Контрольная работа на тему Организация дежурств детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЖУРСТВ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 4
а) Дежурство как форма организации детского труда. 4
б) Виды дежурств. 7
в) Методика руководства работой дежурных в группах детей
дошкольного возраста 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 15
ПРИЛОЖЕНИЕ. 16
Конспект организации дежурства по столовой в старшей
группе. 16
Введение:
Актуальность темы. Воспитание подрастающего поколения в
духе уважения и любви к труду — одна из главных задач дошкольного учреждения.
Трудовое обучение, т.е. вовлечение детей в самостоятельную, самодостаточную
работу и наблюдение за работой взрослых, разъяснение ее значения в жизни
человека, играет важную роль во всестороннем развитии личности ребенка.
Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие
воли ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
С дошкольного возраста
каждый ребенок должен участвовать в работе и выполнять простые обязанности
дежурного. В процессе выполнения трудовых обязанностей детей обучают уважению к
людям, эмоциональной и эстетической чувствительности к окружающей среде,
формируют бережное отношение к природе.
Данная проблема имеет большое
значение в воспитании детей, она помогает в существующих конкретных ситуациях
формировать у детей желание работать с другими, проявлять заботу о товарищах,
животных и растениях, а также помогать взрослым, наблюдать, какая помощь им
нужна.
Цель работы — выявить сущность и содержание дежурства
как формы организации детского труда в воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. показать значение дежурства
как формы организации детского труда;
2. рассмотреть основные
виды работы дежурного в ДОУ;
3. изучить методику
организации работы дежурных в дошкольном учреждении.
Заключение:
Дежурство, как форма
организации детского труда, имеет важное значение в воспитании у дошкольников
позитивного отношения к труду.
На шестом году жизни дети
осваивают последовательность трудовых операций. Это поможет им овладеть
навыками простого планирования и организации домашнего труда. Шестилетние дети
развивают навыки дежурства, сервировки стола, размещения материалов и
инструментов для занятий и, наконец, их сбора; все дети еженедельно участвуют в
уборке групповых помещений.
Поскольку навыки
самоорганизации у детей еще не сформированы, воспитатель показывает, как можно
координировать действия, достигать согласия.
Основной формой дежурства
как формы организации детского труда для детей дошкольного возраста является
включение их в коллективную трудовую деятельность социально значимого
содержания.
Для достижения
положительного результата необходимо обучать детей навыкам дежурства, проводить
с детьми специальные занятия. В форме дежурства обучают навыкам сервировки
стола, протирания пыли и чистки игрушек. В классе дети старшего дошкольного
возраста могут формировать представление о социальной значимости дежурства на
доступном уровне. После каждого урока учитель должен проводить работу, которая
позволит определить, насколько дети усвоили полученную информацию.
Информация, изложенная в
данной работе, может быть использована студентами педагогических колледжей и воспитателями
дошкольных образовательных учреждений в процессе формирования у детей трудовых
навыков, привития трудолюбия в различных видах трудовой деятельности.
Фрагмент текста работы:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЖУРСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
а) Дежурство как форма
организации детского труда
Дежурство как форма
организации детского труда впервые было исследовано З.Н. Борисовой в 1953 году.
Автором разработано содержание данной формы работы и методика управления
деятельностью детей. Позже этот вопрос исследовала Г.Н. Година [6].
Дежурство предполагает,
что один или несколько детей работают в интересах всей группы. Социальная
направленность труда, четкая, практическая забота одних детей о других
отличаются большей ответственностью, чем долженствованием, поэтому такая форма
способствует развитию ответственности, нравственности и заботы о людях и природе.
В дошкольной практике
стало традицией дежурить в столовой, уголке природы, при подготовке к занятиям.
Такая форма организации труда включается в работу второй младшей группы в конце
второго полугодия. К этому времени воспитатель привлекает детей помогать няне,
когда она накрывает на стол перед едой. Или педагог дает указания, связанные с
подготовкой к уроку или уходом за растениями и животными.
С трех лет дети могут
выполнять несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной
задачи. Сначала учитель «дежурит» с двумя детьми и дает каждому только одно
задание. Тогда задача усложняется: один ребенок должен раскладывать хлебницы по
всем столам, а другой — ложки. В конце концов, один ребенок кладет все на стол:
хлебницы, салфетки, чашки, приборы. Только освоив все это, дети овладевают
умением самостоятельно координировать свои действия, договариваться,
распределять обязанности. Каждый из описанных этапов работы с детьми сложно
привязать к определенному возрасту – все зависит от уровня развития детей, от
того, как быстро каждый ребенок переходит с одной ступени на другую.
Учитель обращает внимание
на темп и качество работы. Особенно ценится проявление творчества, стремление
ребенка своим трудом приносить радость другим детям. Иногда воспитатель или
няня подсказывают детям, на что обратить внимание; воспитатели провоцируют у детей
желание придумать что-то интересное и приятное.
Задача подготовки к
занятиям требует концентрации, так как содержание этой задачи не так стабильно,
как дежурство в столовой, необходимо помогать детям, напоминать им о том, что
должно быть на столах при рисовании карандашами, красками и др. По окончании
работы учитель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.
Дежурство в уголке
природы должно быть организовано таким образом, чтобы в течение дня дети
чувствовали ответственность за живых существ. Если они все делают сами, им
нужно обращать внимание на живые существа и растения. Поэтому хорошо, если
воспитатель помогает детям распределять обязанности в течение дня: рыбок можно
кормить утром, а растения можно поливать позже. Кроме того, дежурный должен
понимать, что ему нужно «поговорить» с попугаем, рыбой и растениями. Ведь они
живые и для них важны внимание и доброе слово. Таким образом, у дошкольников
развивается потребность бережного отношения к природе, чувство ответственности
за ее сохранение [2].
Эта задача способствует
систематическому включению детей в работу. Только надо отмечать, кто, где и
когда дежурил. В группе устанавливается доска дежурств, которая должна быть
понятна детям, каждый должен знать свои обязанности.
Продолжительность
дежурства должна варьироваться в зависимости от вида работы, возраста детей и
целей обучения. Это может быть одноразовое дежурство, дневное дежурство, то
есть дежурство в течение дня, дежурство в столовой или уголке природы, 2, 3
дня. В конце дежурства полезно обсудить с детьми качество проделанной работы.
Обсуждение может проводиться только с дежурным персоналом, а также в
присутствии и с участием всех детей. Такие дискуссии полезны при введении
нового типа задач, а также особенно интересны детям при выполнении своих задач.
Если были допущены какие-либо ошибки, то лучше обсуждать это только с
дежурными.
Иногда воспитатели
проявляют слишком большой интерес к
данному виду организации труда и необоснованно расширяют его формы. Например,
они организуют дежурство в раздевалке, спальне, при подготовке к выходу на
прогулку. Это не целесообразно. Это превращает дежурство в наблюдение одних
детей за поведением других. Наносится вред нравственному развитию дошкольников,
теряется главный смысл дежурства – забота о других.
Таким образом, дежурство
как форма организации детского труда имеет большое значение в воспитании
дошкольников. Дежурство воспитывает в детях организованность, самостоятельность,
аккуратность, поэтому дети в дальнейшем могут быть уверены в своих действиях.