Контрольная работа на тему Обучение умениям задавать вопросы и давать определение понятиям.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Особенности умений задавать вопрос и давать
определение понятиям в структуре исследовательских умений. 4
2. Особенности обучения умениями задавать вопрос и
давать определение понятиям 8
Заключение. 18
Список
литературы 19
Введение:
Проблема
развития познавательных универсальных учебных действий учащихся особенно
актуальна в настоящее время для построения образовательного процесса, поскольку
школе необходимо привить учащемуся стремление постоянно пополнять свои знания
путем самообразования, расширять свой общий кругозор. Согласно новому
стандарту, учащиеся должны овладеть различными метапредметными умениями. Ученик,
при содействии преподавателя, должен самостоятельно научиться эффективно
действовать в новых ситуациях, извлекать новые знания из собственного опыта,
использовать ранее накопленные знания и умения; можно осуществлять поиск
необходимой информации в различных источниках, в том числе в Интернете. Все эти
умения являются составляющими исследовательской деятельности, поэтому
формирование исследовательских умений является актуальным.
Особая
роль в структуре исследовательских умений принадлежит таким умениям, как
задавать вопрос и давать определение понятиям.
Изучение
любой дисциплины предполагает усвоение определенной системы научных понятий.
Важную роль в этом процессе играет умение правильно задавать вопросы и
формулировать определения понятий – иными словами, указывать на существенные
признаки объекта, а вопрос, как форма мышления, призван не только повысить
инициативу, но и развить его исследовательские способности.
Для
развития этих умений используются различные задания и упражнения. В данной
работе представлены задания, направленные на формирование умений задавать
вопросы и давать определение понятиям.
Цель
работы — обосновать и предложить задания и упражнения, направленные на
формирование умений задавать вопросы и давать определение понятиям.
Заключение:
Современная
школа в условиях Федерального государственного образовательного стандарта
призвана обеспечить учащихся научными знаниями, развить самостоятельность,
инициативу и исследовательские способности. Поэтому важен постоянный поиск
эффективных педагогических средств обучения, способствующих формированию и
развитию познавательных способностей, заинтересованности школьников в получении
новых знаний
Использование
упражнений, направленных на развитие умения задавать вопросы и давать
определения понятиям, позволяет сделать вывод о том, что данные упражнения позволяют
разнообразить работу с информацией на занятиях, повысить качество знаний
учащихся, развить интерес к предметам .
Формирование
умений задавать вопросы и давать определения понятиям у младших школьников в
игровой и учебной форме развивает познавательный интерес, облегчает общение с
учителем и одноклассниками, учит культуре общения, развивает речь.
Умение
задать вопрос и давать определения понятиям эффективно влияет на понимание
информации. Представленные упражнения, направленные на развитие умения задавать
вопросы и давать определения понятиям у младших школьников, могут быть
использованы учителями начальных классов независимо от выбора
учебно-методического комплекта.
Перспективы:
Продолжить
поиск эффективных методик, направленных на развитие умения задавать вопросы у
младших школьников.
Подготовка
методических материалов для учителей в виде методического пособия.
Организация
мастер-классов в методическом объединении школы для учителей начальных классов
с целью ознакомления с методиками, направленными на развитие умения задавать
вопросы младшим школьникам.
Фрагмент текста работы:
1. Особенности умений задавать вопрос
и давать определение понятиям в структуре исследовательских умений В. А.
Сластенин [7] указывает, что умения формируются в результате упражнений,
изменяющих условия учебной деятельности и обеспечивающих ее постепенное
усложнение, и направляются четко осознанной целью.
Существует
несколько подходов к определению понятия «исследовательские умения». Например,
В. В. Успенский, И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова, Н. Л. Головизнина рассматривают
исследовательские умения как результат и меру исследовательской деятельности,
т. е. как способность к проведению самостоятельных наблюдений и экспериментов,
приобретенную в процессе решения различных исследовательских задач. Авторы
другого подхода — Н. В. Сычкова, П. Ю. Романов, М. Н. Поволяева — рассматривают
исследовательские умения как способность выполнять действия, необходимые для
выполнения исследовательской деятельности.
Исследовательские
умения рассматриваются учеными как сложные умения, состоящие из трех
компонентов: операционального (система умений и навыков), содержательного
(система исследовательских знаний), мотивационного, проявляющегося в форме
познавательного интереса.
В
работах А.И. Савенкова приводится следующий перечень исследовательских умений:
—
умение видеть проблемы;
—
умение задавать вопросы;
—
умение выдвигать гипотезы;
—
умение давать определение понятиям;
—
умение классифицировать;
—
умение делать выводы и умозаключения;
—
умения и навыки работы с текстом;
—
умение доказывать и защищать свои идеи.
Постановка
вопросов — это процесс инициативного сотрудничества в поиске и сборе
информации. Кроме того, умение задавать вопросы способствует развитию
логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному
эксперименту, что является целью обучения в школе в условиях ФГОС. Поскольку
вопрос является инструментом познания, возникает необходимость научить студента
ставить вопросы в своей учебной деятельности.
Умение
задавать вопросы помогает в решении интеллектуальных задач, способствует
улучшению взаимопонимания между людьми.
Исследователи
выделяют 5 типов вопросов.
I.
Актуальные вопросы (или вопросы знаний) Такие вопросы направлены на выяснение
фактов и особенностей, которые легко наблюдать. Ответы на актуальные вопросы
часто могут быть оценены как правильные или неправильные. Хотя фактические
вопросы обычно просты, вы также должны быть в состоянии задать их. Актуальные
вопросы направлены на определение следующих характеристик:
— кто
(кто автор, кто мог вмешаться, кто делал эту работу и т.));
—
когда (как часто, какова частота, как давно это было, как давно, когда это
может произойти…);
— где
(как далеко это от…, как туда добраться…);