Контрольная работа на тему Организация культурно — досуговой деятельности в библиотеках для людей с ограниченными возможностями здоровья
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Роль библиотек в современной практике социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья 5
2. Практические аспекты работы библиотеки с людьми с ограниченными возможностями здоровья 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Введение:
Актуальность темы. Библиотеки, как социальные институты в духовной жизни современного общества занимают особое место.
Необычайно высока их роль и в социокультурной реабилитации и интеграции инвалидов.
В ряде европейских государств библиотечные работники обязаны обеспечивать информационное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости записать их на прием к врачу, обеспечить оказание юридической помощи и иных аналогичных услуг.
Тенденция расширения спектра социальных услуг, оказываемых библиотеками, представляется одним из важных векторов их развития в современных условиях.
Библиотеки также позволяют компенсировать недостатки в образовании и организации творческого досуга, содействуют в адаптации личности к изменяющейся действительности, расширяют возможности интеграции инвалидов в культурное пространство.
В качестве основных функций названных учреждений определены такие как: компенсаторная, адаптирующая, креативная.
Целью данной работы является изучение организации культурно-досуговой деятельности в библиотеках для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть роль библиотек в современной практике социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья;
-проанализировать практические аспекты работы библиотеки для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования – библиотека
Предмет исследования – организация библиотечного пространства для людей с ограниченными возможностями здоровья в публичных библиотеках.
Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи; двух глав, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса; заключения, в котором делаются выводы и списка использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании данной работы.
Заключение:
В современном обществе возросла ценность и социальная роль специальной библиотеки, которая заключается в исполняемых ею функциях – информационной, культурной, образовательной, реабилитационной. Библиотека организует, хранит и предоставляет пользователям фонд, включающий материалы электронного, тактильно-аудиовизуального плана и иных видов документов, предназначенных для слепых и слабовидящих. Кроме того, она обеспечивает беспрепятственный доступ к информации людям с ограниченными возможностями здоровья на основе использования адаптивных технологий и тифлотехнических средств, обеспечивает поддержку профессионально-образовательной, социально-культурной, досуговой деятельности инвалидов, содействует их реабилитации и социализации через книгу и чтение.
Современная библиотечная политика по отношению к инвалидам базируется на совокупности нормативно-правовых документов, стандартов, программ, опирается на ряд этических принципов.
Библиотечное учреждение выступает центром, обеспечивающим реализацию права на равный доступ к информации, соблюдая при этом взвешенное соотношение принципов интеграции и специализации библиотечного сервиса; содействует формированию читательской и информационной культуры пользователя, его социальной адаптации; делает акцент на квалифицированную консультативную помощь и совместную работу с общественными и иными заинтересованными учреждениями; ведет работу по формированию в обществе адекватного, уважительного отношения к инвалидам.
Таким образом, библиотека выполняет роль важного социокультурного института. При этом люди с ограничением по здоровью могут реализовать своё право на выбор формы библиотечного обслуживания: специальное (через специализированную библиотеку) или интегрированное (в библиотеке по месту жительства).
Возможно констатировать, что современные библиотеки осуществляют значительную реабилитационную деятельность удовлетворяя (блокированную у части инвалидов в силу сенсорных нарушений) потребность в информации, в получении важных социально-культурных услуг, обеспечивают доступность различных видов творчества, создают условия развития и самореализации лиц, с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо отметить, что библиотеки помимо реализации традиционных направлений социокультурной реабилитации (художественно-творческая, информационно-коммуникативная, арт-терапевтическая, физкультурно-оздоровительная, психологическая) также реализуют целостную стратегию духовной реабилитации инвалидов имеющимися в их распоряжении средствами, способствуют проявлению социальной активности, реализации их индивидуальных-творческих возможностей в различных сферах жизнедеятельности.
Вовлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья в неформальное объединение в Коми республиканской специальной библиотеки для слепых им. Луи Брайля ведет к творческой самореализации его участников, к эффективной социальной реабилитации, созданию теплой, непринужденной обстановки межличностного общения, реализации возможностей психологической разгрузки.
Библиотека продолжает искать способы и пути взаимодействий с людьми с ОВЗ, стремится быть доступной, открытой и доброжелательной, местом социальной реабилитации, особым пространством для пользователей с особыми потребностям.
Фрагмент текста работы:
1. Роль библиотек в современной практике социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья
Библиотеки инициируют и выполняют специфические воспитательные функции. Так в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется стратегия, получившая название «мейнстримминга», предполагающая совместную деятельность в рамках различных проектов здоровых детей и детей-инвалидов.
Данная практика позволяет обеспечить условия безбарьерной среды, а также осуществить квалифицированное руководство процессом культурного развития детей с ограниченными возможностями здоровья .
Библиотеки, помимо использования технологий организации досуга в различных формах творческой деятельности, также выступают инициаторами и организаторами развлекательных и благотворительных мероприятий. В то же время, данное направление еще не получило широкого распространения. Не всегда учитывается специфика инвалидной среды, преобладают не циклы мероприятий, а отдельные акции.
Возрастание роли библиотек в разработке и реализации проектов реабилитационных программ связано с тем, что они могут стать посредниками, координаторами ресурсов и усилий организаций, участвующими в решении проблем инвалидов, способны создать условия взаимодействия родителей, медиков, педагогов, работников культуры, социальных работников, ученых, представителей властей различного уровня, средств массовой информации.
В качестве образовательного центра библиотека позволяет обеспечить широкий доступ к современным информационным технологиям, помочь в организации самообразования инвалидов различных категорий и, что особенно важно, детей-инвалидов, которые в силу особенностей заболеваний обучаются по индивидуальной программе. Ряд библиотек технически оснащены специальными обучающими методиками, специально созданными для лиц с ограниченными возможностями в интеллектуальном и культурном развитии. Современная библиотека стала не только местом хранения книг, документов, но и фонотекой, игротекой, видеотекой, выставочным залом и, в ряде случаев, музеем.