которое отведено на сбор первичных данных, на их подготовку для ввода в компьютерную программу для дальнейшей обработки – примерно 20% от всего времени, отведенного на исследование.
— Период обработки и анализа данных, включая промежуточные научные отчеты по итогам предварительного анализа – примерно 40% от всего времени исследования.
— Время на оформление итоговых отчетов, аналитических записок и публикаций, а также подготовка презентации для представления результатов исследования заказчикам и потребителям – около 10% от всего времени.
Итак, проведение социологических исследований занимает важнейшее место в обществе и в современных условиях без них не обойтись. Они необходимы для успешного развития общества, улучшения его функционирования и благополучия.
Фрагмент текста работы:
1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ФАКТОРЫ
Социологическое исследование сегодня представляет собой особый комплекс методологических, методических и организационно-технических процедур, которые связаны друг с другом единством цели. Целью же, в свою очередь, является получение наиболее достоверных данных и информации для того, чтобы в дальнейшем использовать их в решении сразу нескольких видов проблем. Сегодня специалистами выделяются такие проблемы, как: теоретические проблемы современности; практические проблемы современности [8, с.156].
Под организацией социологического исследования понимается деятельность, обеспечивающая все необходимые условия для осуществления эффективного научного поиска.
Субъектом организации социологического исследования может выступать отдельный ученый или группа исследователей. Объектом организации должны выступать идеи и люди. В организации социологического исследования выделяют два аспекта: методологический и социальный.
Методологическая организация обеспечивает выработку и реализацию единого идейно-теоретического замысла исследования. Целью социальной организации является обеспечение эффективного взаимодействия исследователей в соответствии с единым идейно-теоретическим замыслом исследования и его программой.
Для того, чтобы организовать и провести социологическое исследование, необходимо обладать специальными навыками и знаниями, иметь соответствующее образование и высокий уровень квалификации. Нельзя без подготовки провести исследование при помощи некоторых методов, поскольку результатом таких нарушений станет непоследовательность социологического исследования и, соответственно, предоставление недостоверное информации, которая не будет иметь никакого исследовательского веса [1, с.123].
Безусловно, если социолог-специалист принял решение провести социологическое исследование, то это – уже один из его признаков. Но, как и любое иное явление, социологическое исследование обладает своими составляющими и признаками. Во-первых, главный признак социологического исследования – это его четко разработанная и отработанная методика, которая выбрана ученым-социологом. Так как социологическое исследование – это один из основных способов развития общества, а также получения достоверной и актуальной информации о нем, то необходимо понимать, что подходить к выбору методов нужно крайне осторожно.
Многие исследователи в области социологии единодушно пришли к выводу, что социологические исследования выполняют три основные функции: теоретическую, социально-практическую, коммуникативную (информационную).
Теоретическая или познавательная функция социологических исследований. В данном случае исследования связывают теоретический и практический элементы, а также стимулируют развитие теории, проводя ее полную переориентацию.
Социально-практическая функция социологических исследований реализуется в управленческой деятельности. Социологическое исследования – это поставщик информации для принятий оптимальных управленческих решений на разных этапах развития общества или организации.
Коммуникативно-информационная функция направлена на повышение уровня информированности населения об исследуемой проблеме в ходе проведения конкретного социологического исследования. Также важным здесь является развитие коммуникативных компетенций его участников (организатора, исполнителя и заказчиков, а также интервьюеров или экспертной группы) [2, с.272].
Факторы, оказывающие влияние на проведение социологического исследования [2, с.274]: