Контрольная работа на тему НЭП как антикризисная политика.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Переход к новой экономической политике (НЭПу) 4
2. Нэп как государственный капитализм 9
3. Свертывание НЭПа и формирование командной экономики 14
Заключение 17
Список использованной литературы 20
Введение:
Экономическая политика большевиков в 1920-е годы относится к числу проблем, интерес к которым не только не угасает, но и с течением времени даже усиливается.
Актуальность данной темы обусловлена двумя основными моментами: во-первых, состоянием обществоведческой мысли по вопросам, связанным с новой экономической политикой, а во-вторых, значимостью для России этого периода ее истории.
Проблема экономического развития государства в современных, достаточно сложных условиях, базирование российской экономики на рыночных принципах, изменение методологических подходов актуализировали исследования данной темы.
Одним из приоритетных направлений современных исторических и историко-экономических исследований стало изучение рыночных отношений в контексте НЭПа большевиков. Анализ работ этой проблематики, вышедших в последнее десятилетие, свидетельствует о необходимости нового рассмотрения вопроса экономической политики большевиков.
Целью исследования является процесс становления и развития экономической политики советского государства в 1920-е гг.
В этой связи необходимо решить целый ряд задач:
— рассмотреть причины и характер перехода большевиками к новой экономической политике (НЭПу)
— проанализировать новую экономическую политику большевисткого правительства как государственный капитализм;
— исследовать процесс свертывания НЭПа и формирования командной экономики.
Заключение:
Экономическая политика большевиков на начальном этапе в 1920-х годах характеризуется продолжением политики «военного коммунизма», который в последствии был заменен НЭПом.
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (НЭП) Кремля получила такое название от руководства РКП (б), лично В.Ленина, чтобы отличить ее от предыдущей политики «военного коммунизма». Она была основана в марте 1921 года и продолжалась до введения чрезвычайных мер 1927-1928 гг. по хлебозаготовкам. Как и «военный коммунизм», нэп выходил за пределы экономической и социальной политики. Если «военный коммунизм» был попыткой руководителей РКП (б) воплотить в жизнь утопические идеи «Манифеста коммунистической партии» К.Маркса и Ф. Энгельса методом «красногвардейской атаки», то эпоха нэпа стала отрицанием политики экспроприаций и отказом от надежд на немедленное развертывание мировой коммунистеческой революции. Она характеризовалась восстановлением рыночных отношений, возрождением и поисками путей форсированной модернизации СССР.
Декретом СНК РСФСР от 24 мая 1921 года кооперативам и индивидуально хозяйствующим крестьянам предоставлялось право свободно продавать продукты, которые оставались после внесения натурального налога. Начиная с июля 1921 года, все желающие могли взять лицензию на торговлю. Одновременно вводилась государственная и кооперативная торговля, появились товарные биржи, синдикаты и оптовые ярмарки.
Приказом СНК РСФСР «О проведении в жизнь начал новой экономической политики» от 9 августа 1921 года государство не несло ответственности за поставки для национализированных предприятий и их работников. Мелкие промышленные заведения передавались кооперативам, артелям или частным лицам, не исключая бывших владельцев. Крупные предприятия оставались в государственной собственности и объединялись в тресты, работавшие на основе самоокупаемости (хозрасчета). Рынок, в котором оказывались хозрасчетные тресты, был отрезан от мирового рынка монополией внешней торговли и почти или полностью монополизирован, лишен конкуренции предприятий других форм собственности. Трестовский хозрасчет был только бледным отражением реальной рыночной экономики.
Зато экономические отношения между городом и деревней складывались в значительной мере на основе свободного рынка, то есть по закону спроса и предложения. Отказавшись от принудительного изъятия продукции в мелких товаропроизводителей (крестьян, кустарей, ремесленников), государство старалось использовать экономические возможности для отчуждения их прибыли. Будучи фактическим монополистом в производстве основных видов промышленной продукции и главным покупателем сельскохозяйственной продукции, государство могло устанавливать продажные и закупочные цены, устраивая выгодный для себя ценовой перепад ( «ножницы цен»).
10 октября 1921 Всероссийский ЦИК принял декрет «О мерах по упорядочению финансового хозяйства». Советским и хозяйственным органам было приказано экономно расходовать средства, чтобы максимально сократить эмиссию совзнаков. 12 октября 1921 года был учрежден Государственный банк с отделениями в регионах.
Легализация частной инициативы вызвала к жизни торговцев-оптовиков, маклеров, комиссионеров, владельцев или арендаторов предприятий. Власть пользовалась их услугами, но достаточно презрительно называла их нэпманами.
Наступление на нэпманов началось после провозглашения ХIV съездом ВКП (б) (декабрь 1925 года) курса на индустриализацию. Растущие с 1926 года капитальные вложения в промышленность создали на рынке ситуацию товарного голода. В связи с немотивированными экономически мерами правительства по снижению цен, которым должны были подчиняться все хозяйствующие субъекты, началось свертывание промышленной и торговой деятельности частного капитала. В июне 1926 года был введен единовременный налог на нэпманов. Через некоторое время его повторили с более высокими ставками обложения. В 1927 году наступление на нэпманов продолжалось, что привело к исчезновению частного капитала из легальных форм предпринимательской деятельности. За дело взялось ГПУ, которое изымало у частных предпринимателей валюту и драгоценности.
Фрагмент текста работы:
Переход к новой экономической политике (НЭПу)
После завершения гражданской войны, в 1920-х гг. на первый план вышла задача восстановления народного хозяйства. Переход к развитию в условиях мира требовал также изменения методов управления экономикой страны. Военизированная система управления, бюрократизация аппарата, недовольство продразверсткой вызвали весной в 1921 году внутриполитический кризис, который проявлялся в восстаниях и забастовках на предприятиях.
Крестьянство не желало выдерживать груз продразверстки. В зимние месяцы 1920-1921 гг. центральная черноземная область России и Украина, где давление на крестьян со стороны государства было особенно большим, превратились в арену массовых восстаний.
Введение новой экономической политики нередко связывают с восстанием матросов и рабочих Кронштадта, которое началось 28 февраля 1921 года и проходило под лозунгами восстановления свободной торговли и отмены комиссарской диктатуры. Ленин тоже подчеркивал взаимосвязь этих событий, аргументируя необходимость отказа от продразверстки. Действительно, неожиданное восстание на военной базе, которая считалась символом революции, заставляло критически осмыслить пройденный с 1917 года путь.
Руководители партии убедились и в том, что управление промышленностью на основе «единой фабрики» не срабатывает. Главной причиной поражения под Варшавой в войне с Польшей стал паралич промышленности и железных дорог. Решающий шаг в изменении экономической политики был сделан на Х съезде РКП (б).
Однако решение об отказе от реквизиционного принципа во взаимоотношениях города и села созрело в высших эшелонах власти ранее — в течение января 1921 года. Еще в декабре 1920 года Ленин подписывал один за другим декреты, которые готовили отмену товарно-денежных отношений. А уже 4 февраля 1921 конференция рабочих-металлистов в Москве приняла по его докладу резолюцию, в которой требовалось заменить продразверстку натуральным налогом.
Поскольку на продразверстке держалась вся построенная в течение трех лет экономическая система, важно установить, при каких обстоятельствах руководство государственной партии решило отказаться от нее, и тем самым — от немедленной реализации партийной программы.
В течение января 1921 года руководитель партии большевиков занимался почти исключительно кризисом в верхах, которая проявилась в форме профсоюзной дискуссии. Этому кризису было посвящено две его брошюры и несколько выступлений. Несомненно, Ленин в это время взвешивал целесообразность отказа от продразверстки, но по этому поводу не высказывался. Молчание тем более красноречиво, что вопрос о «настроениях среди крестьян» специально рассматривался на пленуме ЦК РКП (б) 12 января. ЦК создал комиссию, призванную «обсудить возможные меры быстрого облегчения положения крестьян в некоторых из наиболее пострадавших от неурожая и т.п. губерниях» . Как видим, партийное руководство стремилось предотвратить развертывание гражданской войны паллиативными мерами. По рекомендации комиссии взыскание продразверстки было прекращено в 13 губерниях центральной России. В этом регионе хлеба было мало, а крестьянство опиралось реквизициям преимущественно путем вооруженных восстаний (так называемая «Антоновщина»).
Мысль о замене продразверстки налогом не случайно была сформулирована только в резолюции расширенной рабочей конференции. Нет сомнения в том, что именно Ленин тщательно отредактировал текст этой резолюции. Ему нужно было, чтобы ключевой тезис был объявлена от имени рабочей конференции.
8 февраля председатель наркомзема РСФСР Н. Осинский (В. Оболенский) сделал на политбюро ЦК РКП (б) доклад «О посевной кампании и положении крестьянства». Докладчика перевели в Наркомзем незадолго до этого заседания со специальным заданием: наладить государственное регулирование сельского хозяйства в соответствии с решениями VIII Всероссийского съезда советов. И ему пришлось признать, что дополнение продовольственной разверстки посевной является мертворожденной идеей.
Непосредственно на заседании политбюро из-под пера Ленина вышел документ, позже (в 1930 году) опубликованный под названием «Предварительный, черновой набросок тезисов относительно крестьянства». Это — первый документ, касающийся новой экономической политики. В нем предлагалось удовлетворить желание крестьян о замене разверстки хлебным налогом, уменьшить размер налога по сравнению с прошлогодней разверсткой и разрешить использование крестьянами излишков продукции после уплаты налога в местном хозяйственном обороте.
Тезисы Ленина были одобрены. Политбюро ЦК образовало комиссию в составе Л. Каменева, Н. Осинского и А. Цюрупы для подготовки на их основе проекта постановления ЦК. «Правда» с 17 февраля начала пропагандистскую кампанию, призванную обосновать будущий поворот в государственной политике .
24 февраля комиссия представила «Проект постановления ЦК о замене разверстки натуральным налогом» для Пленума ЦК. 7 марта комиссия наркома продовольствия РСФСР Цюрупы передала доработанный вариант документа на рассмотрение очередного пленума ЦК. После этого он был передан для окончательной разработки новой, третьей по счету комиссии в составе В. Ленина, Л. Каменева, А. Цюрупы и Г. Петровского. Отредактированный этой комиссией проект X съезд РКП (б) принял 15 марта без поправок.
Формулируя для съезда проект постановления о замене продразверстки продналогом, члены комиссий боялись позволить крестьянам свободно распоряжаться продукцией, которая оставалась после уплаты налога. Иначе говоря, они боялись возрождения рыночных отношений между городом и деревней. А точнее — легализации отношений, которые продолжали существовать в форме преследуемого властями такого явления, как «люди с мешками». Легализация торговли означало смертный приговор для коммунистической системы производства и распределения народнохозяйственной продукции. Поэтому, не вдаваясь в детали, Ленин оставил в окончательном варианте съездовского постановления о натуральном продовольственном налоге только короткую и туманную формулировку о том, что крестьяне имеют право использовать излишки своей продукции «в местном хозяйственном обороте» .