Контрольная работа на тему Общеэкономические аспекты охраны окружающей среды
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1.Экономические аспекты взаимодействия общества и природы 4
2. Включение окружающей среды в экономическую систему 9
3. Установление цены на окружающую среду 11
4. Этика и политика ценообразования на окружающую среду 15
Заключение 19
Список литературы 22
Введение:
Актуальность темы. На протяжении всей истории человеческое общество развивается в окружающем среде и взаимодействует с естественным базисом.
Природные ресурсы как компонент окружающей среды, место пребывания человека и условия его жизни участвуют в общественном производстве, выступают средством производства и источником удовлетворения потребностей человека.
Влияние человеческой цивилизации на природу обусловлен развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений.
Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ, однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия, они постепенно начали убеждаться в необходимости ее рационального использования, охраны и восстановления природных ресурсов.
В условиях современного научно-технического прогресса, быстрого развития производительных сил, ведущих к значительному потреблению природных ресурсов, глобального характера приобретают проблемы обеспечения их защиты. Длительное время проблема ограничения природных ресурсов не рассматривалась, однако с развитием науки и техники она предстала как проблема экономическая, технологическая и мировоззренческая. При этом надо учесть, что она связана не с нехваткой природных ресурсов, а с их нерациональным использованием и загрязнением. Поэтому неслучайно в последнее время так много внимания уделяют оценке природных ресурсов, их рациональному использованию, воспроизводству, а также вопросам переработки и утилизации отходов.
Актуальность охраны и рационального использования природных ресурсов является неоспоримым, поскольку всевозрастающее развитие производительных сил вступает в противоречие с природой, ставит под угрозу безопасность здоровья людей и сохранения и воспроизводства биоразнообразия. Высказывание о беспредельности и неисчерпаемости ресурсов на протяжении многих веков ныне подвергаются критическому, научному переосмыслению, поскольку факты и реальная действительность вызывают большую обеспокоенность относительно сохранения биоразнообразия и природных ландшафтов, истощения природных ресурсов, сохранения земли от деградационных процессов и др. В России создаются благоприятные условия для охраны природы и эффективного использования природных ресурсов на научной основе.
Цель исследования: изучить основные общеэкономические аспекты охраны окружающей среды.
Объект исследования: охрана окружающей среды.
Задачи исследования:
1.Изучить экономические аспекты взаимодействия общества и природы;
2. Проанализировать включение окружающей среды в экономическую систему;
3. Рассмотреть установление цены на окружающую среду;
4. Изучить этику и политику ценообразования на окружающую среду.
Заключение:
Под термином «охрана окружающей среды» понимаются экономические, правовые, социально-политические и организационно-хозяйственные механизмы, которые бы привели нагрузку на окружающую среду в соответствие с ее «пределом прочности». Причем весьма актуальным становится экономический аспект проблемы.
Многие специалисты считают, что экологические проблемы могут решаться экономическими методами. Они адресны, однозначно определяют требования к управляемому объекту, однако в отличие от административных команд учитывают тот факт, что объекты управления сознательно ставят перед собой цели и столь же сознательно стремятся к их достижению. Сущность экономических методов состоит в организации деятельности управляемых объектов за счет создания преимуществ в потреблении. Этим они отличаются от стимулирования, которое предусматривает поощрение и санкции неэкономического характера.
Роль экономических методов заключается в создании механизмов управления, стимулирующих природоохранную деятельность и поиске путей минимизации экономических затрат, которые понесет общество ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.
В числе экономических инструментов экологического регулирования можно назвать:
‑ платежи или налоги за право пользования природными ресурсами;
‑ компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное производственной деятельностью;
‑ платежи или налоги за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
‑ дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически вредную продукцию или применяющих экологически опасные технологии.
Все эти чисто экономические инструменты служат соблюдению экологических стандартов наиболее эффективным путем.
Давно известна точка зрения, объявляющая противозаконной любую деятельность, загрязняющую окружающую среду, и полагающая, что загрязнение окружающей среды можно просто запретить. Этот подход не только экономически не обоснован, но и просто абсурден, ибо любая деятельность, связанная с природопользованием, приводит к загрязнению.
В начале 90-х годов в нашей стране был принят закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Принятие закона способствовало формированию и укреплению экологического правопорядка, и обеспечению экологической безопасности на территории страны. В разделе III данного Закона определены экономические механизмы охраны окружающей природной среды и сформулированы перечень задач, на решение которых направлено действие указанных механизмов:
‑ планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
‑ установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
‑ установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов;
‑ предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
‑ возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
На государственные природоохранительные органы РФ были возложены обязанности по количественному и качественному учету природных ресурсов и вторичного сырья, определению их социально-экономических оценок, ведению государственных земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов.
Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы с учетом природно-ресурсного потенциала отдельных регионов.
Для России в условиях выхода из социально-экономического и инвестиционного кризиса экологические проблемы должны подняться на новый уровень сложности. Очень важным в этих условиях является учет мирового опыта в решении экологических проблем, международное сотрудничество в деле ослабления глобальной экологической угрозы.
Фрагмент текста работы:
1.Экономические аспекты взаимодействия общества и природы
Охрана окружающей природной среды — это совокупность мероприятий, направленных на сохранение, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов и космического пространства в интересах людей, на обеспечение экологического равновесия в природе и на улучшение качества окружающей среды. Имеется в виду рациональная охрана атмосферы, недр, гидросферы, использование или уничтожение отходов, защиту от шума, ионизирующего облучения, электромагнитных полей и тому подобное.
Проблема охраны окружающей среды особенно обострилась из-за того, что повышенные масштабы хозяйственной деятельности начали нарушать природное равновесие.
Охрана природы должна решать проблему оптимизации взаимоотношений человека и природы: рекомендовать меры, при которых будет нанесен минимум вред природе. Каждой природной зоне должен соответствовать определенный способ природопользования, который сохраняет возможность постоянного использования природы. В этом заключается основная задача охраны природы как науки [8].
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов — общественно необходимая деятельность. Она проводится в интересах общества, и поэтому затраты на нее так же необходимы, как и все экономические расходы на социальные цели: культуру, образование, здравоохранение, искусство. Природоохранную деятельность рассматривается в социальном, экономическом, политическом, моральном и техническом аспектах. Социальные аспекты природоохранной деятельности — это забота о здоровье людей. Экономические аспекты охватывают широкий круг вопросов, связанных с затратами средств на природоохранные мероприятия и необходимостью удовлетворения материальных и духовных потребностей общества при одновременном сохранении качества среды жизни. Политические аспекты — это отношение государств к вопросам охраны природы. Морально-этический аспект -это коллективная дисциплина населения как отдельно взятой страны, так и всего человечества. Технический аспект касается создания новых экологических технологий, разработки технических систем охраны окружающей среды и развития экологической инфраструктуры.
Современное состояние окружающей среды, которое все больше загрязняется вследствие тяжелых эколого-технических катастроф, волнует сегодня все общество и требует комплексного подхода к изучению этих проблем. Поэтому разрабатываются научные программы, рассчитанные на длительный промежуток времени, касающихся различных аспектов охраны окружающей среды, а также изучение влияний хозяйственной деятельности человека с тем, чтобы защитить окружающую среду от непродуманного вмешательства в те процессы, которые имеют безвозвратный характер.
Проблемы охраны окружающей среды чаще изучаются в экономических, технических аспектах и с позиций социально-философского подхода, который совместно с другими отраслями науки дает возможность всесторонне взглянуть на состояние дел в обществе [2, с. 11-12].
Анализ научных исследований Н. Н. Заверухи, В. Серебрякова, Ю. Скибы в этой области показывает, что данная проблема требует неотложного внимания, ведь часто при опытно-конструкторских разработках и их практической реализации не всегда учитывается социально-экологический фактор, который может нанести человечеству больше вреда, чем пользы.
Это касается и современной России, осуществляющей экономические реформы, в основном ориентированные на решение краткосрочных финансово-хозяйственных проблем, вызванных острым экономическим кризисом и столкновением политических сил, имеющих разную направленность [3, С. 205-208].
Интенсификация земледелия, увеличение техногенной нагрузки на земельные ресурсы, бесконтрольное применение средств химизации в условиях низкой технологической культуры приводит к ускоренной деградации почв, их плодородия.
На территории России практически не осталось водоносных подземных горизонтов питьевого назначения, где бы не были обнаружены пестициды и нитраты. Ведущим принципом природопользования становится эколого-экономический принцип, который предполагает получение максимальной прибыли при минимальных затратах и минимальных нарушениях природной среды [4, c. 132-134].
Учеными Московского университета доказано, что загрязнение окружающей среды находится в прямой зависимости от величины города и количества его населения – чем больше город и население в нем, тем острее встают экологические проблемы.
Одной из причин такого положения является несогласованность действий экологов, экономистов и политиков. Часто стремление достичь высоких внезапных прибылей любой ценой или отстоять свои политические амбиции осуществляются без учета негативных воздействий на окружающую социальную и природную среду. Но по шкале ценностей природные блага по отношению к материальным должны выходить на первый план. Общество должно мириться с закономерным повышением стоимости промышленной продукции, обусловленной высокими платежами за природные ресурсы [8, c. 97-99].
Среди перспективных направлений дальнейшей разработки проблемы социально-экологической деятельности, направленной на охрану и защиту окружающей среды, ведущее место должно занять исследование взаимодействия государства с разным уровнем развития и разными политическими системами в процессе решения социально-экологических проблем, выявление роли человеческого фактора в сохранении окружающей среды.
Устойчивое экономическое развитие государства требует решения таких важных проблем, как комплексное использование природно-ресурсного потенциала России и его экономическая оценка [7, с. 252-256].
К. Корсак и О. Плахотник сделали анализ современного состояния развития базовых отраслей экономики. Это позволило мне сделать выводы о том, что современный экономический потенциал отраслей России является низким по эффективности производства в результате непродуманной структуры народного хозяйства, поскольку значительное место в ней занимают добывающие отрасли, поглощающие огромные суммы капитальных вложений с их низкой отдачей [5, c. 137-139].
Для повышения экологической безопасности необходимо проводить определение источников образования, переработки и обезвреживания особо опасных промышленных отходов. Уменьшение негативного воздействия отраслей промышленности на окружающую среду – это сложная социально-экономическая и техническая задача, требующая комплексных природоохранных мероприятий [6, c. 215-217].
Одним из главных рычагов в решении чрезвычайно острых экологических и социально-экономических проблем современной России должна стать подготовка граждан с высоким уровнем экологических знаний, экологического сознания и культуры на основе новых критериев оценки взаимоотношений человеческого общества и природы.
Экологическое образование на пороге третьего тысячелетия стала достаточно необходимой составляющей гармоничного, экологически безопасного развития, в том числе и экономического.
Экологическое воспитание и информирование населения, подготовка высококвалифицированных специалистов являются основными этапами экологической политики, которые названы в программных документах международного форума двадцатого столетия в Рио-де-Жанейро (1992 год), посвященного окружающей среде и устойчивому развитию, одним из важнейших и необходимых средств осуществления перехода к развитию всех стран мира.
Реформирование экологического образования и воспитания населения России должно осуществляться с обязательным учетом экологических законов и закономерностей, научных принципов, действующих комплексно в биологической, технологической, экономической, социальной и военной сферах.
Главными составляющими системы экологического образования и воспитания должны быть ее формальная и неформальная части, формы и методы которых различны, а цель одна: разносторонняя подготовка граждан, способных определять, понимать и оптимально решать экологические и социально-экономические проблемы регионов проживания на основе научных знаний процессов развития биосферы, общечеловеческих опыта и ценностей [1].