Контрольная работа на тему О способах воздействия на слушателя
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1 Устная публичная речь как один из способов воздействия на слушателя 3
2 Тактика оратора: принципы, способы, приемы 8
3 Техники воздействия на аудиторию 11
Заключение 13
Список использованных источников 14
Введение:
По многим определениями ораторство — это сильный рычаг воздействия на слушателей. Можно наблюдать истоки ораторского искусства еще в V в. до н.э., когда возникла «риторика». Риторику относят к древнейшему искусству, которое появилось как ответ на практическую потребность общества. Вопрос общества решались на собрании, когда публично слушался суд, достаточно многолюдными были праздники. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями называют Платона и Аристотеля. К числу наиболее прославленных ораторов того времени можно отнести Демосфена, Сократа, Перикла. Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль в политике, коммерции и в повседневной жизни.
Сегодня проблемы вербальной коммуникации, в частности искусства речи, исследует ряд дисциплин, центральной из них считают риторику (в частности ораторское искусство). В свою очередь, ораторское искусство опирается на ряд дисциплин — философию, логику, психологию, педагогику, этику, эстетику, литературоведение, лингвистику. Ораторское искусство можно считать лишь одним из направлений риторики.
Именно в связи с этим в наше время ораторское искусство считается одним из специфических видов человеческой деятельности.
Целью данной контрольной работы является изучение способов воздействия на слушателя.
Заключение:
Итак, процесс современной ораторской речи — это сложное и многогранное явление, совокупность и взаимодействие ряда элементов, каждый из которых характеризуется целым комплексом свойств и качеств.
Понимание сути процесса ораторской речи, постоянное совершенствование своих знаний — обязательное условие грамотности оратора. Без этих знаний он в значительной степени действует вслепую, тогда как возможность обзора всей модели процесса способствует выбору или учету таких оптимальных переменных, то есть условий, качеств, свойств и действий взаимосвязанных элементов, которые объективно обеспечивают успех ораторской речи в любой конкретной среде, при любых обстоятельствах, уменьшая тем самым возможное негативное влияние случайностей.
Каждый оратор должен стремиться совместить вынужденное и непринужденное внимание аудитории, что всегда будет важной психологической предпосылкой его успеха. Опытный оратор всегда учитывает время собрания слушателей: днем или вечером, после работы или в выходной день.
Фрагмент текста работы:
1 Устная публичная речь как один из способов воздействия на слушателя
Публичная речь – это основа ораторского искусства. Для того чтобы выступление было качественным, нужно следовать некоторым правилам воздействия устной речи на слушателя [2, с.175]:
• выступающий должен сам всесторонне овладеть темой, четко представлять свои задачи и суть вопроса;
• выступающий должен быть убежден в своей правоте и постараться убедить в ней слушателя. Очень важно, чтобы лектор не сомневался в своих ответах;
• нужно продемонстрировать личную заинтересованность в процессе, в теме, в раскрытии таковой и внимание к аудитории;
• необходимо стараться психологически воздействовать на публику. Люди должны разделить творческий поиск оратора, пойти за ним;
• необходим план вашего выступления: в виде тезисов, записей или конспекта, чтобы речь звучала интересно и логично. Но зритель не должен ощущать этого. Нельзя стоять все выступление, уткнувшись в записи. В идеале план должен быть у оратора в голове;
• правильное поведение во время выступления. Сюда входит как внешний вид оратора, так и его культура речи и тактичность поведения с возможными оппонентами.
К этим условиям можно причислить хорошее знание языка и умение пользоваться этим знанием.
Поскольку оратор и аудитория в процессе коммуникации взаимодействуют друг с другом, главным субъектом процесса риторики считают оратора (от лат. «Оrarе» — говорить), а людей, к которым направлены его слова, — аудиторией (от лат. «Audire» — слышать, слушать).
Искусство публичного выступления принадлежит к области риторики, ведь риторика, ораторское искусство, как филологическая дисциплина, изучающая художественный язык, прозаическую и устную речь, которая в своей основе тесно связана с поэтикой и стилистикой. Предметом риторики является прозаический, «крашеный», т.е. «художественный» язык и правила его построения.
Отдельный процент внимания аудитории к публичной речи занимает ее внимание к структурному оформлению устной публичной речи, которое должно включать введение, основную часть и завершение.
Кроме того, аудитория отмечает собственную уверенность оратора, способность излучения ним уверенности, его собственные положительные ощущения от своей речи, возможности их передачи аудитории.
Составляющие элементы современной публичной речи совпадают с классическим определением искусства речи, которое не претерпело существенных изменений со времен древних греков, которые определяли три категории, характеризующие акт языкотворчества, а именно [1, с.88]:
• риторический логос (Logos);
• риторический пафос (Pathos);
• риторический этос (Ethos).
Риторический логос представляет собой аргументацию в языке, которая связана с пониманием действительности. Логос способствует активизации пафоса. В свою очередь, риторический пафос характеризуется как волевая категория, поскольку пафос есть страсть, основным мотивом которой является стремление к тому, чтобы аудитория приняла решение.
Пафос, то есть эмоции, которые реализуются во время речи в тональности голоса и невербальном языке, пробуждают в аудитории соответствующий отзыв. Риторический этос определяется эмоциями оратора и является эмоциональным оттенком, который оказывается при чтении текста драматического содержания.
Риторический этос является категорией доверия, при условии, что выступающий должен установить доброжелательные отношения с аудиторией. Этому служит преамбула, которая привлекает внимание аудитории и визуальный контакт, которые являются ключами пафоса.
В свою очередь, пафос, который отражается аудиторией, усиливает пафос самого оратора. Форма выбранной аргументации важна, но еще более важно, чтобы она была правильно структурирована и изложена лаконично и убедительно.
Когда устная публичная речь имеет ясный и упорядоченный характер, слова и жесты того, кто делает речь, проявляются сильнее и кажутся более убедительными.
Устная публичная речь является подготовительно-импровизационной, и по степени подготовленности речи делятся на два типа [2, с.64]:
• спонтанные;
• подготовленные.