Контрольная работа на тему Образование Народного Комиссариата по просвещению РСФСР в 1917 г.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. История образования народного комиссариата по просвещению 4
2. Определение и структура Наркомпроса РСФСР 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12
Введение:
В истории России, 1917 год является, на мой взгляд, одним из наиболее ярких и значимых периодов в истории нашей страны. Переломный период России внес изменения абсолютно во все сферы жизни государства и общества.
Особого внимания заслуживает формирование органов управления в новой реальности после революции. Агрессивная смена всех структур и органов управления затронула, разумеется и систему управления образованием.
Годом создания народного комиссариата по просвещению в РСФСР, или, как он назывался в советское время до 1946 года – Наркомпрос РСФСР, считается 1917.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью анализа и изучения системы управления национальным образованием, сформированной сразу после революции, которой удалось просуществовать довольно долгий период — вплоть до развала СССР.
Целью данной работы является подробное изучение периода создания и формирования народного комиссариата по просвещению в 1917 году.
Задачи данной работы сводятся к подробному и детальному изучению исторических документов, энциклопедий, научных работ, статей и анализу исторических сведений на тему образования народного комиссариата просвещения.
Предметом данной работы является история образования народного комиссариата просвещения.
Объектом исследования в данной работе является непосредственно сам народный комиссариат по просвещению, то есть структура аппарата и кадры.
Данная работа состоит из введения; основной части, представленной двумя разделами: история образования народного комиссариата по просвещению и определение и структура Наркомпроса РСФСР; заключения и списка использованных источников.
1. История образования народного комиссариата по просвещению
Предводители революционного движения считали образование одной из основных целей развития пролетариата.
Прежняя модель образования, существовавшая при старом строе — в царской России, предалась полному разрушению и кардинальной смене, новые модели и стратегии образования предстояло построить абсолютно на новых началах, что представлялось непростой задачей.
Центральное государственное учреждение в Российской империи, заведовавшее вопросами науки и образования – Министерство народного просвещения было заменено Народным комиссариатом по просвещению, которое стало центральным государственным учреждением, занимающимся вопросами просвещения народных масс в образованной РСФСР.
Формирование Народного комиссариата по просвещению началось с принятия Декрета 2 Всероссийского съезда Советов рабочих солдатских и крестьянских депутатов, на котором было принято решение «Об учреждении Совета Народных Комиссаров (СНК)» 26 октября (8 ноября) 1917 года.
В соответствие с декретом для управления страной было сформировано «Временное рабочее и крестьянское правительство» , название которому было определено и установлено – Совет Народных Комиссаров.
Советом народных комиссаров именовалось коллегия председателей комиссий, которой была вверена правительственная власть и управление определенными отраслями жизни государства. Должность предполагала не единоличное управление, а коллективное — вместе с рабочими и работницами, матросами и солдатами, крестьянами и служащими.
Контролем над всей деятельностью народных комиссаров с правом смещения их с назначенных должностей принадлежало согласно декрету Центральному исполнительному комитету Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Заключение:
В заключении, стоит еще раз отметить, что Народный комиссариат по просвещению РСФСР был создан в качестве исполнительного органа, координирующего работу в научной, просветительной, идеологической и культурной жизни страны.
Деятельность Наркомпроса была сильно связана с идеологией, а организация управления просвещением была создана путем образования отделов, комиссариатов и советов по народному образованию.
Народный комиссариат по просвещению был наделен определенными функциями и выполнял широкий круг задач и обязанностей, а Центральный исполнительный комитет и СНК были высшими управляющими инстанциями в РСФСР.
Широкая просветительная, образовательная, культурная и идеологическая деятельность была представлена разветвленной структурой отделов Наркомпроса РСФСР.
Народный комиссариат по просвещению организованный сразу после революции в 1917 году, хоть и подвергался преобразованиям и незначительным изменениям, но будучи полноценным и многопланово структурированным, просуществовал в качестве органа управления системой образования в нашей стране вплоть до 1990 года, то есть на протяжения всего существования социалистического строя и правления коммунистической партии.
Фрагмент текста работы:
2. Определение и структура Наркомпроса РСФСР
Согласно определению, народный комиссариат просвещения – это «государственный орган СССР» образованный в 1917 году вместо министерства по просвещению, помимо непосредственно системы образования, в ведении которого оказались многие из культурно-гуманитарных сфер, таких как «библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи» .
В соответствие с Декретом, Наркомпрос должен был «не управлять учебными и образовательными учреждениями» , а являть собой связь и помощь в организации источников «материальной, идейной и моральной поддержки» для частных и муниципальных трудовых и классовых просветительских учреждений «в государственном общенародном масштабе» .
Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров особенно подчеркивали, что классовые рабочие, солдатские и крестьянские культурно-просветительные организации должны вести самостоятельную работу и им вверена полная автономия перед государственным и муниципальным центрами, все должно быть в ведении органов местного самоуправления.
Интересная характеристика была дана в тексте самого Декрета 1917 года, относительно внутреннего состава Государственного комитета по народному образованию, о котором говорится, что он был – «демократический по своему составу, богатый опытными специалистами» . Стоит подчеркнуть, что основную массу работы Государственной комиссии выполняли сотрудники Наркомпроса РСФСР, особенно члены коллегии.
В первую очередь, Народный комиссариат по просвещению ликвидировал учебные округа, разрушив этим иерархичную структура аппарата системы управления образованием.
Изначально Наркомпрос сосредоточил в своих руках «управление образованием, наукой, культурой и пропагандой» и имел статус главного органа, осуществляющего культурную революцию.
Структура Народного комиссариата по просвещению РСФСР, согласно Декрету 1917 года состояла из Председателя, то есть народного комиссара по просвещению; Секретаря комиссии по народному просвещению; делегированных лиц: по 2 представителя от исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов, исполкома Всероссийского Совета крестьянских депутатов и от Всероссийского учительского союза; по одному представителю от Академического союза, Центрального бюро профсоюзов, Всероссийского центра фабрично-заводских комитетов, Центрального комитета петроградских пролетарских культурно-просветительных организаций, Всероссийского союза городов, Всероссийского земского союза, Всероссийской организации художников, Всероссийского студенческого союза, Государственного комитета по народному образованию; а также 15 заведующих отделами Наркомпроса.
Наркомпросом РСФСР было образовано 15 отделов, которые возглавляли лица, назначенные Советом Народных Комиссаров (СНК): «отдел по введению всеобщей грамотности, отдел автономных высших учебных заведений, отдел министерских высших учебных заведений, отдел муниципальных учебных заведений, отдел дошкольного воспитания и помощи детям, отдел внешкольного образования, отдел помощи самостоятельным классовым просветительным организациям, научный отдел, отдел искусств, финансовый отдел, отдел статистики и экспериментальной педагогики, отдел технических школ и политического образования, отдел по подготовке преподавательского персонала, отдел школьной медицины и гигиены и отдел школьного строительства» .
Рассмотрев данную структуру и состав Народного комиссариата по просвещению, стоит отметить, что была создана разветвленная сеть, покрывающая своим ведением все культурные, научные, идеологические и просветительные отрасли. Наркомпрос РСФСР был организован в качестве полноценного и самодостаточного органа власти в сфере образования, культуры, науки и идеологии.