Контрольная работа на тему Онтогенез речевой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. РАЗВИТИЕ
УСТНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА.. 4
2.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.. 8
3. ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
Введение:
Язык — это средство общения людей, формирования и
выражения мыслей и чувств, усвоения новой информации, новых знаний [6, с. 247]. Чтобы язык эффективно
воздействовал на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть
им, то есть обладать речевой культурой.
Развитие речевых
способностей учащихся воспитывает любовь к языку и литературе, формирует,
ответственность, трудолюбие, позитивное отношение к окружающему миру, умение
общаться, настойчивость в достижении целей.
Проблема связи развития устной
и письменной речи рассматривалась в работах по педагогической психологии Пережогиной
Т. А., Винокурова
О. С., Эльконина Д. Б. Однако, вопрос
связи развития устной и письменной речи до сих пор остаётся открытым, поскольку
на практике наблюдаются проблемные вопросы.
Если мы обратимся к процессу обучения речи в школьном
возрасте, то увидим, что основная задача заключается в том, чтобы ребенок
овладел устной и письменной речью [2].
Как правильно смотреть на процесс развития устной и письменной речи?
Целью работы является
исследование связи развития устной речи с письменной.
Согласно
цели, были поставлены следующие задачи:
— охарактеризовать
этапы развития устной и письменной речи;
— вычленить
особенности устной и письменной речи;
— исследовать
проблемы соотношения устной и письменной речи;
— вычленить
сходства и различия устной и письменной речи;
исследовать способы
развития устной и письменной
Заключение:
В.А. Сухомлинский определил главную задачу начальной
школы так: «Наблюдать, видеть, думать на каждом уроке ученики должны сами в
процессе наблюдений, задумываться, открывать новые законы математики, природы и
главное — выразить свою мысль словами» [11]. А для того, чтобы уметь выражать
словами свои мысли, необходимо овладеть речью, как устной, так и письменной.
Хоть между устной и письменной речью множество
различий, что вызывает проблемы в вопросе их развития, но есть и непосредственная
связь, и взаимозависимость. Как устная, так и письменная речь являются
средством общения, обе формы языка используют один и тот же словарь, одни и те
же способы связи слов и словосочетаний.
Говоря о том, что развитие речевого общения происходит
в двух формах ‒ устной и письменной, нужно учитывать сходства и различия между
ними. Развитие устной и письменной речи связано, поскольку эти формы речи имеют
общую основу —
литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия в
основном заключаются в средствах выражения. Устной речи свойственна интонация, мелодика,
невербальные средства общения, в ней используется определенное количество и особых
языковых средств, устная речь привязана в большинстве случаев к разговорному
стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, письму более
характерен книжный язык со всеми его стилями и особенностями.
В процессе работы мы
исследовали особенности и способы развития устной и письменной речи,
охарактеризовали этапы развития устной и письменной речи, вычленили сходства и
различия устной и письменной речи, исследовали проблемы связи и соотношения
устной и письменной речи
Фрагмент текста работы:
1.
Развитие устной речи ребенка
Устная
речь — это звучащая речь, которая применяется для непосредственного общения. Исторически,
устная речь —
первая форма речи, письмо возникло гораздо позже ее. Материальной формой устной
речи есть произносимые звуки, которые возникают как результат сложной
деятельности органов произношения человека [7]. Этому явлению способствуют богатые
интонационные возможности устной речи. Интонация зависит от мелодики речи, громкости,
длительности, темпа и тембра речи.
В
устной речи важную роль имеют место логического ударения, чёткость
произношения, наличие или отсутствие пауз в речи. Устная речь насколько
интонационно разнообразна, что с ее помощью передается всё богатство
человеческих чувств, настроений, переживаний. Восприятие устной речи в процессе
общения усиливается благодаря мимике и жестам участников речевого процесса. Все
эти средства повышают смысловую значимость и эмоциональную насыщенность речи.
Развитию
речи отводится особая роль, поскольку успешность обучения и общее развитие
детей полностью зависит от степени развития речи. Именно по этой причине развитие
речи должно осуществляться во всех видах деятельности. Среди задач по развитию
устной речи: формирование разных структурных уровней языка: лексического,
фонетического, грамматического; развитие коммуникативного потенциала ребенка; осуществление
когнитивного (познавательного) развития. [6, c. 182]
Речевые
отклонения детей приводят к речевой замкнутости, поэтому очень важно снять с
этих детей «режим молчания», а для этого нужно повысить их речевую мотивацию. Достичь
этого можно при помощи различных вспомогательных приемов. Среди них: наглядные
пособия, вопросы учителя, интересные темы, ситуации, игры, совместная
продуктивная деятельность. Все это повышает интерес детей к речевому
высказыванию, и даже неговорящий ребенок пытается говорить: сначала это отдельные
слоги, сочетания звуков, со сременем целые слова, короткие фразы. Постепенно
для ребенка становится значимым и желанным каждое высказанное им слово,
составленное либо прочитанное. Сначала ребенок будет выражаться искаженно, но
огромное значение имеет сам факт доступной для него вербализации значения слова
и адекватное его использование. По развитию речедвигательных возможностей
ребенка, оформляется и звукопроизносительная сторона слова, следом за ней будет
идти многоступенчатая работа, которая сформирует фонетически и грамматически
правильное применение слова в речевом потоке.
Вся
речевая работа с детьми нацелена на то, чтобы развить коммуникативный потенциал
ребенка и его возможности. Без специальных занятий дети попросту не способны к
связному высказыванию, их речь в таком случае примитивна, например, отдельные реплики
в процессе игры или продуктивной деятельности [11, c. 46].
Начинается
работа над коммуникативной стороной речи с работы над разговорной речью. Для такой
речи характерными особенностями являются ситуативность, использование
невербальных средств общения, употребление преимущественно именительного и
винительного падежей, частое использование местоимений и частиц. Своеобразен и
синтаксис разговорной речи: в основном это диалогическая речь, которая
оформлена простыми, неполными предложениями, словами-предложениями, а также вводными
словами и словосочетаниями. В начальных классах общение построено на разговорном
стиле, диалоге, поскольку он больше располагает к речевому контакту, а в связи
с низкой академичностью ‒ более понятен детям.
Чрезвычайно
важна мотивация ребенка в общении. Таким образом, ребенок учится адекватному реагированию,
усваивает алгоритм поведения и различные типы коммуникативных отношений, у него
формируются навыки практического использования доступных средств коммуникации, наилучшим
образом это достигается в процессе игровой деятельности, в том числе в процессе
сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности. Обогащение личного опыта,
чувств, способности мыслить и владеть разнообразными невербальными средствами
(мимикой, жестами и т.д.) происходит через восприятие художественного слова,
улавливание интонации, особенности речевых оборотов, умение представить героя и
его переживания, конкретную обстановку.
Многие
исследователи считают, что работу по развитию импрессивной (устной) речи детей
следует начинать с создания сенсорной базы, поскольку в процессе восприятия
ребенком накапливаются зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы,
что необходимо для дальнейшего развития их устной речи. Процесс восприятия
свойств предметов должен быть сопряжен со словом. В этом случае слово имеет конкретное
значение и вызывает в представлении ребенка образ предмета.
Развитие
устной речи происходит и с помощью развития общей и мелкой моторики,
пространственных представлений и ориентации через проведение физкультминуток,
речевых игр с движением и речевым сопровождением. Например, развивая
импрессивную речь, можно проводить такие упражнения:
— выполнение
элементарных инструкций (на, дай, возьми, положи, открой, закрой) в процессе
обыгрывания игрушек и действий с предметами;
— накопление
пассивного предметного словаря (запоминает, выделяет, различает изучаемые
предметы и их изображение предметов, устанавливает сходство предмета и его
изображения);
— понимание
названия действий, выполние их самостоятельно, затем обыгрывание их с помощью
различных предметов, сюжетных картинок;
— понимание
вопросов по поводу происходящих действий: где? куда? что? откуда?
Игра
является необходимостью, без которой не возможны положительные результаты.
Медленно, но речь детей развивается, они начинают использовать ее как средство
общения. Развитие устной речи имеет три этапа [10, c. 98]:
1. Довербальный
(первый год жизни). В этот период в ходе довербального общения с окружающими
складываются предпосылки развития речи. Ребенок еще не умеет говорить, но уже складываются
условия, которые обеспечат овладение речью ребенком в будущем. Среди таких
условий: формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих, предпочтительное
вычленение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференциация речевых
воздействий по сравнению с другими звуками. Появляется чувствительность к
фонематическим характеристикам звучащей речи. Завершается первый этап развития
речи пониманием ребенком простейших высказываний взрослого и возникновением
пассивной речи.
2. Переход
ребенка к активной речи (2 год жизни). Ребенок в этот период начинает
произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Для
своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на
этом этапе важны условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между
взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения
элементами речи.
3. Совершенствование
речи как ведущего средства общения. На данном этапе происходит расширение
словаря, усложнение грамматических конструкций, произношение становится четче.
Лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их
общения с окружением. Так, ко 2 году дети овладевают единственным и
множественным числом и некоторыми падежными окончаниями; а к концу дошкольного
возраста уже владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. В
школьные годы начинается переход к сознательному овладению речью в процессе
обучения. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития
лексической, грамматической и стилистической сторон речи.