Контрольная работа на тему Организационные методы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Понятие метод. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву 3
2. Организационные методы и их характеристика 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Введение:
Методы современной науки столь же разнообразны, как и сама наука, и в каждой научной дисциплине они имеют свою специфику. Вместе с тем существуют общие классификации методов. Их делят, например, на эмпирические и теоретические, индуктивные и дедуктивные, количественные и качественные и т. д.
Метод представляет собой способ познания какой-либо реальности. Наука о методе получила название методологии. Психология, как и другие научные направления, с целью получения фактов и их обработки, применяет определенную совокупность методов исследования. Согласно Б. Г. Ананьеву можно выделить четыре группы методов познания психологических явлений:
Организационные, которые включают такие методы, как: сравнительный, когда осуществляется разделение на группы по возрастам или форме деятельности; лонгитюдный, основанный на исследовании одних и тех же лиц на протяжении длительного времени; комплексный, когда в исследовании принимают участие представители разных наук.
Эмпирические методы, включающие: процесс наблюдения и самонаблюдения; эксперимент; психодиагностические методы, среди которых присутствует тестирование, анкетирование, опрос, социометрия, интервьюирование, проведение беседы; анализ продуктов деятельности; биографические методы.
Методы обработки данных, в число которых входит: количественная обработка; качественный анализ. Интерпретационные методы, включающие: генетический метод; структурный метод.
Заключение:
Организационные методы которые подразделяются на следующие методы: сравнительный; лонгитюдный; комплексный. Сравнительный метод используется в повседневной психологии (при соотнесении разнообразных типов групп или отдельных выборок), в социальных сферах психологии (при соотнесении аналогичных типов небольших групп), в патопсихологии (соизмерение данных у больных и здоровых людей).
Сравнительный метод представлен в 2 видах: метод возрастных изучений, их называют «поперечные срезы»; метод лонгитюдных изучений, их называют «продольными срезами».
Данный метод сопоставляет некоторые особенности возраста для раскрытия и анализа динамики протекания процессов. При применении методики «поперечного среза» исследуются конкретные психологические данные, с помощью одинаковых инструментов и методов у разнообразных возрастных групп, сходных по социальным и психологическим параметрам. Лонгитюдное изучение предполагает продолжительное проведение исследований одних и тех же личностей на протяжении нескольких лет, методика «продольных исследований».
В процессе используются методы наблюдения, исследовательские и тестовые способы. Эти исследования выявляют персональные особенности развития человека. Еще одним видом сравнительного метода в психологии является генетический метод проведения исследований.
Он используется в: генеалогическом проведении исследований (анализ родственных связей); описание поведения приемных детей и их родителей; проявление возрастных особенностей у близнецов. Интересные данные получают при помощи близнецового метода. Проводят сопоставление близнецов, которые постигали разные системы обучения или проживали в неодинаковых семьях.
Фрагмент текста работы:
. Понятие метод. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву
Как любая другая наука, психология тоже имеет свои особые методы исследования. При выборе методов изучения психики людей отечественная психология исходит из принципов, которые были рассмотрены в предыдущих статьях. Выбор методов зависит от исходных позиций науки в понимании психики.
Метод – это путь познания, который опирается на определенную совокупность полученных ранее знаний. Существуют разные подходы к классификации и описанию методов психологического исследования. Общепризнанной классификацией различных методов психологического исследования является в отечественной психологии классификация Б.Ананьева. Он делит все методы на четыре большие группы: организационные; способы обработки данных; эмпирические; интерпретационные.
Существует три диагностических подхода, которые охватывают все психодиагностические методики. «Объективный» подход. Здесь диагностика может осуществляться только на показателях успешности и способа выполнения задач. В этом подходе наблюдаются тесты интеллекта, достижений и способностей. «Субъективный подход. В данном подходе диагностика осуществляется с помощью субъективный сведений испытуемого. Данный подход представлен разнообразными личностными опросниками. «Проективный» подход. Здесь диагностика строится на основе изучения определенный особенностей взаимодействия клиента с различными стимулами, которые ему предъявляются. Как правило, проективные методики мало стандартизированны. Для них непросто вывести тестовые нормы, так как они сугубо индивидуальны для каждого испытуемого. В то же время они дают хороший и глубокий результат, который отражает часть бессознательного клиента.
Организационные методы Организационные методы могут быть: сравнительные, лонгитюдные, комплексные.
Сравнительный метод широко используется в общей психологии при сопоставлении выборок или разных групп испытуемых. В психологии развития метод сравнения представлен в двух основных формах: методом возрастных (поперечных) и лонгитюдных, т.е. продольных исследований. Сравнительно-возрастной метод заключается в сопоставлении особенностей по возрастам для выявления динамики изучаемых психических процессов.
Процедура поперечных срезов подразумевает, что изучаемое явление психики диагностируется при помощи одного психологического инструмента для испытуемых разных возрастных групп. Продольные исследования требуют длительного исследования одних людей на протяжении нескольких лет. При этом используется наблюдение, тестовые, экспериментальные методики. Данный вид исследований дает возможность определить индивидуальные особенности развития. Разновидностью сравнительного метода считается генетический метод, используемый в педагогической и возрастной психологии.
Эмпирические методы К группе эмпирических методов исследования относятся: наблюдение, в том числе самонаблюдение; психодиагностические методы, включая тесты, опросники, анкеты, социометрию, интервью и беседу; экспериментальные методы; анализ продуктов и процессов жизнедеятельности; биографические методы, подразумевающие анализ событий жизни человека, свидетельств и документов. Наблюдение активно применяется при изучении развития детей. Его основная задача заключается в накоплении фактов и их расстановки во временной последовательности.
Наблюдение бывает сплошным, при котором психолога интересуют, вся специфика поведения индивида, и выборочным, при котором фиксируются только определенные выборочные характеристики.
Наблюдение – это достаточно сложный метод и его применение должно отвечать определенным требованиям: четко поставленная цель и схема наблюдения; объективность наблюдения; систематичность наблюдения; наблюдение за естественным поведением человека.
Эмпирические методы применяют с детьми чаще всего в привычных условиях школы или детского сада. Поэтому в педагогической и возрастной психологии часто применяется естественный эксперимент, который осуществляется в рамках трудовой, игровой и учебной деятельности. Специфическим методом педагогической и возрастной психологии признается формирующий эксперимент, при котором создаются специальные условия для изучения в динамике развития психологических особенностей при их целенаправленном формировании.
Беседа – это эмпирический метод, используемый для получения информации о человеке при общении с ним, в результате получения ответов на целенаправленно заданные вопросы.
Анкетирование является методом получения необходимых данных о человеке на основании ответов на определенные заранее подготовленные вопросы, входящие в анкету.
Анализ продуктов деятельности позволяет изучать человека посредством интерпретации продуктов его деятельности.
Тестирование – это диагностика личностных качеств индивида при помощи тестов. При этом тестирование только констатирует действительность, а для изменения, развития различных качеств личности следует использовать иные методы. Методы обработки данных К методам обработки данных относятся: количественный или статистический анализ; качественный анализ, подразумевающий дифференциацию материала по вариантам, группам, описание различных случаев.
Интерпретационные методы К интерпретационным методам относятся: генетический, структурный. Генетический помогает интерпретировать обработанный материал исследования, посредством характеристик развития, выделяя стадии, фазы, критические моменты формирования психических новообразований. Он определяет генетические вертикальные связи между разными уровнями развития. Структурный метод выявляет горизонтальные структурные связи между изученными характеристиками человеческой личности.
Как любая другая наука, психология тоже имеет свои особые методы исследования. При выборе методов изучения психики людей отечественная психология исходит из принципов, которые были рассмотрены в предыдущих статьях. Выбор методов зависит от исходных позиций науки в понимании психики.
Метод наблюдения При использовании этого метода психолог целенаправленно воспринимает и фиксирует многообразные проявления психической деятельности изучаемых людей, условия её протекания, при этом, исследователь не может вмешаться в ход наблюдения. С помощью этого метода можно полно и объективно фиксировать внешние проявления психики человека. Наблюдение, в зависимости от цели, может быть сплошным – фиксируются все проявления психики изучаемого, и выборочным – фиксируются только те проявления психики, которые необходимы по теме исследования.
Метод наблюдения должен отвечать ряду требований: Личная подготовка исследователя к проведению наблюдения. Это знание научной литературы по теме, осознание собственной задачи, отбор объектов наблюдения, составление плана, разработка формы фиксации материала наблюдения; Полная объективность исследователя, умелый отбор фактов для фиксации в соответствии с целью исследования, фиксирование не только того, что подтверждает его предположение, но и того, что противоречит; Собранный материал подвергается тщательному психологическому анализу со всеми научными выводами, которые из него вытекают.
В практике научного исследования достоинство метода психологического наблюдения состоит в том, что непосредственно из жизни и деятельности личности, собирается богатый фактический материал. Но по ряду причин возможности метода ограничены: Исследователь не может вмешаться в естественный ход изучаемого психического явления, а это значит, не может его ускорить, замедлить, повторить нужное количество раз;