Контрольная работа на тему Образ героини, конфликт в романе Д. Дидро «Монахиня».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА І. КОНФЛИКТ «ЕСТЕССТВЕННОГО
ЧЕЛОВЕКА» И НЕСТЕСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА.. 3
ГЛАВА ІІ.
СЬЮЗАННА СИМОНЕН , КАК ОБРАЗЕЦ СТОЙКОСТИ.. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15
ЛИТЕРАТУРА 17
Введение:
Французский мыслитель и писатель – Дени
Дидро, ставший вождем французских просветителей, выразил просветительские идеи на
новом этапе их деятельности. Вступая на арену общественной и литературной жизни
в 40-е годы XVІІІ века, он подхватывает целый ряд
идей своих предшественников, но при этом идет значительно дальше.
Дидро написал «Монахиню», будучи уже в зрелом
возрасте. К этому времени у него сложилась своя система эстетических взглядов.
У писателя была собственная концепция жанра романа, причем лежала она в русле
реалистических исканий писателя. По Дидро, роман должен изображать не
«химерические и привольные события», а показывать «мир, в каком мы живем»,
рисовать «характеры, взятые из гущи общества», утверждать истину, простоту и
естественность. Роман – это картина нравов эпохи, воссозданная «правдивыми
деталями». Всем этим требованиям роман «Монахиня» отвечает полностью.
Актуальность
работы. Призывы великого гуманиста-просветителя к терпимости сохраняют свое важное
значение, вплоть до наших дней, когда существует необходимость объединения
людей разных национальностей и верований. Религиозная нетерпимость приводит к
тому, что вместо того, чтобы жертвовать своей кровью, проливают чужую кровь, а
проповедь любви к ближнему ведется с помощью «огня и меча». Кроме того,
раскрываемые автором аспекты жизни и эмоционального состояния бесправного
человека, зачастую касаются и нравов современного общества.
Цель работы – изучить
особенности конфликта и описания образа главной героини в романе «Монахиня».
Цель определяет задачи: рассмотреть основные тенденции конфликта в романе «Монахиня»; раскрыть образ главной героини романа Сюзанны Симонен.
Предмет
работы – французская литература эпохи Просвещения. Объект работы – роман Дени Дидро «Монахиня».
Заключение:
Итак, в процессе изучения романа
«Монахиня», нами рассмотрен основной конфликт и образ главной героини. Исследуя
произведение, нам удалось разобраться в том, что роман является обличением
лицемерия и откровенной лжи, жадности, невежества и жестокости, скрывающихся за
стенами монастыря. Автор обнажил всю пагубность монастырского затворничества,
его несоответствие нормам морали здорового, нормального человека. Христианки в романе жестоки и развратны. С чувством крайнего отвращения
Дидро показывает, отнюдь не христианскую любовь и сострадание к ближнему, а
жизнь, полную злобы и ненависти. Монастырские нравы сопоставимы с мерзостью и
лицемерием. Автор убеждает, что когда господствует религиозный фанатизм,
принимаются мрачные обеты, противоречащие естественным влечениям природы, тогда
появляются зло и ханжество, а человек становится несчастен. Автор задает множество
философских вопросов, ответы на которые касаются не только монастырей, но и
всей сферы церковной жизни, что порождает социальные пороки: невежество,
суеверие, отсутствие образованности.
Где живут рабство и деспотизм? Где
можно встретить умы, одержимые нечистыми видениями, которые неотступно
преследуют их и волнуют? Где можно встретить глубокое уныние, бледность, скот –
все эти признаки чахнущей и изнурительной себя человеческой природы? Где по
ночам можно услышать тревожные стоны, а днем льются беспричинные слезы, которым
предшествует беспредметная грусть? Где природа, возмущенная принуждением,
ломает все поставленные перед ней преграды, входит в неистовство и ввергает
человека в такую бездну разврата, от которой нет счета? Где развиваются
жестокость и любопытство? сами по себе вопросы уже дают понять о характере и
способе жизни в монастыре. Идеи Просвещения развиваются и проявляются у
Дидро благодаря его остроте ума в сочетании с меткостью наблюдения,
философскому способу его мышления. Яркая художественная форма подачи
повествования обеспечивает сильное эмоциональное воздействие на читателей.
Картина трагической судьбы Сюзанны нарисована
автором романа в выразительных красках. Читатель может увидеть в произведении
не только реальную конкретную личность, но и обобщенное выражение естественных
устремлений человека, свойственных самой его природе.
В Сюзанне собраны все значимые для
просветителей положительные черты: природные способности (красота,
музыкальность); врожденная нравственная чистота и свободолюбие. Таким образом,
естественная природа человека во всем её богатстве противопоставляется
социальной системе. Вместе с тем, героиня не исключительная натура, а жертва
социальной системы. Становление ее личности проходило в неволе, жестоком
заточении. Под давлением религии осуществился процесс перерождения
человеческого сознания.
Дидро не приписывает своей героине
собственных мыслей просветителя о религии и свободе, обществе и церкви. Однако
в зависимости от жизненных ситуаций, в которых оказывается девушка, к ней сам
собой приходит вывод о неразумии и бесчеловечности мира.
Роман Дидро о монахине-рабыне по
своей обличительной силе не имеет себе равных. Проникновенно раскрывая
психологию религиозного аскетизма, Дидро сумел создать произведение, которые в
значительной степени выходит за рамки просветительского мировоззрения – оно
вполне может занять место в современной литературе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА І. КОНФЛИКТ «ЕСТЕССТВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА» И
НЕСТЕСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА
Литературное
наследие Дидро составляют две группы произведений. Первая – это произведения,
напечатанные при его жизни, которые представляют большой исторический интерес.
Ко второй группе относится несколько замечательных произведений в прозе, едва
известных современникам Дидро, но много говорящих современному читателю. К
одному из таких произведений относится роман «Монахиня», содержащий
великолепное исследование психологии монашеской жизни, равно как и резкие ее
разоблачения.
Произведение
написано во второй половине 1760 года, хотя широкая читающая публика получила
возможность познакомиться с ним лишь через 12 лет после смерти его создателя в
1796 году. Значительно раньше о творческой истории книги смогли узнать
привилегированные подписчики на знаменитую «Литературную корреспонденцию»
Мельхиора Гримма, поскольку он подробно рассказал о той мистификации, из которой
выросла «Монахиня» еще в 1770 году, прежде чем все прочитали текст[1].
История
рождения замысла у Дидро и сама судьба его представляет значительный интерес. К
концу 50-х годов XVІІІ века во Франции появились сенсационные разоблачения тайн
монастырских стен, частных случаев изуверства, происходящих за ними. Дидро не
мог не остаться в стороне от предмета оживленного общественного обсуждения
монастырского быта.
Он
вместе со своими друзьями, Якобы от имени монахини из Лоншанского монастыря,
который отличался особой строгостью своих обычаев, стал распространять письма,
разоблачающие господствующие в монастырях обычаи. В мае 1760 года появилось
последнее письмо, а уже в сентябре того же года Дидро в своей переписке
упоминает о работе над новым романом.
Реальным
прототипом Сюзанны Симонен из романа «Монахиня» стала монахиня Маргарита
Деламар, судебное дело которой о снятии с нее монашеского обета получило в то
время широкую огласку и иск, отвергнутый судом. После смерти отчима по воле
матери, которая жаждала заполучить все его состояние, Маргарита Деламар провела
в монастырских стенах более полувека.
Дидро
не смог отказаться от привычной в те времена истории «монахини поневоле».
Судьба девушки стала художественным обобщением судьбы личности
феодально-абсолютистского общества, с широко простирающейся властью католицизма[2].
В
«Монахине» автор обращается к основному вопросу всей просветительской эпохи –
вопросу о человеке. Но в отличие от многих мыслителей своего времени он
переводит его из плоскости отвлеченных абстракций в более конкретный жизненный
план.
В романе раскрыта судьба обычной девушки по
имени Сюзанна Симонен, дочери парижского адвоката, которую автор показывает в ее столкновении со средой.
Однако Дидро в герое интересует не личное, или индивидуальное, а лишь
гражданские качества, которые делают человека членом общества. Законы общества
показаны сквозь призму отдельной судьбы. Таким образом, на отдельной частной
человеческой жизни проверяется состоятельность целой общественной системы.
Читателя, прежде всего,
поражает жизненность сюжета и реалистичность повествования. На страницах
созданной Дидро книги-исповеди, героиня представлена не исключительной натурой,
а жертвой социальной системы, в которой она живет. Исходя из этого,
произведение «Монахиня» можно смело назвать социально-психологическим романом,
в котором писатель развенчивает монастыри как порождение всего жизненного
уклада феодально-абсолютиского общества. Насилие над личностью бедной [1]
Длугач Т. Б. Дени Дидро. –
Москва : Мысль, 1986. – 256 с. [2]
История зарубежной литературы
XVIII века / Л. В. Сидорченко, Е. М. Апенко, А. В. Белобратов и др. – Москва :
Высшая школа, 2001. – 335 с.