Контрольная работа на тему Образ царицы Сумбеки в «Казанской истории».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Исторический образ царицы Сумбеки (Сююмбике) 4
2. Сюжет «Казанской истории». 7
3. Соотношение образа реальной Сумбеки (Сююмбике) и в
«Казанской истории» 11
Заключение. 15
Список источников и литературы. 17
Введение:
О судьбе казанской царицы Сумбеки (Сююмбике)
подробно рассказано в «Казанской истории» — обширном сочинении XVI в.,
посвященном завоеванию Казани Иваном Грозным. Взятие Казани трактуется в этом
тексте как эквивалент взятия Царьграда (или цареградских областей), которое, в
свою очередь, является эквивалентом овладения царственной силой. Женским персонажем,
в «Казанской истории» выступает Сююмбике.
Феномен Сююмбике – это одно из последних проявлений
инерции ордынского единства. Ногайская княжна становится казанской ханшей,
женой хана из крымской династии, а затем суженой касимовского хана – вот такое
своеобразное переплетение бывших частей одной из великих держав средневековья.
Вскоре это переплетение станет невозможным в силу
исчезновения с лица земли отдельных ханств, завоевания других. Конечно, еще
очень долго будет сохраняться пристальное внимание историков, этнографов к этой
фигуре татарской и казанской истории.
Казанская царица Сююмбике занимает важное место в
коллективной памяти татарского народа. Кроме того, Башня Сююмбике является
основным элементом архитектурного облика Казанского Кремля и продолжает
выступать источником туристического мифотворчества, делая образ татарской
царицы легендарным. Все эти моменты актуализируют научное изучение образа
Сююмбике как особого явления татарской культуры.
Заключение:
Рассказ о царице Сумбеке в «Казанской
истории» ориентирован на определенный комплекс восходящих к фольклору
канонических представлений. Но этот канон подвергся в «Казанской истории» столь
существенной трансформации, что скорее здесь следует говорить о его разрушении.
История брака Сумбеки и Шигалея на первый взгляд кажется исполненной
противоречий. Сумбека неоднократно изъявляет свою готовность стать женой
Шигалея, но, когда он становится ее женихом, посылает ему отравленное угощение
и сорочку, пропитанную ядом. Разгадав ее умысел, разгневанный Шигалей
отправляет царицу, как полонянку, в Москву. Оплакивая свою участь, Сумбека
горько упрекает Шигалея в том, что он не пожелал взять ее в жены. Упрек кажется
не вполне уместным после попытки извести жениха. Но по прошествии времени брак
все-таки заключен.
Противоречия и неувязки этой истории
снимаются, как только она оказывается осмысленной через фольклорный канон. По
отношению к Шигалею Сумбека ведет себя как непобедимая эпическая невеста,
добыть которую можно только пройдя через специальные испытания. Жених или его
заместитель, не выдержавший испытаний, обречен смерти. Тот же, кто их
выдерживает, получает невесту. Сумбека и ее мусульманский город Казань как будто бы идеально
подходят для истории о завоевании невесты из чужого мира. Казань – змеиное
царство, основанное на месте змеиного гнезда. Гнездо извели с помощью
волхвования, но змеиные свойства передались казанцам: на протяжении всего
повествования они уподобляются змеям. Змеиная семантика должна была бы
подкреплять разворачивание брачного сюжета по фольклорному канону. Борьба
русских с казанцами соответствует змееборческой акции, которая во множестве
эпических сюжетов о героическом сватовстве предшествует добыванию невесты из
«чужого» мира. Но в «Казанской истории» – и это главное происходящее в ней нарушение
канона, – в корне меняется представление о природе взаимодействия с «чужим»
миром.
В контексте политических событий
эпохи это вполне объяснимо. Иван Грозный не получает чужое, а распространяет
свое: власть русского христианского царства. И захватывая чужие земли, трактует
их как свои собственные, исконно русские. Благодетельного взаимодействия с
«чужим миром» такая модель не предполагает. Между тем взятие Казани
действительно ориентировано на взятие Царьграда. Но в силу описанных сдвигов
эта ориентация утрачивает ценнейшие крупицы своего сущностного смысла,
сопряженного с канонической фольклорной природой взаимодействия с чужим миром.
И эти изменения находят самое явственное свое выражение в истории царицы
Сумбеки и ее брака с Шигалеем. При всем соответствии их истории эпическому
сюжету о непобедимой невесте, каноническое развитие этого сюжета в ней
нарушено.
Фрагмент текста работы:
. Исторический образ царицы Сумбеки
(Сююмбике) Каждый, кто хотя бы раз побывал в Казани, знает
красивую легенду о царице Сююмбике. Согласно ей, Иван Грозный, прослышав о
сказочной красоте казанской царицы, прислал в Казань своих сватов. Гордая
красавица незамедлительно отказала русскому царю.
Тогда Иван Грозный решил применить силу – пошел на
Казань с огромным войском и осадил город. Сююмбике, чтобы спасти своих
подданных, согласилась выйти замуж, но при одном условии – если русский царь за
семь дней сможет возвести в Казани высокую башню.
Обрадовавшийся царь принимает ее условия, и
начинается строительство. На исходе седьмого дня башня была готова. Тогда
Сююмбике поднялась на самый верхний ярус и бросилась вниз головой. Так она
погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной
дочери татарский народ назвал башню ее именем[1].
Несмотря на имеющиеся исторические факты, это не
более, чем всего лишь красивая легенда. Давно доподлинно известно, что Сююмбике
была замужем за ханом Сафа-Гиреем, а после изгнания Сафа-Гирея из Казани на
ханский престол был посажен Шах-Али, который увез царицу в г.Касимов, где она
тихо и незаметно дожила свой век. Там же можно найти и ее могилу.
Сююмбике – дочь знатного ногайского бека Юсуфа,
потомка знаменитого Идегея. Жена казанских ханов Джан Али (1533–1535),
Сафа-Гирея (1536–1549) и Шах-Али. После смерти Сафа-Гирея стала правительницей
Казанского ханства (1549–1551) в качестве регентши своего малолетнего сына
Утямыш-Гирея[2].
Сююмбике
правила до 1551 года, пока давление Москвы на казанскую знать не стало
настолько велико, что те согласились выдать ее царю Ивану IV Грозному. Сююмбике
отправили сначала в Свияжск, потом в Москву и, наконец, в Касимов, где ее
выдали замуж за касимовского хана Шах-Али. Ее сын Утямыш-Гирей остался на
воспитание при Иване Грозном, его крестили в Москве под именем Александра
Сафакиреевича. В Казани же стал править не московский ставленник, а вызванный
казанцами астраханец Ядыгар-Мухаммед. Он стал последним казанским ханом – в
октябре 1552 года город взяли войска Ивана Грозного[3].
Шах-Али
не раз появлялся в истории Казани. В 1519 году промосковские силы во главе с
Булатом Шириным посадили его на казанский престол. С ним же в Казань прибыл
русский посол Федор Карпов, который не устроил казанцев, из-за чего в 1521 году
новоиспеченного хана свергли. Позже он недолгое время правил Каширой и
Серпуховом, после чего его уличили в связях с Казанью и сослали в Белоозеро.
Затем хана простили и отправили в Касимов. Шах-Али несколько раз ходил с
войском на Казань в русско-казанских войнах. В том числе он участвовал во
взятии города Иваном Грозным.
Кроме
того, Шах-Али был братом Джан-Али – первого супруга Сююмбике. Она могла стать
женой Шах-Али еще в 1535 году – для отца Сююмбике была инструментом
политической борьбы, поэтому, чтобы наладить отношения с русскими правителями
после смерти Джан-Али, Юсуф хотел выдать Сююмбике за его брата.
В 1551 году царица была вынуждена вместе с сыном
покинуть Казань. Примечательно, что Сююмбике – одна из первых
мусульманок-правительниц, глав государств в исламском мире. В исторической
памяти татарского народа ее судьба символически переплелась с трагической
судьбой Казанского ханства. Для татар эта фигура на веки не только вплетена в
народные легенды, но стала образцом, эталоном женской красоты, патриотизма и
самоотверженного служения своему народу.
Ногайская принцесса, мать наследника казанского
престола, супруга хана, женщина, политический деятель – в этих ипостасях она
вошла в нашу историю и историческую память, став символом огромной эпохи. В
памяти ногайского народа образ Сююмбике связан с ее ролью как смелой, волевой
женщины, государственного деятеля, матери, оплакивающей своих сына и супруга,
женщины, ставшей во главе Казанского ханства в минуту большой опасности,
сделавшей немало для сохранения национальной независимости татарского народа. [1] Мухаммедшин Г. Семь ступеней башни
Сююмбике. Историко-публицистический очерк о древнейшем архитектурном памятнике
на территории Казанского Кремля (XVI–XX вв.). Казань: «Дом печати», 2002. 188
с. С. 21. [2] Гайнанов
Ф.Н. Золотая Татария: (по страницам исторических книг)
/ [Гайнанов Ф. И.]. Уфа: Белая река, 2016. 499 с. С. 274. [3] Котляров
Д.А. Московское государство и народы Поволжья в XV-XVI вв.: диссертация …
кандидата исторических наук: 07.00.02. СПб., 1999. 327 с. С. 99.