Контрольная работа Гуманитарные науки История

Контрольная работа на тему Охраняемые объекты в СССР 1941-1991 гг.: историко-культурная характеристика.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

  

Введение:

 

После Октябрьской революции 1917 г. начались раздел и стихийные погромы имений, были закрыты и заняты различными организациями многочисленные монастыри и домовые церкви и др. Нужно было срочно спасать бесценное культурное наследие России. Под эгидой Народного комиссариата просвещения (нарком А.В. Луначарский) в 1918 — 1920 гг. оформилась государственная система охраны памятников во главе с Отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (Музейный отдел). После создания 15 ноября 1918 г. Отдела по делам музеев и охране памятников – первого государственного органа по охране памятников в Петрограде и предшественника КГИОП – началась работа по организации учреждений по ремонту и реставрации объектов культурного наследия. Преемником функций Императорской археологической комиссии стал сформированный в его структуре Археологический подотдел, которым руководил арх. А.П. Удаленков.
Современная система охраны культурного наследия России во многом базируется на сложившихся в советское время традициях. В этой связи изучение опыта сохранения памятников истории и культуры в 1917–1991 гг., как позитивного, так и негативного, представляет сейчас большой научный интерес, тем более что многие его аспекты и региональные особенности до сих пор не исследовались. Главной особенностью России в охране памятников наследия является большая роль государства, которое не только вело активную законотворческую деятельность в этой области, но и финансировало археологические раскопки, реставрацию и учёт историко-культурных объектов.
Цель данной работы – охраняемые объекты в СССР 1941-1991 гг.: историко-культурная характеристика.  

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Государственная политика в сфере охраны объектов культурного наследия в СССР в 1917–1991 гг. формировалась под влиянием идеологического контроля партийно-хозяйственных властных структур, сила которого в разные периоды была различной. Кроме того, большую роль играли невежество и равнодушие чиновников и приоритет идеалов классовой борьбы. В годы становления советской власти жёсткий административный контроль ещё отсутствовал, а в области охраны памятников истории и культуры работали профессиональные кадры, стремившиеся любой ценой спасти национальное достояние. Централизация привела к формированию государственной системы охраны объектов наследия, деятельность которой позволила не только сохранить значительное количество ценностей, но и создать множество уникальных музеев, приобщивших к культуре широкие народные массы. С другой стороны, постепенно установилось первенство охраны памятников революционного движения, а органы власти снимали с себя ответственность за массовое уничтожение других объектов, особенно храмов и монастырей. Поэтому в более выгодном положении оказались объекты наследия, связанные с революционной тематикой, в худшем – культовые памятники, дворянские усадьбы, памятники представителям дореволюционной правящей элиты и т.д. В целом государственная политика в СССР по отношению к культурным ценностям была предельно непоследовательной и противоречивой. Начиная с середины и особенно конца 1920-х гг. прежняя система охраны памятников постепенно ликвидируется, меняется кадровый состав музеев и учреждений. На смену специалистам-профессионалам приходят люди, преданные коммунистическим идеалам. Объекты наследия распределяются по классовому принципу, закрываются музеи. Самой масштабной стала кампания по уничтожению и закрытию уникальных объектов зодчества, преимущества культового.  

   

Фрагмент текста работы:

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Культурное наследие — это часть общественного, в том числе и государственного достояния, которая освоена культурным поколением людей и передаётся им по наследству следующему поколению.
Не всё общественное, государственное достояние входит в понятие культурного наследия, ибо не всё, созданное обществом, выступает в его культурном виде. Есть общественные явления, результаты деятельности прошлых культур, от которых ныне живущее поколение хотело бы отказаться, но ещё не в силах этого сделать. Например, атомное оружие, алкоголь, наркотики, терроризм и другие явления. Таким образом, культурное наследие часто уже общественного, государственного достояния.
К понятию «культурное наследие» можно подходить с разных точек зрения, с юридической, философской, культурологической. Общепризнанной является позиция, согласно которой культурное наследие – это совокупность результатов материального и духовного производства прошлых исторических эпох, а в более узком смысле – сумма доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, подлежащих критической оценке и пересмотру, развитию и использованию в контексте конкретно-исторических задач современности, в соответствии с критериями социального прогресса.
К культурному наследию относятся общественно признанные материальные и духовные ценности, являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры и сохраняемые обществом для поддержания социальной и этнической идентичности, а также передачи последующим поколениям. Как важный информационный потенциал, запечатленный в материальных объектах, явлениях, нормах морали и этики, философии и научных представлениях, культурное наследие жизненно необходимо человечеству для дальнейшего развития. Обязательными атрибутами наследия являются сохранность и востребываемость.
В правовом подходе не учитывается эмоционально-ценностный аспект в интерпретации артефактов и текстов наследия. Но поскольку именно он формирует приятие или неприятие обществом или отдельной социальной группой культурных ценностей прошлого, то в данной работе под культурным наследием мы будем понимать совокупность объектов и явлений, несущих в себе ценностную, эмоционально-значимую для того или иного субъекта информацию, обладающую способностью влиять на развитие общественной системы.
Такой многоуровневой, сложной системой является культура. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. С другой стороны, это «живая» (т.е. сегодняшняя) человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим.
Проблема охраны памятников прошлого чрезвычайно важна для археологов. Между тем в годы коммунистической диктатуры положение с этим делом было крайне тяжелым. Уничтожение произведений искусства и остатков старины происходило не только стихийно, но периодически превращалось в организованные свыше кампании. В постсоветский период об этом писали не раз, но некоторые аспекты проблемы не получили пока глубокого осмысления.
Существует легенда о «России, которую мы потеряли», как о некоем рае земном, где все было благостно и прекрасно и где, в частности, бережно хранили национальные реликвии. Увы, это не так. Состояние охраны памятников и до октябрьского переворота было далеко не благополучным. Произведения архитектуры, курганы, культурные слои древних поселений погибали повсеместно.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы