Контрольная работа на тему Организация экологической тропы на территории детского сада
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 5
1.1. Определение понятий «тропа», «экологическая тропа» 5
1.2. Основные характеристики экологической тропы 6
1.3. Оформление экологической тропы 7
1.4. Этапы создания экологической тропы 9
Глава 2. Практическая часть 11
2.1. Схема и описание видовых точек экологической тропы МАДОУ «Детский сад №104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара 11
2.2. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста на экологической тропе 16
Заключение 18
Список литературы 20
Введение:
Проблема формирования экологической культуры сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. Опасность бездумного природопользования требует пересмотра взглядов на отношение людей к природе, ставит перед обществом и школой проблему поиска путей формирования экологической культуры личности с раннего детства [1, с.284].
23 декабря Постановлением Совета Министров от 21 декабря 2016 года № 1061 утвержден Национальный план действий по развитию зеленой экономики в Беларуси до 2020 года. Зеленая экономика — модель организации экономики, направленная на достижение целей социально-экономического развития при существенном сокращении экологических рисков и темпов деградации окружающей среды [7].
Она представляет стратегию выживания человечества, основанную на принципах гармоничного взаимодействия человека и природы. Экологическая тропа в образовательном учреждении — это место приобретения знаний и пропаганды правильного поведения в природном сообществе.
Первое отношение к природе формируется у детей на основе эмоций, ощущений, возникающих в процессе созерцания его красоты. Но только эмоционального восприятия для формирования бережного отношения к природной среде недостаточно. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы связать чувства детей с экологическими знаниями, возникшими в результате непосредственного общения с природой, что, в свою очередь, приведет к различной экологической деятельности.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет экологическая тропа в дошкольной образовательной организации, где дети знакомятся объектами живой и неживой природы.
Теоретическая значимость заключается в том, что раскрыто место и роль экологической тропы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста; доказано положительное влияние экологической тропы на развитие экологических знаний дошкольников.
Практическая значимость подборку дидактических материалов могут использовать в своей работе воспитатели, педагоги дошкольных образовательных организаций и других организаций, работающих с детьми дошкольного возраста.
Цель: исследовать возможность использования различных форм и методов организации работы на экологической тропе
Задачи контрольной работы:
1. Изучить возможности использования экологической тропы в формировании представлений о природе у детей дошкольного возраста;
2. Раскрыть особенности использования экологической тропы как эффективного метода и приема формирования представлений о живой и неживой природе у детей дошкольного возраста
3. Разработать методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста на экологической тропе.
Заключение:
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо начинать с самого раннего возраста. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Признавая важность экологического воспитания, усилия теоретиков и практиков направлены на создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. В связи с этим, в 90-е годы было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный, непрерывный и последовательный, педагогически организованный процесс освоения знаний об объектах природы, формирование эмоционально-ценностного отношения детей к ним, овладение детьми практическими умениями и навыками ухода за объектами природы.
Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с животным миром, растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.
Дети дошкольного возраста могут усваивать закономерные связи живых организмов с окружающей средой и понимать правила обращения с живыми существами, гуманно, бережно относиться к природе.
Использованию экологической тропы как средства экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста посвящены работы: С. Н. Николаевой, В.В. Смирновой, Н.Н. Кондратьевой, Н. А. Рыжовой и др.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий, трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие сенсорные возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театральных инсценировок с участием хозяина тропинки, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.
Таким образом, экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Определение понятий «тропа», «экологическая тропа»
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Рыжова Н.А. предлагает следующее определение «экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты».
С.Н. Николаева считает, что одно из более эффективных средств – это экологическая тропа, так как именно с помощью ее легче всего организовать получения детьми чувственного опыта. С.Н. Николаева рассматривают экологическую тропу как «экологическое пространство» позволяющее проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.
Таким образом, экологическая тропа является одним из компонентов модели экологического образования дошкольников и частью развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации, требования, к построению которой описаны в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Главной возможностью экологической тропы в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста является постоянное и систематическое взаимодействие с живой природой.
1.2. Основные характеристики экологической тропы
Экологическая тропа формирует у детей нравственность, чувство бережного отношения к природе, любовь к частичке родной земли.
Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, нужно помнить о том, что экологическая тропинка — это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами.
Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки можно включать те объекты, которые уже есть на территории.
Количество точек меняется по мере появления интересных и увлекательных растений, птиц, животных, биоценозов.
Воспитатели в группах составили картосхему тропинки с нанесением маршрута и всех объектов в виде рисунков: дятла, дерева, ежа, муравейника и т.д. Вместе с ребятами мы выбрали хозяина нашей тропинки – Лесовичка и его помощников – Мудрую Сову и Сороку – белобоку. Мудрая Сова рассказывает детям о происходящих в природе сезонных изменениях, знакомит с особенностями живых и неживых природных объектов, задает детям вопросы. Сорока – белобока приносит на своем хвосте экологические новости – о погоде, о лесных жителях, о происшествиях на экологической тропе и др. Привнесение элементов сказки, игры помогает привлечь и сохранить внимание детей, позволяет сделать занятие увлекательным.