Контрольная работа на тему Общественный строй и органы управления в период сословно-представительской монархии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Общественный строй и органы управления в период сословно-представительской монархии 5
Заключение 14
Список использованной литературы 16
Введение:
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что в настоящее время происходит укрепление государства и активный поиск «национальной идеи» в Российской Федерации, а изучение периода становления и ликвидации сословно-представительной монархии в России середины XVI-начала XVII вв., когда Россия с честью преодолела тягчайшие бедствия и страдания, может служить примером восстановления государственности в нашей стране. Появление земских соборов означало установление в России сословно-представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств.
Спецификой сословно-представительных органов в России было то, что роль «третьего сословия» (городских буржуазных элементов) в них была гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских органов (парламент в Англии, «генеральные штаты» во Франции, кортесы в Испании), земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха. Первая половина 17 века явилась периодом расцвета сословно-представительной монархии, когда важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства решались с помощью земских соборов. В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и тяжёлого финансового положения после интервенции и социальных потрясений правительство особо нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса.
С середины XVI до конца XVII века произошло возрастание власти и авторитета царя, значительное уменьшение политической власти бояр, что дало возможность Петру I совершить переход от одной формы государства к другой, от сословно-представительной монархии к самодержавию.
Исследованной темы в научной и учебной исторической литературе говорит о том, что в середине XVI века существовали следующие предпосылки образования сословно-представительной монархии в России:
1. Увеличение территории страны, возросшая численность населения и увеличение его плотности требовало реорганизации местной власти.
2. Для ликвидации или ограничения монастырского землевладения требовалось усиление великокняжеской власти.
3. Рост барщины и оброка потребовали укрепления власти помещиков.
Цель работы – рассмотреть общественный строй и органы управления в период сословно-представительской монархии.
Задачи:
1. Рассмотреть общественный строй в период сословно-представительной монархии.
2. Рассмотреть органы управления в период сословно-представительной монархии.
Заключение:
Сословно-представительная монархия как форма феодального государства соответствовала эпохе зрелого феодализма. Она складывается в результате борьбы великих князей и царей за дальнейшее укрепление централизованного государства. Власть монарха в этот период ещё недостаточна сильна, чтобы стать абсолютной. Монархи и их сторонники боролись с верхушкой феодальной аристократии (бывшими удельными князьями и крупными боярами), которая противодействовала централизаторской политике московских государей. Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан.
В период сословно-представительной монархии произошло значительное расширение территории России. Нижнее и Среднее Поволжье, Сибирь вошли в её состав, на западе к ней была присоединена Украина.
Заключение
Итак, сословно-представительная монархия — это такая форма государства, когда монарх правит, опираясь на более или менее широкое представительство сословий: боярство, духовенство, дворянство, посадское население (т.е. горожане). Процесс формирования сословного строя начался ещё во времена Киевской Руси, завершился он во II половине XVII века.
Сословия — это такие большие социальные группы, т.е. слои населения, которые отличаются друг от друга по правовому статусу(совокупности прав и обязанностей).
Классы — это тоже большие социальные группы, но они отличаются по другим, не
юридическим, а социально-экономическим категориям: по отношению к собственности и т.д. Иногда класс и сословие совпадают, иногда нет. Так, крестьянство — это и класс, и сословие одновременно.
Духовенство + дворянство = феодалы (это один класс), но это разные сословия.
Сословно-представительным учреждением, в котором были представлены боярство, духовенство, дворянство, посадское население, стали в России Земские Соборы. Именно опираясь на них, правили в России цари с середины XVI по середину XVII века. И этот период вошёл в историю как период сословно-представительной монархии.
Первый Земский Собор был созван в 1549 г., последний в 1653 г. Иван Грозный предпринял также попытку передать областное управление в руки самого общества (выборные губные, земские старосты, «излюбленные головы» в городах). Однако земство тогда не утвердилось из-за полной неподготовленности к нему крепостного общества.
Земские Соборы — главный институт сословно-представительной монархии постепенно отмирал, не успев окрепнуть. Структурные преобразования, начатые при Иване Грозном, могли сделать Россию сословно-представительной монархией «с человеческим лицом», но Иван IV повёл борьбу с удельной стариной чисто феодальными методами. Введение опричнины — тому подтверждение. Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван Грозный не останавливался ни перед чем. Он был не просто жестоким правителем, его деспотизм не знал границ. Кстати, некоторые историки отрицают наличие сословно-представительной монархии в России, утверждая, что в это время в стране была деспотия или даже восточная деспотия. Есть также точка зрения, что Земские Соборы не ограничивали власть царя.
Фрагмент текста работы:
Сословно-представительная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть правителя в определенной степени ограничена каким-либо органом сословного представительства. Через этот орган власть имеет возможность обращаться к обществу и узнавать об общественных запросах. Можно сказать, что орган сословного представительства выступает посредником между государством и обществом, между властью и народом. Принимая новые нормы права, этот орган в определенной мере формирует те формальные рамки, в которых происходит развитие государственно-общественных отношений, которые определяют пределы поведения и самостоятельности личности. Типичная черта сословно-представительной монархии – это активное взаимодействие власти с основными сословиями общества.
По мнению члена-корреспондента АН ССР Н.Н. Покровского, в этот период «система власти базировалась не на единственном понятии «государство», а на двух понятиях – «государство» и «общество», на продуманной системе не только прямой, но и обратной связи между ними… Сословный строй феодальных государств… предполагал членение самих сословий на отдельные, чаще всего самоуправляющиеся структуры. Именно через них человек средневековья включался во всю систему сословно-представительного государства». Принято считать, что в России период сословно-представительной монархии начинается с середины ХVI в., когда в период правления царя Ивана Грозного начинают собираться Земские соборы.
Их появление объясняется тем, что государственная власть в борьбе за централизацию и против сепаратистских устремлений была вынуждена опираться не только на господствующие сословия (бояр, духовенства, дворян), но и на верхушку городского населения. Царская власть была вынуждена обращаться за помощью к городской знати, в первую очередь к купцам, богатым ремесленникам, так как без их поддержки (прежде всего финансовой) было невозможно ни дальнейшее укрепление государственного аппарата, ни усиление репрессивной политики, ни проведение активной внешнеполитической деятельности. При этом главной опорой монарха в этот период служило дворянство. Судить о некоторых особенностях взаимоотношений государства и общества в период сословно-представительной монархии можно на основе анализа норм уголовного права, которые были закреплены в главных общерусских источниках права.
С началом периода сословно-представительной монархии в России гораздо большее, чем прежде, распространение получает наказание в виде смертной казни. Анализ правовой практики периода сословно-представительной монархии показывает усиления противоречия между формальной системой наказаний, зафиксированной в принимавшихся источниках права, и реально действовавшей на практике системой наказаний. Результатом новой политики государственной власти стало более частое применение смертной казни и телесных наказаний без суда, вне законодательных установлений. Это подрывало веру народа в право, в систему правосудия и ее роль в регулировании общественных отношений.