Контрольная работа на тему Образование в информационном обществе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.
Роль образования в современном мире
2.
Основные тенденции, роль и значение образования
3.
Образование в измерении информационного общества
Список
использованной литературы
Введение:
Актуальность темы. У будущего
есть одно большое преимущество: оно выглядит в реальности не так, как себе его
представляешь. Устремленность в будущее и современная тенденция к росту
интенсивности жизни человека требуют от образовательных систем перестройки и
модернизации. Каждое общество создает систему образования в соответствии со
своей сущности и уровня социально-экономического развития. В системе
образования отражаются проблемы и потребности общества в данный исторический
период. Образование превращает и направляет жизнь общества, сохраняя в нем все
то, что имеет ценность для человека; определяет стратегию и реалистичные
условия развития общества, превращая его из «общества сегодня» на «общество
завтра», формирует новое мышление граждан, новое видение смысла жизни. В таком
контексте образование выступает как одно из средств управления развитием
общества.
Содержание образования
представляет собой одну из важнейших педагогических категорий. Он выступает
определяющим фактором самой возможности решения диалектического противоречия
между необходимостью, с одной стороны, обеспечение приемлемости в передаче
материальных и духовных ценностей от одного поколения к другому, а с другой —
обеспечение непрерывности процессов общественного развития, научно-технического,
экономического и социального прогресса человечества. Важно отметить, что
динамизм современной жизни не позволяет рассматривать содержание
образования как постоянное. С ускорением научно-технического прогресса и
появлением новых технологий возникает необходимость в регулярном просмотре и
обновленные содержания образования.
Трансформационные процессы,
происходящие в Российской Федерации, несмотря на трудности и проблемы, отражают
изменения, происходящие во всем мире, и определяются тенденциями движения к информационному
обществу. Это проявляется как в росте популярности разных форм и уровней
образования у населения, повышении требований работодателей к образовательному
уровню и квалификации работников, так и в государственной политике развития
образования, направленной на модернизацию этого социального института и
усиления его взаимосвязи с экономическими подсистемами.
Цель работы – охарактеризовать
образование в современном мире в России; проанализировать образование в
информационном обществе.
Для достижения цели были
поставлены следующие задачи:
¾
Изучить роль образования в современном мире;
¾
Охарактеризовать основные тенденции, роль и
значение образования;
¾
Проанализировать образование в измерении
информационного общества.
Заключение:
Образование, безусловно, является
не только феноменом, но и важным компонентом культуры. Культурность человека
включает также и его духовность, образованность. Однако набор сведений, которые
усваивает человек из разных областей науки, еще не дает ему права назваться
образованным и культурным. Без духовных, нравственных норм, без усвоения
общечеловеческих культурных ценностей, без умения самостоятельно принимать
решения, на основе того, что знаешь, и отвечать за них, человек, по меткому
выражению А.И. Солженицына, останется лишь «образованием».Образование позволяет
каждому стать самодостаточной личностью, ведь развивая ум и душевные силы
человека, дает возможность задуматься не только над решением личностных и
профессиональных проблем, но и понять те преобразования, которые происходят в
обществе, стать их активным участником. Ничто так не способствует развитию
личности человека, как образование, и ничем так не может гордиться собственно
само образование, как развитием человека, ее приобретает.
Современный глобализированный мир
несет с собой новые реалии, высокие технологии и моральные испытания для
человека. Преодолеет их человек? Сможет ли комфортно чувствовать себя в таком
мире и быть полезной своей стране? Это зависит не только от Учителя,
Преподавателя, Педагога, всех работников образовательной нивы, а во многом от
понимания властными структурами нашего государства значение Образования для
социально-экономического и духовного развития Российской Федерации.
Таким образом, в информационном
обществе главным приоритетом образовательной политики является формирование
системы непрерывного образования. С учетом этого приоритетными целями
образования в информационном обществе:
1)
формирование у тех людей, кто учится, взгляда на
образование как на процесс, который не прекращается в течение всей трудовой
жизни;
2)
формирование способности к постоянному
самообразованию с использованием информационных технологий.
Информационное общество предъявляет принципиально новые
требования к системе образования. Характер принципиальных изменений,
происходящих в современной системе образования, сводится к таким проявлениям:
1)
смещение основного акцента с усвоения
значительных объемов информации на овладение способами непрерывного
приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
2)
овладение навыками работы с любой информацией, разными
данным, формирование навыков самостоятельного, а не репродуктивного типа
мышления;
3)
дополнение традиционного принципа «формировать
профессиональные знания, умения и навыки» принципом «формировать
профессиональную компетентность».
Фрагмент текста работы:
1. Роль образования
в современном мире
Система образования
консервативная по своей сути. Именно поэтому, новации в образовании вызывают
изменения в обществе, а наоборот, общественные изменения открывают путь новому
в образовании, вызывают необходимость ее модернизации.
Особенно такие кардинальные,
которые произошли в нашей стране на пороге XXI века. Сегодня в Российской
Федерации, существует кризис классической идеи и модели образования, которая
вызвала разрыв между условиями жизни общества, резко изменились, и
образовательной системой, ее целями, содержанием и технологиями обучения [15].
Модернизация образования
проявляется в поиске новых путей развития образовательных систем; разработке и
экспериментальной проверке моделей опережающего развития учебных заведений в
соответствии с развитием общества; нахождении равновесия, оптимального
соотношения между «рыночными» образования и ее главная задача — обучением,
воспитанием, развитием личности, подготовкой ее к жизни в современном обществе,
которые невозможно реализовать исключительно по рыночным критериям.
Состояние образования в
государстве является показателем качества жизни общества, а потому во многих
экономически развитых странах именно государство остается главным субъектом,
который удерживает систему образования и определяет стратегические направления
ее модернизации. Чтобы определить место образования в той или иной
экономической системе, необходимо, прежде всего, выявить глобальные тенденции
социально-экономического развития общества.
На развитие системы образования в
современных условиях влияют следующие четыре взаимосвязанных фактора:
1)
быстротечность процессов общественного развития;
2)
социально-экономические трансформации в
обществе, которые привели к появлению принципиально нового для нашей экономики
и социального бытие явления — рынка труда;
3)
процессы глобализации, которые откликнулись
интеграционными тенденциями в мире;
4)
информационный «взрыв» в обществе, обусловленный
появлением новых информационных технологий и мультимедиа [4].
На современном этапе, когда индустриальная стадия цивилизации
трансформируется в постиндустриальную стадию, информация становится
доминирующим фактором развития экономики, глубокой модификации ее структуры.
Формируется новая экономика — информационная. Вместе с тем, общее, что
свойственно любой, — это люди, в их индивидуальной неповторимости. Именно
поэтому, личностное развитие человека должен рассматриваться как неотъемлемая
составляющая современного образовательного процесса [10].
Каждое общество
воспроизводит себя через систему образования, транслируя следующему поколению
те знания, умения, навыки, которые позволяют молодому человеку включаться в
структуру общества, адаптироваться к их изменениям, жить в обществе,
реализовывать себя как в личностном, так и в профессиональном направлении. С
другой стороны, цивилизационные тенденции развития, ставят новые требования
перед человеком, а значит и перед образованием, играет решающую роль в
становлении каждой личности [5].
В быстро меняющемся мире с
высоким градиентом динамических преобразований увеличиваются интеллектуальное и
соответственно психическая нагрузка на человека, количество конфликтных и
стрессовых ситуаций. Человек постоянно находится в ситуации выбора,
неопределенности будущего, нескольких потенциальных направлений действий в
настоящем бытии. Система образования, выполняя свою гуманистическую миссию,
должен подготовить молодого человека к жизни в современном открытом мире. Любое
общество, стремящееся к прогрессу, должно постоянно трансформироваться и
адаптироваться к интегрированному мировому сообществу. Унификация и «глобальная
совместимость» не отрицает того, что успех, развитие и процветание нации в
значительной степени зависят от того, насколько полно характеристики
национальной культуры и ментальности соответствуют параметрам политической и экономической
систем. В таком контексте, глобализацию можно рассматривать как бесконечный
процесс адаптации и приспособления. В результате взаимодействия на глобальном
уровне меняются нормы, что неизбежно приводит к изменениям в середине общества
и его социальных институтов. Возникает сложная и ответственная задача, как, не
потеряв свою национальную культуру и духовность, достижения прошлого
способствовать развитию такой системы образования, которая будет обеспечивать
подготовку человека к жизни в новых социально-экономических условиях. И
создание единой, обновленной системы образования, неотрывно от развития,
формирования единого педагогического пространства, которое должно основываться
на больших открытиях педагогов-мыслителей всех стран и народов [17].
Система образования в советское
время была основательно продумана и значимой по результатам деятельности,
поскольку была построена на четырех важных принципах: фундаментальность,
систематичность, последовательность, преемственность. По нашему мнению, только
взяв лучшее из предыдущих образовательных моделей, то, что образует фундамент и
никогда не устаревает, отказавшись от того, что не имеет цены в современном
мире коренным образом изменилось, необходимо строить новую современную систему
образования, которая будет способна обеспечить динамичное развитие
производительных сил нашего государства в условиях современной цивилизации.
Когда речь идет о путях преодоления кризисных проблем, порожденных
глобализацией, а именно о повышении уровня духовной культуры общества,
личности, то одними из главных путей к этому, является улучшение системы
образования, рост образованности, но одновременно и духовности граждан [5].