Контрольная работа на тему Орган государства: предмет ведения, полномочия, компетенция.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Понятие государственных органов 6
2. Признаки государственных органов 8
3. Соотношение понятий предмет ведения, полномочия, компетенция государственного органа 12
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Введение:
Актуальность выбора темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью изучения органов государственной власти как одних из основных средств реализации и выражения сущности государственной власти, в деятельности которых находят выражение задачи и функции государства. Заявленная тема достаточно объемна и тесно связана с такими понятиями как «механизм государства» и «государственный аппарат». Произошедшее в конце ХХ в. кардинальное изменение всего общественно-политического уклада страны объективно обусловило и глобальную перестройку всей системы органов государственной власти России. Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации закрепила переход от командно-административной к демократической модели государственного управления, основанной на принципе разделения властей. Вся полнота власти в демократическом государстве принадлежит народу, а он делегирует ее органам государственной власти, составляющим государственный аппарат. Но для того чтобы какой-либо государственный орган или несколько таковых не имели возможности сконцентрировать в своих руках всю власть и бесконтрольно пользоваться ею, единая государственная власть функционально делится на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Несмотря на то, что принцип разделения властей известен мировому сообществу с давних времен, его практическая реализация в российской практике объективно сопряжена со многими сложностями и является, скорее, доктринальной целью, нежели чем состоявшейся реальностью.
Современный государственный аппарат, в том числе и структура органов государственной власти, в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. Данное обстоятельство подтверждается внесением изменений в структуру федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636. Во время подобного рода изменений очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.
Во-вторых, как отмечалось в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, основным препятствием на пути поступательного развития страны является неэффективность государственного аппарата в целом и органов государственной власти в частности, несоответствие качества его полномочий качеству власти. Необходимость осуществления структурной реформы государственного аппарата является важнейшим направлением государственного строительства в РФ.
Реализация государственной власти в каждом государстве осуществляется через особую, определённым образом устроенную, систему органов государственной власти. Так и в Российской Федерации функционирует собственный механизм органов государства, решающий цели и задачи в области государственного управления.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что государственные органы играют одну из ключевых ролей в механизме государства современной России. Только рациональное взаимодействие органов государства между собой, а также целостное эффективное функционирование системы органов в совокупности всех её элементов, могут обеспечить стабильность в системе управления и выполнение всех целей, определенных государством, в полной мере.
В современном мире при постоянно изменяющихся условиях жизни только благодаря единству и согласованности всего механизма органов государственной власти можно обеспечить устойчивость развития Российской Федерации и всего общества. Поэтому очень важно определить место и роль органа государства в этом сложно устроенном механизме, оценить особенности его функционирования, специфические черты и сущность, чтобы обеспечить его динамичность и способность адекватно реагировать на любые изменения общественной жизни.
Цель исследования – исследование органов государственной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие государственных органов;
выявить признаки государственных органов;
рассмотреть соотношение понятий предмет ведения, полномочия, компетенция.
Объект исследования — категория «органы государственной власти».
Предмет исследования понятие органов государственной власти; соотношение понятий предмет ведения, полномочия, компетенция.
Методологической базой исследования является учебная и периодическая литература, в которой подвергнуты анализу различные аспекты структуры, организации и функционирования государственного механизма согласно теории разделения властей. Активно использовались сравнительно-правовой, структурно-функциональный, формально-юридический и другие методы.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Текст работы:
Проблема определения органов государственной власти и их признаков находит свое решение в трудах различных ученых-правоведов. Восприятие данного вопроса и подход к нему носят отчасти субъективный характер, и рассматривается с разных позиций. Поэтому единого понятия органа государства в научной литературе не существует. Однако, благодаря анализу сущностных характеристик государственного органа, можно сделать вывод, что орган государственной власти – это элемент государственного аппарата, представленный коллективом людей (либо одним человеком), осуществляющий свою деятельность в сфере государственного управления на правовой основе, отправлено имени государства, формирование и функционирование которого происходит в строгом соответствии с предписаниями закона. Орган государства, обладая относительной самостоятельностью при реализации своей деятельности, в то же время составляет важную часть всей системы государственных органов, представленной как единое целое. И именно отправлено функционирования этой структурной единицы зависит работа всего государственного аппарата.
Органы государства постоянно развиваются, они динамичны, а их работа согласована между собой. Это достигается с помощью особых принципов, лежащих в основе организации и деятельности органов государства, то есть общих руководящих начал, закрепленных в законодательстве государства. Принципы законности, гуманизма, профессионализма, разделения властей, народовластия и ряд иных принципов используются большинством современных демократических государств при функционировании их государственных органов. Данные принципы появляются не стихийно, а формируются в течение многих лет, подвергаясь постепенным изменениям и дополнениям, что во многом определяет их устойчивый характер.
Все органы государственной власти обладают разной компетенцией, выполняют различные функции, занимая в общей иерархии государственных органов неодинаковое положение, формируются разными способами и т. д. А именно существует многообразие видов органов государства.
Применительно к органам публичной власти предметы ведения — это такой круг вопросов, решение которых зафиксировано за таким уровнем власти и располагается непосредственно под его управлением. Такой уровень власти исполняет по закрепленным за ним предметам ведения надлежащие виды деятельности — функции.
Полномочия — это права, которыми наделен каждый уровень власти и управления для выполнения возложенных на него функций, совмещенные с обязанностями по выполнению этих функций.
Компетенция — сочетание предметов ведения и полномочий.
Заключение:
Актуальность выбора темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью изучения органов государственной власти как одних из основных средств реализации и выражения сущности государственной власти, в деятельности которых находят выражение задачи и функции государства. Заявленная тема достаточно объемна и тесно связана с такими понятиями как «механизм государства» и «государственный аппарат». Произошедшее в конце ХХ в. кардинальное изменение всего общественно-политического уклада страны объективно обусловило и глобальную перестройку всей системы органов государственной власти России. Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации закрепила переход от командно-административной к демократической модели государственного управления, основанной на принципе разделения властей. Вся полнота власти в демократическом государстве принадлежит народу, а он делегирует ее органам государственной власти, составляющим государственный аппарат. Но для того чтобы какой-либо государственный орган или несколько таковых не имели возможности сконцентрировать в своих руках всю власть и бесконтрольно пользоваться ею, единая государственная власть функционально делится на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Несмотря на то, что принцип разделения властей известен мировому сообществу с давних времен, его практическая реализация в российской практике объективно сопряжена со многими сложностями и является, скорее, доктринальной целью, нежели чем состоявшейся реальностью.
Современный государственный аппарат, в том числе и структура органов государственной власти, в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. Данное обстоятельство подтверждается внесением изменений в структуру федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636. Во время подобного рода изменений очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.
Во-вторых, как отмечалось в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, основным препятствием на пути поступательного развития страны является неэффективность государственного аппарата в целом и органов государственной власти в частности, несоответствие качества его полномочий качеству власти. Необходимость осуществления структурной реформы государственного аппарата является важнейшим направлением государственного строительства в РФ.
Реализация государственной власти в каждом государстве осуществляется через особую, определённым образом устроенную, систему органов государственной власти. Так и в Российской Федерации функционирует собственный механизм органов государства, решающий цели и задачи в области государственного управления.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что государственные органы играют одну из ключевых ролей в механизме государства современной России. Только рациональное взаимодействие органов государства между собой, а также целостное эффективное функционирование системы органов в совокупности всех её элементов, могут обеспечить стабильность в системе управления и выполнение всех целей, определенных государством, в полной мере.
В современном мире при постоянно изменяющихся условиях жизни только благодаря единству и согласованности всего механизма органов государственной власти можно обеспечить устойчивость развития Российской Федерации и всего общества. Поэтому очень важно определить место и роль органа государства в этом сложно устроенном механизме, оценить особенности его функционирования, специфические черты и сущность, чтобы обеспечить его динамичность и способность адекватно реагировать на любые изменения общественной жизни.
Цель исследования – исследование органов государственной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие государственных органов;
выявить признаки государственных органов;
рассмотреть соотношение понятий предмет ведения, полномочия, компетенция.
Объект исследования — категория «органы государственной власти».
Предмет исследования понятие органов государственной власти; соотношение понятий предмет ведения, полномочия, компетенция.
Методологической базой исследования является учебная и периодическая литература, в которой подвергнуты анализу различные аспекты структуры, организации и функционирования государственного механизма согласно теории разделения властей. Активно использовались сравнительно-правовой, структурно-функциональный, формально-юридический и другие методы.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Список литературы:
Государственная власть реализуется через органы государственной власти, которые составляют важную часть государственного аппарата. Каждый элемент можно рассматривать не только в качестве некой составляющей единого механизма, но и как достаточно самостоятельную часть целого, характеризуемую некоторыми свойствами и существенными признаками, что позволяет определить природу и функциональное назначение органа государства .
В научной литературе отсутствует единое определение государственного органа, в связи с этим, выделяют большое количество определений понятия «орган государственной власти», раскрывающих его сущность с различных позиций и точек зрения. Например, в конституционной науке ученый-правовед Стрекозов В.Г. рассматривает органы государства как составную часть государственного аппарата, образуемую в установленном законом порядке и наделенную государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти .
Что касается науки теории государства и права, то интересна точка зрения Рассказова Л.П., согласно которой, государственный орган – это составной элемент государственного аппарата, наделенный полномочиями государственно-властного характера, имеющий определенную организационную структуру, финансовую и материальную базу и обладающий определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью .
Учёный-правовед Кузнецов И.А. определяет орган государственной власти посредством анализа его существенных характеристик, он считает, что орган государства – это коллектив (одно лицо), обладающий определённой компетенцией, государственно-властными полномочиями, действующий на правовой основе, который управляет обществом от имени учредившего его государства . С позиции науки административного права, государственный орган представляет собой особый вид организации, наделенный соответствующими полномочиями и являющийся основным субъектом публичного права. Представители науки финансового права рассматривают орган государства как часть государственного механизма, обладающую соответствующей экономической самостоятельностью, которую государство наделяет определёнными властными полномочиями для осуществления какой-либо государственной деятельности. Таким образом, государство наделяет органы государственной власти правом осуществлять публичную финансовую деятельность.
Посредством анализа рассмотренных нами определений, согласимся с позициями представителей науки теории государства и права, которые признают государственно-властные полномочия определяющим признаком органа государства и в своих определениях содержат иные, наиболее важные признаки, что позволяет наиболее точно раскрыть данное понятие.
2. Признаки государственных органов
Необходимо отличать орган государственной власти от иных органов и организаций, реализующих управленческие функции (например, администрация предприятия или какого-либо учреждения). Так, органы государства обладают некоторыми характеристиками, которые свойственны только им, и определяют природу государственного органа. Для точного раскрытия понятия необходимо наиболее полно рассмотреть данные признаки органа государственной власти:
Каждый орган государства характеризуется наличием государственно-властных полномочий. Решения органов носят обязательный характер для всех лиц, на которых распространяется его компетенция. Реализация полномочий государственного органа требует рационального использования предоставленных ему властных полномочий, так как разработка и осуществление государственных решений является многосложным процессом, направленным на обеспечение публичного интереса. Орган государства реализует свои действия имени государства .
При необходимости осуществление властных решений органа государства может обеспечиваться различными методами государственного принуждения. Также используются различные виды юридической ответственности. С целью наиболее эффективного обеспечения решений применяется совокупность материально-технических, информационных, правовых, кадровых и иных средств в области государственного управления .
Орган государственной власти наделен компетенцией, включающей круг предоставленных полномочий и прав, установленный нормативно-правовыми актами. Органы государства могут осуществлять свою компетенцию путем принятия нормативных актов и предписаний общего характера, а также посредством конкретно-организационной деятельности.
Создание государственного органа осуществляется в соответствии с нормами конституции, законами и иными нормативно-правовыми актами.
Таким образом, Конституция Российской Федерации определяет органы государства, осуществляющие государственную власть, к ним относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды РФ. Так же реализуется создание государственных органов субъектов федерации. Законодательство утверждает как внутреннюю структуру органа государства, так и его организационно-правовую форму осуществления полномочий. При создании государственного органа законами, указами и иными юридическими актами определятся круг его прав и полномочий, который в процессе функционирования органа могут изменяться так же в соответствии с нормативно-правовыми актами .
Государственные органы осуществляют свою деятельность на правовой основе, формы, методы и способы которой формально определены.
Вышеуказанные характеристики в своей совокупности показывают, что не каждая организация или учреждение обладает данными признаками и , соответственно, не является органом государства, хотя они могут и влиять на использование гражданином его прав. Однако мы не должны не учитывать и наличие иных свойств, так как без них не возможно целостное представление данного понятия .
Так, орган государства представляет собой организацию, состоящую из группы людей, занятых управленческой деятельностью на профессиональной основе. Данных специалистов также называют государственными служащими, бюрократией, чиновниками. Однако орган государственной власти может быть представлен и отдельным лицом, например, в Российской Федерации Президент является органом государства. Служащие